Чиаурели Михаил Эдишерович

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Режиссер, сценарист, актер театра и кино, скульптор, художник-иллюстратор. Народный артист СССР (1948 г.). Профессор ВГИКа (1951 г.).

Родился 25 января (6 февраля) 1894 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). В 1916 году окончил школу живописи и скульптуры в Тифлисе. В 1921 году участвовал в организации Театра революционной сатиры при Грузинском отделении РОСТА. В этом же году впервые снялся в кино (Арсен в фильме "Арсен Джорджиашвили"). С 1922 по 1924 годы жил в Германии, занимался в скульптурных мастерских, с 1924 по 1926 годы работал как скульптор в Тифлисе. С 1926 по 1928 годы М.Э.Чиаурели был актером и режиссером "Красного театра" при Пролеткульте. С 1926 по 1941 гг. он был также режиссером и художественным руководителем организованного им Грузинского театра музыкальной комедии.

Начиная с 1928 года Чиаурели работал режиссером в Госкинпроме Грузии (позднее переименован в Тбилисскую киностудию). Первые созданные им фильмы: "Первый корнет Стрешнев" (1928 г., совместно с Е.Л.Дзиганом), "Саба" (1929 г.), "Хабарда" (1931 г.). Фильм "Последний маскарад" (1934 г.) открыл серию историко-революционных фильмов, характерных для последующего творчества Чиаурели. C 1946 по 1955 годы Чиаурели работал на киностудии "Мосфильм", с 1955 по 1957 гг. на Свердловской киностудии. Был преподавателем киноактерской школы при Тбилисской киностудии, с 1950 по 1960 гг. преподавателем ВГИКа.

Имя режиссера в первую очередь связано с периодом "большого стиля" в искусстве, пришедшегося на годы сталинизма. Это посвященная грузинской истории картина "Георгий Саакадзе" (1942-1943 гг.), а также фильмы из советской истории "Великое зарево" (1938 г.), Клятва (1946 г., Золотая медаль на МКФ в Венеции в 1946 г.), "Падение Берлина" (1949 г., Государственная премия СССР за 1950 г., Большая премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах в 1950 г.) и "Незабываемый 1919-й" (1951 г., Большая премия МКФ в Карловых Варах в 1952 году). Созданная Чиаурели кинематографическая эстетика, сколь ни уязвима она для критики, тем не менее отличается своеобразной цельностью, а предложенный им образ Сталина - это именно образ, имеющий мало общего с реальным государственным и партийным деятелем.

Поздние фильмы режиссера не пользовались успехом у зрителей. Словно подводя итог работы в игровом кино, режиссер дал своему последнему игровому фильму красноречивое название "Иные нынче времена" (1965 г.), после чего едва ли не демонстративно обратился к мультипликации. Однако и в ряду вполне нейтральных мультфильмов "Певец зари" (1968 г.), "Петух-хирург" (1971 г.), "Блоха и Муравей" (1972 г.), "Кувшин масла" (1973 г.) выделяется лента, не без иронии названная "Как мыши кота хоронили" (1969 г.; так назывался знаменитый лубок, аллегорически рассказывавший о похоронах Петра I).

Чиаурели удостаивался звания лауреата Государственной премии СССР (в 1941, 1943, 1946, 1947, 1950 годах). Награжден 3 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

Дочь М.Э.Чиаурели - известная актриса театра и кино Софико Чиаурели.

Умер Михаил Эдишерович Чиаурели в Тбилиси 31 октября 1974 года.

Автор: