Шалва Нателашвили (Лейбористская партия Грузии): "Мы - единственная партия Грузии, которая бескорыстно пропагандирует и проводит дружескую, братскую политику в отношении России в эти тяжелые годы"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В преддверии парламентских выборов в Грузии, которые пройдут 1 октября 2012 года, на вопросы "Кавказского узла" ответил лидер Лейбористской партии Грузии, кандидат №1 партийного списка лейбористов Шалва Нателашвили.
"Кавказский узел" ("К.У."): Какова основная идея предвыборной программы вашей партии?
Шалва Нателашвили (Ш.В.): В случае прихода Лейбористской партии к власти как внутренняя, так и внешняя политика нашей страны резко поменяются в направлении создания действительно самостоятельной и независимой Грузии, а не сателлита России или США, и не "попрошаек" НАТО, куда нас не принимают, но все же Михаил Саакашвили лезет. Наши солдаты будут отозваны из Афганистана и из всех мест, где идут войны, которые не касаются Грузии. Начнется обязательно диалог с Россией, что, я очень надеюсь, приведет к открытию границ не только в экономическом плане, но и в человеческом: культурный и научный обмен, возвращение территорий (Абхазия и Цхинвальский регион).
Что касается социальной проблематики, могу сказать, что, если лейбористы придут к власти, то расходы на образование и здравоохранение будут покрываться из государственного бюджета. Начнется повышение налогов для богатых, ослабление налоговой "гильотины" для бедных, возрождение среднего и малого бизнеса, и, что самое главное, - грузинская политика очистится от крупных олигархов, криминала, которые "съели" нашу страну в течении этих лет. Пойдет процесс демократизации и свободных выборов, процесс сотрудничества Америки и России на нашей территории, - только не автоматами и танками, а в бизнесе, науке, образовании, в создании единого антитеррористического фронта, общей платформы против глобальных проблем.
"К.У.": А поконкретнее про изменения в социальной политике, - что вы собираетесь сделать в этой сфере?
Ш.В.: Дороги строили все правители, в том числе и Гитлер (он построил великолепные автобаны в Германии). Ну, что - вот и Саакашвили строит. Это должны все делать, это обязанность власти ,и поэтому это очень странно когда кто-то хочет этим подчеркнуть свою неповторимость.
У нас в стране - тяжелые экономические проблемы, и все в одном интервью не расскажешь. Но, в основном, мы должны разделить крупный монопольный бизнес. Приведу пример, чтобы вашему читателю было интереснее и понятнее: вот бывший министр обороны Грузии Давид Кезерашвили, конечно же не без помощи Саакашвили, сосредоточил в своих руках весь бизнес в области нефтепродуктов (и ввоз и продажа и транзит) и бензоколонки. И, разумеется, там работают только его родственники и приближенные к власти. Для остальных людей там работы нет, их выгнали, отняли бензоколонки и оставили без работы. А мы разделим эту монополию, и люди вернутся на свои рабочие места. Это делается очень легко, - самое главное, чтобы власть не была коррумпированной и не действовала по заказу крупных монополистов. Рабочие места автоматически появятся.
Когда строился нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, знаете кто там работал? Пакистанцы. А Дом юстиции китайцы строили. У нас что - в Грузии рабочие руки извелись? Вот эта политика и приводит к тому, что для наших граждан работы нет. А мы не будем такого делать, мы возьмем наших квалифицированных работников.
"К.У.": А что касается туризма? Будете развивать экономику в этом направлении?
Ш.В.: Понимаете, Саакашвили выдумывает велосипед, который не надо выдумывать. Грузия всегда была Меккой для туристов, особенно для российских, и не одно поколение россиян выросло на грузинских курортах. Саакашвили старается сейчас ориентиры поменять и тем самым привлечь туристов из Европы, Китая и т.д., но это практически невозможно, так как у них есть свои излюбленные курорты, - Турция, Таиланд, Египет. Поэтому надо делать ставку не на них, а на российских граждан.
Но пока между Путиным и Саакашвили такая напряженная обстановка, личная вражда, то, конечно, невозможно говорить о развитии этой отрасли. То, что Саакашвили отменил визы россиянами, хорошо, но все же это не глобальное событие.
И, вообще, для такой маленькой страны, как Грузия, массовый туризм опасен, и, в первую очередь, опасен для генофонда. Есть вероятность превращения населения страны в обслуживающий персонал, а ведь грузины кроме этого умеют заниматься фундаментальными науками, современными технологическими отраслями.
"К.У.": Планирует ли ваша партия инициировать какие-либо изменения в сфере законодательства, касающегося свободы слова и вещания, изменения в закон о выборах?
Ш.В.: Необходимо изменить весь закон о выборах, все его принципы. Все партии должны иметь одного представителя, а не так, как сейчас, - семь человек у партии власти, а у остальных по одному человеку. Участие в выборах для граждан должно быть обязательным (как это принято, например, в Латинской Америке). Если человек не участвует в решение судьбы своей страны раз в четыре года, тогда это должно быть административно наказуемо. И, что самое главное, у нас сейчас нет избирательных списков, - необходимо их составить. Ни Шеварднадзе, ни Саакашвили специально не составляли их, чтобы было легче выборы сфальсифицировать.
Что касается свободы слова. В Грузии сейчас нет свободного телевидения: одни - это "Мишавизия", другие – это "Бидзинавизия". Кто им платит, под ту дудку и пляшут. Вместо того чтобы угождать народу, телекомпании им угождают. О какой свободе слова может идти речь?
Поэтому и в сфере СМИ надо разрушить криминальную монополию, - без свободных СМИ не построишь никакую демократию. Мы будем выделять субсидии для газет, без этого наши печатные издания уже задыхаются. А что касается телевидении, то субсидии телекомпаниям не нужны. Пусть работают честно и справедливо, и, если у них будет широкая аудитория, то у них будет много рекламы. А на сегодняшний день, знаете, как реклама распределяется? Все идет под указанием президента. Запрещено размещать рекламу на оппозиционных телеканалах, и, если какой-нибудь бизнесмен на это осмелится, его сразу же арестуют. Так что все это уродство начинается с распределения рекламы.
"К.У.": На что необходимо сделать основной акцент в сфере экономики?
Ш.В.: Самое главное - развалить крупную монополию в стране и указать олигархам на свое место. Политика - это не их дело. То, что человек миллионер, еще не означает, что он — политик, и, что он должен быть в парламенте и решать вопросы законодательного или геополитического характера.
Иванишвили думает, что раз он смог во время дикого капитализма в России, в период, когда были заказные убийства и т.д., стать олигархом, то, значит, и политик из него хороший.
Да, он заработал деньги, после чего открыл банк в Грузии, где свои черные деньги "отмыл", узаконил и потом, в течении этих голодных лет, в Грузии он не людям помогал, а финансировал элиту, - актеров, художников, спортсменов, известных людей, которые имеют вес среди своих избирателей. Иванишвили превратил их в своих активистов, а сейчас, создав партию, всех привлек к ней как ручных мальчиков и девочек. Это уже не благотворительность, это злотворительность.
"К.У.": У вашей партии лозунг: "Отнимем у богатых - дадим бедным". Как Вы думаете, - не отпугнете ли вы таким образом всех бизнесменов в стране?
Ш.В.: Я очень сомневаюсь, что в Грузии есть бизнесмены, которые честным путем деньги заработали. Этот лозунг касается всех тех, кто приобрёл богатство нечестным путем, и, конечно же, под эту группу попадает и Бидзина Иванишвили. Ну, посмотрите, а Оланд во Франции не боится делать налогообложение для богатых 75%, что вызовет трения в обществе и ярлыки большевика и марксиста? Нет, он не боится, потому что народ требует так. Вся история человечества построена на борьбе с незаконно обогащенными людьми.
"К.У.": В чем принципиальные отличия Вашей предвыборной программы от программ Ваших соперников? Кого Вы считаете основным конкурентом? По каким вопросам с Вашими оппонентами у Вас кардинально противоположные позиции?
Ш.В.: Дело в том, что в Грузии нет других партий. В Грузии есть одна партия в классическом понимании этого слова - это Лейбористская партия. А где остальные партии? Эти партии, в которые входит только председатель или лидер и его супруга? И которым Иванишвили деньги платит и рты закрывает? Все остальные партии находились в каких-то коалициях, блоках, и были то с Гамсахурдия, потом с Шеварднадзе, Саакашвили, Патаркацишвили, а теперь вокруг Бидзины Иванишвили кружатся, путешествуют, - туристы, так сказать. А турист партией стать не может.
Основные конкуренты моей партии - это криминальная группировка Саакашвили-Иванишвили. Ведь они - птенцы из одного гнезда. Они все время были вместе и только ближе к выборам вдруг стали противниками, - ясно же, чтобы никого другого к власти не допустить. Например, - нашу партию. И, к сожалению, российское руководство занимает в этом вопросе тоже очень плохую позицию. Мы - единственная партия Грузии, которая бескорыстно пропагандирует и проводит дружескую, братскую политику в отношении России, в эти тяжелые годы, когда нас давили, дела против нас возбуждали. А в ответ - что мы получаем от российского руководства? Вначале они прислали к нам Саакашвили, приставили к нему Бендукидзе (российского олигарха). Когда в ноябре 2003 года Саакашвили ворвался в парламент, кто ему дверь открыл, не помните? Валерий Хабурдзания - друг Путина и тогдашний министр госбезопасности Грузии.
Прошло десять лет, и что? Путин нашел себе нового друга, в лице Бидзины Иванишвили. Мы точно знаем, что это решение Путина. Да, оно, конечно, было согласовано с американскими лоббистскими конторами, но все же — это факт. И я, как лидер Лейбористкой партии Грузии, прошу Россию не мешает нам в нашем деле. Россия - это нам Богом подаренный сосед, которого мы должны ценить и любить. Но то, что делает руководство России по отношению к Лейбористкой партии, -это не находится в рамках человеческой морали.
"К.У.": Каковы особенности этой предвыборной кампании по сравнению с предыдущими?
Ш.В.: Одно основное отличие от всех предыдущих выборов, это то, что по призыву Лейбористкой партии (в моем лице) высшие должностные лица согласились на теледебаты в прямом эфире. И я участвовал в дебатах с премьер-министром, а потом с председателем парламент Грузии. Могу сказать, что, конечно же, они проиграли дебаты и весь мир это увидел. К сожалению, ни Иванишвили, ни Саакашвили на теледебаты не явились.
"К.У.": Стало сложнее или проще проводить предвыборную агитацию?
Ш.В.: Надо говорить откровенно, - нам, в определенной мере, очень помогает квота бесплатной рекламы на всех каналах, облегчает нам работу. Раньше одна минута эфира до пяти тысяч долларов стоила. У нашей партии таких денег нет, поэтому мы благодарны бесплатной рекламе.
"К.У.": Изменился ли электорат?
Ш.В.: Появление Бидзины Иванишвили на политической сцене ровно год назад сильно ударило по рейтингу Лейбористской партии. Наш электорат, в основном, это неимущие слои населения, и как только они увидели олигарха на политической арене - ринулись к нему, думая, что он им деньги раздаст. В следствии этого мы потеряли большой процент электората. И сейчас мы пытаемся его возвратить, - а это очень трудный и болезненный процесс. И во всем этом замешана Россия, - этакий "подарочек" нам сделала.
"К.У.": Как провластные партии используют административный ресурс? Приведите, пожалуйста, примеры.
Ш.В.: Да не нужно никаких примеров, - вы посмотрите хронометраж дня и увидите как Саакашвили проводит предвыборную агитацию: в 9 часов утра он в Лагодехи (Восточная Грузия), а через час он уже в Западной Грузии. Летит на вертолете, затраты на который финансируются из бюджета страны. А на машине, чтобы преодолеть этот отрезок, нужно 6-7 часов. Вот так и тратятся административные ресурсы на предвыборную кампанию.
"К.У.": Как вы предполагаете противостоять использованию административного ресурса?
Ш.В.: У нас есть глава в законе об уголовном наказании, предусматривающий ответственность за использование административного ресурса и за другие нарушения во время выборов. И что вы думаете? За 20 лет ни разу по этому пункту в Грузии, в период массовых фальсификаций, никого не привлекали к ответственности. В этом-то и суть проблемы - как исполняют закон.
"К.У.": Замечали ли Вы в ходе предвыборной кампании нарушения со стороны соперников?
Ш.В.: Мои политические оппоненты - Иванишвили, Саакашвили - занимаются подкупом избирателей. Иванишвили подкупил членов нашей комиссии в Кварельском районе, а Саакашвили - полностью в Цалкском районе.
"К.У.": Были ли нарушения с вашей стороны?
Ш.В.: Нет. Какие нарушения? Мы же как ангелы...
"К.У.": Считаете ли Вы возможным нарушения в день голосования?
Ш.В.: Процесс фальсификации в Грузии развивался годами. Если десять лет назад кто-то врывался на избирательный участок, выключали свет и бросали в ящик уже заполненные бюллетени, то сейчас это не так: сейчас человека превратили в робота. Он принимает деньги, или подарок, или просто боится работу потерять, и из дома идет своими ногами, берет бюллетень и выбирает номер тех, кто заплатил, или кто запугал. Это хуже криминальной фальсификации, - это психологическая фальсификация.
"К.У.": Сколько наблюдателей собирается задействовать ваша партия в день голосования? Какие участки вы планируете охватить наблюдателями, а какие – нет? Почему?
Ш.В.: У нас - четырехтысячная комиссия. Еще - по два представителя в каждой комиссии. Всего около 15 тысяч человек задействовано. У нас во всех участках будет свой наблюдатель, кроме одного региона. Это Самцхе-Джавахетия. Там люди настолько напуганы, что никто не хочет идти в комиссию от оппозиционной партии.
"К.У.": Планирует ли ваша партия организацию совместного наблюдения за ходом выборов, координацию наблюдателей в режиме реального времени с другими партиями?
Ш.В.: С коалицией "Грузинская мечта" никаких координаций у нашей партии не будет. А с другими оппозиционными партиям, конечно, мы будем проводить координацию - как в день выборов, так и после них.
"К.У.": На какой процент голосов рассчитывает ваша партия?
Ш.В.: А это вы у господина Путина спросите. Это российская бомба, - в лице Иванишвили, - создала нам реальные проблемы.
"К.У.": Какие партии пройдут в парламент по итогам выборов? Как, по Вашему мнению, распределятся места в парламенте?
Ш.В.: Кроме нашей партии, в парламент пройдет Иванишвили и Саакашвили. Мы пройдем обязательно, без нас невозможно представить себе грузинский парламент. А как распределятся места, я не знаю.
"К.У.": С какими из политических сил вы готовы сотрудничать в парламенте? Готовы ли сотрудничать с политическими оппонентами? Если да, то в какой форме? Планируете ли формировать фракции с кем-либо из конкурентов?
Ш.В.: Мы не собираемся сотрудничать с ними. Мы будем вести борьбу против двух этих сил, так как это один и тот же состав. В команде Саакашвили - люди, которые вместо Бога, на НАТО молятся, а в состав коалиции Иванишвили, входят Усупашвили, Хидашели и Бердзенишвили — это такие проамериканцы, что даже больше самого Кеннеди, и тоже на НАТО курс ведут. Зачем их разделять, когда это одни и те же люди?
"К.У.": Какой путь решения проблем Абхазии и Южной Осетии отстаивает ваша партия?
Ш.В.: Во-первых, официально отказаться от вступления Грузии в НАТО и подождать реакции со стороны России. Если пойдут позитивные сигналы, тогда мы продолжим этот путь и начнем диалог с Россией. А что касается прямого диалога с абхазами и осетинами, - ну, это смешно. Мы все знаем, что они ничего не решают.
"К.У.": Какие, по Вашему мнению, первые шаги, которые надо сделать для нормализации грузино-российских отношений? Какова позиция вашей партии в этом вопросе?
Ш.В.: Ну, как вот Лейбористкой партии прийти к власти, когда Россия подарила миллиард долларов Иванишвили, а тот использует все эти средства не против Саакашвили, а против нас? Давайте будем после выборов говорить, как мы собираемся улучшать отношения с Россией.
А так, конечно же, максимальный нейтралитет будем держать против НАТО и против российского военного блока, - а в остальных вопросах мы готовы полностью сотрудничать с Россией.
"К.У.": Будет ли продолжена политика налаживания отношений с народами Северного Кавказа?
Ш.В.: Очень трудно сформироваться отношениям с Северным Кавказом, когда в одном ущелье живут народности, говорящие на 60-ти языках и не могут между собой разобраться и договориться, - а нам, отсюда из Грузии, еще сложнее определится по отношению к ним. Это - дело российского руководства, они сами должны вести диалог с этими народами. Что можем сделать мы, в Грузии, так это открыть Кавказский университет для молодежи, выделить на это средства из государственного бюджета. Пригласить всех этих студентов из Северного Кавказа к нам и сделать так, чтобы они вместе воспитывались в духе кавказской мужественности, солидарности, кавказского общего дома, чтобы мы были вместе против экстремизма и терроризма.
22 сентября 2012 года
С Шалвой Нателашвили беседовала собственный корреспондент "Кавказского узла" Эдита Бадасян.