Генпрокуратура СКФО просит Минюст проверить НКО Чечни и Ингушетии на предмет экстремизма

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Начальник управления Генпрокуратуры РФ в СКФО Алексей Цуканов призвал российское министерство юстиции проверить, на что некоммерческие организации (НКО) Чечни и Ингушетии тратят полученные из-за рубежа деньги. Представители НКО Чечни и Ингушетии говорят, что не боятся проверок надзорных ведомств. 

Цуканов: Минюсту необходимо проверить, куда идут полученные НКО из-за рубежа финансы

"Только за прошлый год в Чеченской Республике НКО получили 97 миллионов рублей иностранных средств, в Ингушетии - свыше 91 миллиона рублей. Мы должны знать, куда они идут", - заявил 24 сентября Алексей Цуканов на координационном совещании при главном управлении Минюста РФ по Ставропольскому краю.

Он считает, что такая проверка необходима, в том числе для того, чтобы исключить экстремистскую деятельность в организациях, занимающихся религиозной деятельностью.

Министерство юстиции РФ не обладает полной информацией о финансировании некоммерческих организаций в России, заявил, в свою очередь, глава ведомства Александр Коновалов.

"Более того, во многих случаях общественная деятельность не всегда в соответствии с законом осуществляется и финансируется вообще без создания юридического лица. По сути, мы не располагаем легальными возможностями оценки деятельности таких групп, потому что они сознательно не хотят регистрироваться в качестве некоммерческой организации", - отметил Коновалов.

По его словам, в связи с изменениями в законодательстве о статусе иностранного агента в законы внесены изменения в части контроля за финансовыми потоками, и сейчас у Росфинмониторинга будет больше возможностей и обязанностей по контролю за перемещением денежных средств.

"Речь идет о декларировании средств, определенной форме контроля. Мы будем эту информацию использовать, и в качестве плодов будут определенные формы реагирования, начиная от предостережения и заканчивая обращением в суд с требованием о ликвидации той или иной организации", - добавил министр юстиции.

По данным Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), озвученным на совещании, на территории региона зарегистрировано 1,8 тыс. НКО, из которых более 20 занимаются религиозной деятельностью, передает "Интерфакс".

В аппарате полпреда президента РФ в СКФО Александра Хлопонина рассказали, что финансовые операции НКО не контролируются. А сотрудник Росфинмониторинга по Северо-Кавказскому федеральному округу сообщил, что его структура может проверить НКО, но только по просьбе правоохранительных органов. При этом он не уточнил, поступали ли таковые, передает РИА "Новости".

НКО Чечни и Ингушетии не боятся проверок надзорных ведомств

Представители некоммерческих организации Чечни и Ингушетии, финансируемые из-за рубежа, заявляют, что не боятся проверок надзорных ведомств по расходу денежных средств и отвергают подозрения в пособничестве экстремизму.

Уполномоченный по правам человека в Ингушетии Жабраил Оздоев считает, что на территории республики нет религиозных организаций, финансируемых из-за рубежа.

"Здесь организации в основном занимаются бесплатной юридической помощью, предоставляют адвокатов, выпускают брошюры, они должны расходовать свои средства по уставу организации", - сказал Оздоев.

Об этом же говорит руководитель правозащитной организации "Машр", работающей в Ингушетии, Магомед Муцольгов.

"Мы тратим свои средства на бесплатную юридическую помощь, но из-за рубежа не финансируемся. Пусть лучше сами власти и правоохранители рассказывают, куда они тратят свои деньги, это будет больше интересно людям, к ним же нет претензий и подозрений, если они деньги хранят за рубежом", - заявил Муцольгов.

Представитель правозащитного центра "Мемориал" в Ингушетии рассказал, что организация в основном расходует средства на помощь переселенцам и беженцам, а также родственникам граждан, подозреваемых в участии в незаконных вооруженных формированиях.

"Все расходы контролирует главный московский офис, лично мы тратим деньги на содержание офиса, юридическую помощь беженцам и переселенцам, помогаем родственникам подозреваемых в участии в НВФ установить их место пребывания после их задержания", - сообщил представитель организации.

Представитель одной из НКО, работающих в Чечне, считает, что проверить источники финансирования общественных организаций "не повредит".

"В Чечне деятельность любых организаций, в том числе и некоммерческих, до максимума доведена до прозрачности. Да и уделялось в этом регионе НКО всегда особое внимание, порой даже предвзятое. Как правило, зарубежные грантодатели дают деньги на проекты, нацеленные на предотвращение коррупции, на развитие малого бизнеса, на правовую защиту населения ", - сказал источник.

Он также отметил, что не все организации работают из благих побуждений, и некоторые, возможно, только на первый взгляд могут работать в благих целях, а внутри скрывают более стратегические интересы. "Но опять же, сомневаюсь, что таковые в Чечне есть", - отметил источник, слова которого приводит РИА "Новости".

Напомним, что после введения Госдумой 13 июля в законодательстве статуса "иностранного агента" для финансируемых из-за рубежа НКО ряд правозащитников, которые работают на территории Северного Кавказа, назвали инициативу законодателей "закручиванием гаек". Тогда представители двух крупнейших российских правозащитных организаций – "Мемориал" и "За права человека" – заявили, что не намерены отказываться от иностранных грантов и обжалуют закон в Евросуде.

Как сказано в заявлении "Мемориала", закон в действительности ставит целью получение "формального основания объявлять оппонентов вражескими наймитами".

Кадиев: на Северном Кавказе будет больше "государственных изменников"

О том, что Госдума РФ может превратить в "государственных изменников" многих сотрудников СМИ, блогеров и экспертов, занимающихся проблемами борьбы с терроризмом и защитой прав человека на Северном Кавказе, пишет в своем интернет-дневнике на "Живом журнале" дагестанский адвокат и блогер Расул Кадиев.

Такие опасения возникли у дагестанского юриста в связи с тем, что Государственная дума РФ в первом чтении приняла законопроект, которым расширяется понятие "государственной измены" в статье 275 УК РФ, а правила livejournal.com, Facеbook.com, twitter.com предусматривают, что вся полученная информация может быть передана владельцами сервиса третьим лицам.

"То есть достаточно разместить кавказскому блогеру фото или видео танковой колонны в районе Кавказского хребта, чтобы получить повестку к следователю ФСБ за передачу США сведений, составляющие государственную тайну", - отмечает Кадиев.

По его мнению, труднее всего в случае принятии изменения в статью 275 УК РФ будет ученым, экспертам по Северному Кавказу, специалистам в области прав человека и борьбы с терроризмом. "Дело в том, что новая редакция ст.275 УК не позволит защищаться в суде тем доводам, что сведения получены из открытых источников", - поясняет Кадиев.

Он приводит слова полковника ФСБ в отставке, вице-президент ветеранов международной организации ветеранов группы "Альфа" Алексея Филатова, заявившего в интервью "Эху Москвы", что "если большое количество информации в открытом источнике специально переработать, систематизировать, то эти разрозненные данные в открытой сфере массой информации могут представлять военную тайну".

"То есть закон запрещает публиковать результаты умственной деятельности", - делает вывод Кадиев.

"В общем, я не знаю, для кого придумали этот законопроект - для оппозиции или непокорных НКО, но в информационном поле Северного Кавказа, благодаря ему, будет жить "веселее". Вот тут, господа блогеры и журналисты, и нужны ваши многочисленные союзы и объединения, чтобы отстоять свою позицию перед Госдумой. А иначе, зачем тогда эти объединения?" – пишет Расул Кадиев.

Автор: