Страсбургский суд признал Россию виновной в пытках Тимура Тангиева

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Европейский суд по правам человека в Страсбурге 11 декабря признал, что житель Грозного Тимур Тангиев во время нахождения под стражей подвергся обращению, приравниваемому к пыткам. Россия обязана выплатить ему 45 тысяч евро компенсации морального вреда.

"Европейский суд по правам человека осудил Россию за пытки и несправедливое судопроизводство, которое было основано на признательных показаниях, полученных под пытками. В результате ингуш Тимур Тангиев был приговорен к 24 годам лишения свободы", - сообщила корреспонденту "Кавказского узла" Анастасия Кушлейко, юридический директор "Aстрея", партнера "Правовой инициативы по России".

По ее словам, дело "Тангиев против России" - первое рассмотренное Европейским судом дело в отношении заявителя-ингуша, которому инкриминировали участие в деятельности вооруженных бандформирований и убийства.   

"Тимур Тангиев уже 10 лет отбывает наказание в колонии строгого режима ФБУ ИК-6 Владимирской области, - говорит Анастасия Кушлейко. – Он обратился в Европейский суд с жалобой в 2005 году, а затем его интересы в ЕСПЧ представляла уже "Правовая инициатива по России".

Тимур Тангиев был арестован в Старопромысловском районе города Грозного в своем доме 11 апреля 2003 года и доставлен в ОВД Старопромысловского района, а затем в оперативно-разыскное бюро №2 (ОРБ-2) министерства внутренних дел. Он считает, что его арест связан с похищением 25 мая 2000 года его брата.

"С тех пор мы ничего не знаем о нем. По всей вероятности, его убили, но нам не выдали его тело, чтобы мы смогли похоронить. Я все время обивал пороги всех силовых структур, чтобы узнать – что же все-таки случилось с братом, на каком основании его похитили и убили. А через три года силовики пришли за мной", - рассказал Тимур Тангиев корреспонденту "Кавказского узла".

Вооруженные люди в масках избивали мужа ногами, прикладами автоматов, дубинками

Жена Тимура, Фатима, которая сейчас живет с детьми в Норвегии, пояснила, что с 2000 по 2003 год их семья жила в Ингушетии. "В апреле 2003 года приехали в Грозный. В нашем доме жила бабушка и двоюродный брат Тимура. Днем 11 апреля к нам буквально ворвались люди в масках, схватили мужа и стали его избивать. Наша двухлетняя дочь Амина бросилась к отцу, ее оттолкнули прикладом автомата, выбили два зуба, поранили лицо, у нее до сих пор шрам на лобике. Избивали мужа ногами, прикладами автоматов, дубинками. И все это на наших глазах. Издевались над нами всеми, даже бабушку заставили раздеться, думали, что она что-то прячет под жакетом", - вспоминает женщина.

Она рассказала, что люди в масках открыли ворота, загнали во двор машину, вытащили оружие, разложили его на земле и стали фотографировать. "Заставляли меня подписать какие-то бумаги, я отказалась. Поскольку мы с Тимуром не были зарегистрированы в ЗАГСе, то они стали меня обзывать самыми грязными словами. Это длилось вечность. Мужа увезли. На асфальте, где он лежал, осталась большая лужа крови", - отметила Фатима.

В те дни она была на девятом месяце беременности. После рождения дочери ей пришлось еще долгое время находиться в роддоме. Первый раз на свидание с мужем в СИЗО она пришла, как только выписалась из больницы.

"Я его увидела через стекло. Тимур сильно похудел, на голове шрам гноился. Он поднял футболку, на спине, на груди гематомы и прижоги на теле от сигарет и спичек. Я сначала не поняла, что это за пятна. Муж сказал, что спички и сигареты тушили об него. На руках ногти синие", - рассказала Фатима.

Пытали изощренно, избивали так, что сами уставали

"Когда меня забирали, я весил 89 килограммов. Через 70 дней непрерывных пыток я стал весить 59. Пытали изощренно, избивали так, что сами уставали. Когда был на грани потери сознания, начинали пытать электрическим током", - вспоминает Тимур Тангиев.

По его словам, под таким давлением он вынужден был подписать признательные показания. Но в октябре 2003 года отказался от них. "Я заявил, что подписал протокол допроса только потому, чтобы прекратились пытки. И что я не признаю себя виновным в предъявленных обвинениях. После этого моего заявления пытки электрическим током возобновились. Моему терпению пришел конец", - рассказал Тангиев. Тогда он пытался покончить жизнь самоубийством.

"В мае 2004 года, после проведенного прокуратурой ЧР расследования, утверждения Тимура Тангиева о пытках и принуждении его дать признательные показания были отклонены за отсутствием доказательств и были отмечены как попытка ввести суд в заблуждение и избежать уголовной ответственности", - рассказала Анастасия Кушлейко.

Верховный суд России сделал вывод об отсутствии убедительных доказательств применения пыток

По ее словам, 5 октября 2004 года Верховный суд Чеченской Республики признал заявителя виновным и приговорил к 24 годам лишения свободы. "Это решение было основано на признательных показаниях заявителя, большей частью полученных под пытками. При рассмотрении апелляции Верховный суд Российской Федерации оставил решение в силе, сократив срок заключения заявителя на несколько месяцев, и сделал вывод об отсутствии убедительных доказательств применения пыток или жестокого обращения в отношении заявителя", - продолжает Кушлейко.   

"За 70 дней под пытками я признался в семи убийствах. При этом четыре убийства я, как говорится в приговоре, совершил за один день в течение одного часа в разных районах Грозного. Как можно было со Старопромысловского района доехать до Октябрьского – это около 70 километров - за час, да еще за это же время убить четверых человек? И таких "доказательств" моей вины было много", - отметил Тимур Тангиев.

По утверждению Тангиева, человек, который по его делу проходил как понятой, на самом деле умер за год до его ареста.  

"Ни один свидетель, которые давали показания против меня, на суд не явился. Судья Хас-Магомед Мадаев сказал, что если бы он меня судил в Краснодаре или Ростове, то я бы вышел у него на свободу из зала суда. Но поскольку этот процесс проходил в Грозном, то он бессилен что-либо сделать. Здесь маховик запущен, чтобы сажали всех подряд", - заявил Тимур Тангиев.  

В июне 2005 года Тимур Тангиев обратился с жалобой в Европейский суд по правам человека. Он просил признать РФ виновной в нарушении ст.ст. 3 (запрет пыток), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), 6 (1) (право на справедливое судебное разбирательство беспристрастным судом), 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Европейской конвенции по правам человека.

Целью пыток было унижение Тангиева и признание его в уголовных преступлениях

Решения Европейского суда ждали с одинаковой надеждой как сам Тимур Тангиев, так и сотрудники "Правовой инициативы по России". Анастасия Кушлейко говорит, что "Европейский суд постановил, что заявитель подвергся обращению, приравниваемому к пыткам, целью которых было "унизить заявителя, заставить его подчиняться и вынудить его признаться в уголовных преступлениях".

"Суд также установил, что власти не провели эффективного расследования жалоб заявителя о пытках, ссылаясь на необъяснимые задержки и непроведение допросов свидетелей и медицинского персонала, - рассказала она. - Наконец, суд постановил, что было нарушено право заявителя на справедливое судебное разбирательство, учитывая, что обвинительный приговор был вынесен на основе признательных показаний, полученных под давлением. Заявителю, то есть Тимуру Тангиеву, было присуждено 45000 евро в качестве компенсации за моральный ущерб".

Также Анастасия сообщила, что с 2006 года Европейский суд вынес более 200 решений, касающихся случаев серьезных нарушений прав человека в Чечне, в том числе и 12 дел о применении пыток. "Проблема пыток и сфабрикованных судебных процессов в Чечне была задокументирована правозащитными организациями и Европейским комитетом по предотвращению пыток", - заявила Анастасия Кушлейко.  

Как сказал корреспонденту "Кавказского узла" Тимур Тамбиев, этого решения Евросуда он ждал три с половиной года. Он намерен использовать постановление Европейского суда для пересмотра приговора, вынесенного против него в 2004 году.

"Поеду в Грозный и буду добиваться справедливого суда", - сказал он. На вопрос, какое отношение  к нему сотрудников ИК-6 Владимирской области, Тимур ответил, что здесь все нормально. "Нет никаких притеснений и придирок. Относятся с пониманием", - сказал он.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"