Заявление Московского бюро по правам человека в связи с убийством К.Геккиева

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

5 декабря в Нальчике после вечернего эфира передачи "Вести Кабардино-Балкарской Республики" неизвестными был застрелен известный в республике телеведущий Казбек Геккиев. Убийство впечатляет своим хладнокровием и цинизмом. По сообщению полиции, к Казбеку подошли двое неизвестных и поинтересовались, тот ли он журналист, который ведет новости. Получив утвердительный ответ, они отошли на несколько шагов и выстрелили в голову. Со стороны представителей Следственного комитета последовал традиционный в подобных случаях комментарий: официальный представитель СК России Владимир Маркин заявил: "Следствием рассматриваются различные версии убийства, в том числе оно могло быть связано с профессиональной деятельностью Геккиева".

Об убийствах, избиениях журналистов нам приходится слышать часто. В стране со столь высоким уровнем коррупции, ангажированностью судов, пресса остается единственным источником информации, которая многим не нравится. Поэтому журналисты, пишущие на острые политические темы, о хищениях и коррупции, всегда рискуют здоровьем и жизнью. Но примечательно, что Казбек Геккиев не был автором ни одного острого или криминального репортажа, не готовил репортажей о проведении контртеррористических операций на Северном Кавказе. 28-летний журналист все два года работал в эфире и всего полгода вел вечерние выпуски новостей. Коллеги говорят о нем, что он и "мухи не обидит", со всеми был в хороших отношениях. В качестве диктора он читал в эфире новости, подготовленные другими журналистами.

Тем не менее, у коллег убитого есть сведения, что в его адрес также поступали угрозы. Вполне возможно, что сами новости, касающиеся экономических или политических событий в КБР, кому-то очень не нравились, и бандиты не собирались особенно разбираться, кто их готовит. Проще убить того, кто их озвучивает, – заодно это и предупреждение всем остальным. Если такая звериная логика стоит за убийством К.Геккиева, то это уже свидетельствует о полном криминальном беспределе. И основания к такой версии есть. По одним сведениям, группа неизвестных разместила в Интернете видеоролик, в котором называла поименно несколько ведущих вечернего эфира ГТРК "Кабардино-Балкария", с тем, чтобы они покинули эфир, угрожали молодым людям. По другим сведениям, в редакцию новостей присылали запись, на которой один из главарей боевиков обещает изуродовать, "оставив им улыбки навсегда", двух журналистов, подробно описывающих в эфире успехи контртеррористических операций. В результате ведущие Арина Жилясова и Азнор Аттаев уволились, а их место в эфире занял К.Геккиев.

Обратим внимание, что наутро следующего дня произошло покушение на замминистра транспорта Кабардино-Балкарии Владислава Дядченко. По пути следования его машины произошел взрыв. При взрыве никто не пострадал, Дядченко госпитализирован, но угрозы его жизни нет.

Являются ли эти преступления актами запугивания властных структур Кабардино-Балкарии? Конечно, нельзя исключать бытовых версий происшедшего, возможных мафиозных разборок. В любом случае, правоохранительным органам следует во всем предельно точно и оперативно разобраться. Но удивляет другое: ведущим новостей поступают угрозы, они вынуждены увольняться, а где при этом реакция правоохранительных органов? Почему не заводятся уголовные дела, почему не приставляется охрана к публичным фигурам, чья жизнь подвергается угрозам? Похоже, бесчисленные уроки нападений на журналистов ничему не учат наших правоохранителей.

А ведь только за последние два года сообщения об убийствах и избиениях журналистов поступали со всех концов страны:

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: "Разумеется, журналисты – обычные люди и могут, как и все, стать жертвами преступности, столь распространенной в России – на бытовой почве, на почве личных отношений. Вместе с тем, журналисты – это одна из "групп риска" среди людей, исполняющих свои профессиональные обязанности, и власти должны всегда помнить об этом. Должны – однако, судя по всему, не делают этого".

10 декабря 2012 года

источник: Московское бюро по правам человека