Суд рассмотрит иск жительницы Кабардино-Балкарии против Центра "Э" за объявление ее смертницей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жительница Кабардино-Балкарии Фуза Махотлова обратилась в правозащитные организации и СМИ с просьбой опровергнуть распространенные Центром "Э" МВД КБР сведения о том, что она якобы является террористкой-смертницей. Одновременно Махотлова обратилась в Нальчикский городской суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
"3 декабря 2011 года меня вызвали в Центр по противодействию экстремизму (Центр "Э") МВД по КБР. В ходе беседы они мне сказали, что в отношении меня поступило анонимное письмо. Но показать мне его отказались, сославшись на то, что информация является секретной и не подлежит разглашению", - рассказала Фуза Махотлова корреспонденту "Кавказского узла".
В ходе беседы, по словам Махотловой, у нее спросили, не является ли она мусульманской женой Бжикшиева А.Т., который был убит 21 сентября 2011 года в Сухуме в результате подрыва его автомашины.
"Я не была мусульманской женой данного человека, о чем и заявила. Более того, все находившиеся в кабинете сотрудники были знакомы с моим бывшим мужем, полковником полиции Махотловым Алимом Анзоровичем – командиром ОМОН МВД по КБР. В ходе беседы начальник центра попросил меня предъявить паспорт, чтобы снять ксерокопию с него в подтверждение того, что у меня не заключен мусульманский брак с Бжикшиевым. Я была в недоумении: общеизвестно, что в российском паспорте не делается отметка о заключении брака, не предусмотренного законами РФ. Однако, не ожидая подвоха, я отдала им паспорт. У меня взяли объяснение, после чего я ушла домой", - рассказала женщина.
По ее словам, к вечеру того же дня ей стали звонить родственники, знакомые и друзья, и сообщать, что по всей республике размещены ориентировки с ее фотографией. "Фото было скопировано с моего паспорта", - говорит Махотлова.
Фуза Махотлова рассказывает, что в ориентировке сообщалось, что ГУ МВД РФ по Южному федеральному округу "располагает оперативной информацией о том, что абхазские радикалы с целью отомстить за гибель своего лидера Бжикшиева А.Т. (по данным силовиков, был одним из руководителей экстремистского подполья КБР, участником вооруженного нападения на Нальчик в октябре 2005 года. - Прим. "Кавказского узла") планируют совершить террористический акт на территории РФ с использованием террористки-смертницы".
"Сообщалось, что в качестве смертницы готовится одна из трех мусульманских жен Бжикшиева А. с измененными установочными данными, и одной из предполагаемых террористок–смертниц является Махотлова Фуза Амадовна, 1957 г.р., уроженка КБР. Далее указывались телефоны дежурной части МВД", - вспоминает она.
Махотлова утверждает, что эта ориентировка создала реальную угрозу ее жизни. "А кроме того в сознании общественности республики я мгновенно превратилась в "террористку-смертницу". Информация обо мне также была распространена в Интернете", - сказала она.
6 декабря 2011 года Фуза Махотлова обратилась с жалобой в прокуратуру республики, а также к министру внутренних дел КБР о распространении в отношении нее ориентировки, содержащей сведения, не соответствующие действительности, фактически объявившей ее особо опасной преступницей.
10 января 2012 года из прокуратуры КБР Махотловой пришел ответ о том, что ее жалоба признана обоснованной, в связи с чем в МВД РФ по КБР внесено представление о проведении служебной проверки и привлечении к ответственности виновных лиц. Однако до настоящего времени никаких конкретных мер по ее реабилитации, по словам женщины, не принято. Последний раз по ориентировке, распространенной Центром "Э", Махотлову задерживали в августе 2012 года.
Махотлова заявляет, что в результате произошедшего она пережила сильнейший стресс, состояние ее здоровья резко ухудшилось, а все ее деловые партнеры (Махотлова занималась малым бизнесом) отказались от сотрудничества с ней. "Я осталась без средств существования, не могу устроиться на какую-либо работу. Все друзья, родственники, соседи, просто знакомые бояться общаться со мной, - отмечает женщина. -Логика общественности простая: или я должна быть оправдана, или должна понести наказание".
Как пояснила корреспонденту "Кавказского узла" Фуза Махотлова, в 2011 году она занималась поставками кондитерских изделий в Республику Абхазия, в ходе чего короткое время имела деловые контакты с Бжекшиевым, который являлся гражданином Абхазии и имел там сеть магазинов.
Махотлова просит правозащитные организации и СМИ оказать содействие в реабилитации ее имени и деловой репутации.
Адвокат, представляющий интересы Махотловой, отметил, что существенно нарушены конституционные права и интересы женщины. "Такая ориентировка на человека – подобна смерти", - заявил он. Адвокат считает, что у судебного иска есть перспектива, "тем более и прокуратура подтвердила, что в отношении Махотловой имело место грубое нарушение прав человека".
Руководитель Кабардино-Балкарского правозащитного центра Валерий Хатажуков считает, что Махотловой должен принести публичные извинения министр внутренних дел. "Мы считаем, что ее доброе имя должно быть восстановлено. Она должна быть полностью реабилитирована", - сказал он.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от представителей Центра по противодействию экстремизму МВД по КБР и министерства внутренних дел республики в связи с заявлением Махотловой.
Рассмотрение иска Фузы Махотловой в Нальчикском городском суде состоится 15 декабря.