Евросуд принял жалобу экс-главы ПЦ "Мемориал" и журналистов на их похищение в Ингушетии

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению жалобу бывшего главы правозащитного центра (ПЦ) "Мемориал" Олега Орлова и трех журналистов телеканала "РЕН" на действия силовиков в отношении них в ноябре 2007 года в Ингушетии накануне митинга протеста жителей республики против произвола силовиков. Суд уже направил России свои вопросы по существу жалобы.

Как сообщал "Кавказский узел", правозащитник и журналисты были избиты и похищены вечером 23 ноября 2007 года из гостиницы "Асса" в Назрани перед планируемой акцией протеста, поводом для которой стала гибель шестилетнего мальчика в ходе спецоперации в селении Чемульга Сунженского района Ингушетии 9 ноября.

В поданной в Евросуд жалобе заявители ссылаются на нарушение статьи 3 (запрещение пыток), статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также на нарушение статьи 1 протокола 1 к Конвенции (защита собственности). Евросуд принял жалобу к рассмотрению и направил России свои вопросы по ее существу, говорится в сообщении, размещенного на сайте суда.

Как сообщил ранее ПЦ "Мемориал", вечером 23 ноября 2007 года в Назрани около 15 вооруженных людей в камуфляже и масках вывели из номеров гостиницы "Асса" Олега Орлова, забрав у него компьютер, мобильный телефон, документы и деньги, и полуодетых, без обуви сотрудников телеканала "РЕН". При этом журналистов, по их словам, избили ногами и прикладами, а один из мужчин в форме сказал, что он из МВД. По словам Орлова, неизвестные спрашивали его о цели пребывания в Ингушетии.

В непрозрачных полиэтиленовых мешках на головах всех четверых посадили в "ГАЗель", сказав, что отвезут "в отдел". По словам заявителей в ЕСПЧ, когда машина отъехала от гостиницы, их похитители, угрожая расправой, приказали им молчать и пригнуть головы. Один из журналистов через дырку в пакете заметил, что похитители не прятали оружие, даже когда микроавтобус ехал по городу, из чего, вкупе с отсутствием у них акцента, сделал вывод об их принадлежности к российским силовикам.

Похитители привезли правозащитника и журналистов в поле, выгнали из машины, и, пригрозив убить их, если они еще раз приедут в Ингушетию, уехали. Без теплой одежды и нормальной обуви мужчины час шли по снегу, прежде чем добрались до ближайшей деревни, где местная милиция оказала им медпомощь. Вернувшись в гостиницу, Олег Орлов и журналисты обнаружили, что из номеров пропали все их личные вещи, включая одежду, деньги и кредитные карты, а также оборудование.

По факту похищения Орлова и журналистов следственные органы Ингушетии возбудили уголовное дело о незаконном проникновении в жилище, воспрепятствовании деятельности журналистов и вооруженном грабеже. В РОВД Назрани, где заявители давали показания, один из милиционеров сообщил, что похитители, вероятнее всего, были из ФСБ.

Орлов пытался переквалифицировать дело на превышение полномочий должностными лицами, однако ему было отказано в связи с отсутствием доказательств причастности силовиков к совершению преступления. В мае 2008 года расследование дела было приостановлено в связи с невозможностью установить подозреваемых.

Олег Орлов на правах потерпевшего по делу истребовал его материалы для подготовки жалобы на приостановление расследования, однако получил только их часть. Иски о предоставлении полного доступа к материалам дела ингушскими судами были отклонены, передает РАПСИ.

Ранее Олег Орлов заявил о своей уверенности в том, что целью похищения было не дать телевизионщикам снять массовый митинг протеста в Назрани

Автор: