Евросуд принял жалобу по делу осужденного за участие в НВФ жителя Чечни
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению жалобу Табарик Чудаловой, матери обвиняемого в участии в незаконном вооруженном формировании и покушении на жизнь сотрудников правоохранительных органов Муслима Чудалова, приговоренного к 21 году лишения свободы. Мать осужденного утверждает, что он подвергается пыткам и не непричастен ни к одному из вменяемых его преступлений.
Муслим Чудалов был осужден по статье 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего), статье 69 часть 5 (назначение наказания по совокупности преступлений) УК РФ. Заявительницу по делу Муслима Чудалова против России в ЕСПЧ представляет НКО "Правовая инициатива по России".
Истец просит присвоить делу Чудалова приоритетный характер
Как сказала корреспонденту "Кавказского узла" представитель НКО "Правовая защита по России" Анастасия Кушлейко, подготовлены необходимые документы, и в Европейский суд представлено прошение о присвоении этому делу приоритетного характера для ускорения рассмотрения жалобы Табарик Чудаловой в связи с тем, что жизни ее сына угрожает конкретная опасность.
Табарик Чудалова утверждает, что у нее есть доказательства невиновности ее сына. "Нас почти три года не было в Грозном. Когда началась вторая война, в 1999 году, мы покинули республику, жили на Севере. Вернулись домой в декабре 2001 года. Когда уезжали, сын учился в университете на третьем курсе. Вернувшись домой, хотел продолжить учебу, но за восстановление в университете потребовали большие деньги, которых у нас не было. 8 января 2005 года сына арестовали, обвинив его в том, что он является участником бандформирований", - рассказала она.
По словам матери осужденного, невиновность ее сына подтверждает то, что "люди, с которыми Муслим якобы совершал преступления против силовиков, были убиты". "Один - в марте 2001 года, в доказательство этого мной были представлены снимки чурта (надгробный памятник - прим. "Кавказского узла") с фамильного кладбища этого человека. Другого убили чуть позже, о чем свидетельствует справка УФСБ по Чеченской Республике. Никто из следователей даже не стал рассматривать эти документы. Перед судом, видимо, была поставлена конкретная задача - засудить еще одного "участника НВФ". Муслиму назначили наказание - 25 лет лишения свободы. Мы подали кассационную жалобу в Верховный суд России. Моему сыну снизили срок по минимуму, в принципе оставив в силе решение Верховного суда Чеченской Республики", - рассказала Чудалова.
По ее словам, решение обратиться в ЕСПЧ возникло после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. "А когда я предоставила в "Правовую инициативу" документы о том, как в Саратовской колонии издеваются над моим сыном,
какую "воспитательную" работу проводят сотрудники среди осужденных,
то представители "Правовой инициативы" подали прошение об ускорении
рассмотрения моей жалобы", - заявила она.
Чудалов заявляет о пытках в колонии
Осужденный Муслим Чудалов пятый месяц находится на лечении в областной туберкулезной больнице №1 УФСИН России по Саратовской области.
По словам матери осужденного, с 2007 года по 2010 годы Муслим Чудалов отбывал наказание в исправительной колонии во Владимирской области. "Я часто ездила туда на свидания с сыном. И ни разу он не пожаловался на действия сотрудников колонии. Да и у руководства ИК, с которыми я встречалась, нареканий на поведение моего сына не было. Когда же его перевели в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Саратовской области все изменилось в худшую сторону", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Табарик Чудалова.
Меня подвесили на наручниках и стали избивать дубинками
В своей жалобе на имя адвоката Абубакара Манаева сам осужденный Муслим Чудалов пишет, что избивать его и сокамерников начали утром 25 апреля. "Меня подвесили на наручниках и стали избивать дубинками. При этих пытках я потерял сознание. Мне привели врача. Она измерила давление, сделала укол. После этого они вновь меня повесили и стали избивать. Через некоторое время стало плохо с сердцем. Вновь привели врача и она сделала укол. Они опять стали избивать меня и все снимали на видео. Они - это начальник ОБ УФСИН РФ по Саратовской области А.Кибалко, начальник ФКУ ИК-4 С.Девяткин, а также сотрудники ФКУ ИК-4 Д.Шалагин и В. Рожков. На следующий день начатый накануне "воспитательный процесс" старших по званию продолжил прапорщик внутренней службы Д.Петраков. ", - говорится в жалобе осужденного.
Согласно рапорту прапорщика, во время проведения внепланового обыска 26 апреля 2012 года в 14.05 "осужденный Чудалов М.М. демонстративно отказался от проведения полного личного обыска, стал оказывать сопротивление". "Ему было предоставлено достаточно времени для прекращения противоправных действий. После чего в 14.10 в отношении осужденного Чудалова М.М. было применено специальное средство "ПР-73" 4 раза по мягким частям тела (ягодицам). Пытаясь уклониться от захватов сотрудников, по личной неосторожности Чудалов М.М. ударялся различными частями тела (голова, туловище, ноги) о различные предметы интерьера камеры (стол, скамья, и другое)", - говорится в рапорте прапорщика Д.Петракова.
"Руководство ИК-4 не хотело меня пускать к моему подзащитному. И только после вмешательства прокуратуры, мне дали возможность встретиться с Муслимом. Когда я 11 мая увидел его, то пришел в ужас от его вида. Даже спустя две недели на его теле были многочисленные синяки на лице, в области спины, предплечьях, и на ногах. Был поврежден сустав левого плеча, на руках следы от наручников", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Абубакар Манаев.
В УФСИН отрицают нарушения со стороны сотрудников колонии
Адвокат считает, что "сотрудники ИК-4 творят беспредел, потому что уверовали в свою безнаказанность". "Начальник ФКУ ИК-4 полковник Девяткин мне, защитнику, цинично заявил, что он бил и будет бить осужденного Чудалова, но теперь он это будет делать по закону, то есть, не оставляя синяков", - сказал Абубакар Манаев.
Адвокат направил жалобу прокурору по надзору за соблюдением законов в ИУ Саратовской области Михаилу Бровкину. Тот в свою очередь направил ее для проверки в Пугачевский межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по Саратовской области (ИК-4 находится в городе Пугачев Саратовской области - прим. "Кавказского узла"). Проверка была поручена старшему следователю старшему лейтенанту юстиции А. Коршунову.
Согласно принятому после проведенной проверки документу, "в действиях сотрудников ФКУ ИК-4 УФСИН России по Саратовской области Девяткина С.А., Шалагина Д.А., Рожкова В.М., Кибалко А.Н. отсутствует состав преступления, предусмотренного ст.286 УК РФ, так как вышеуказанные сотрудники физическую силу в отношении осужденных не применяли".
В этом же документе говорится, что применение специальных средств "ПР-73" и наручников "БРС" в отношении сотрудниками ФКУ было законным и обоснованным.
В ответ на жалобу Табарик Чудаловой о противоправных действиях сотрудников ФКУ ИК-4 УФСИН России по Саратовской области по отношению к ее сыну Муслиму Чудалову начальник управления режима и надзора ФСИН РФ С.Смирнов сообщил, что "нарушений законности в отношении осужденного Чудалова в период отбывания наказания в ИК-4 не выявлено". "Информация о его оскорблениях, унижении чести и достоинства сотрудниками учреждения не подтвердились", - сообщил Смирнов.
Между тем, в статье "Пытки под аккомпанемент", опубликованной в газете "Саратовский криминал" (No. 5, 2012 года) говорится о том, что осужденный Чудалов оказался в больнице после известных среди осужденных всех колоний, расположенных на территории этого субъекта федерации, событий 25-26 апреля этого года. В результате так называемых "внеплановых обысков" были подвергнуты физическому насилию многие осужденные, утверждает издание. Несколько сразу же попали на больничную койку, а один осужденный - Артем Сотников - скончался.