Ибрахим

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Ибрахим — коранический персонаж, пророк, первый проповедник единобожия, общий предок арабов и евреев, библейский Авраам. Его называют халил Аллах ("друг Аллаха"), называют имам ("глава общины"), сиддик ("правдивый"), ханиф ("исповедующий единобожие"). В Коране есть термин миллат Ибрахим — "религия Ибрахима", имеющий в виду начальное единобожие и ислам. Упоминаются связанные с его именем священные тексты — сухуф ("свитки") и Китаб ("Писание") Ибрахим.

В Коране неоднократно и довольно подробно изложены эпизоды истории жизни Ибрахима. Маленьким мальчиком он понял бессмысленность поклонения идолам, которых почитали его соплеменники, в частности его отец — Азар. Ибрахим искал истинное божество в солнце, луне, звездах, но затем ему открылась вера в единого и единственного Аллаха. Ибрахим безуспешно пытался внушить эту веру отцу и своему народу; затем, пробравшись в святилище, он повредил там несколько идолов, а пришедшим людям объявил, что это сделал главный идол. Их отказ поверить его словам Ибрахим использовал как доказательство лживости веры в идолов, но его проповеди опять не вняли, а Ибрахима привели к царю, который приказал его сжечь. Аллах, однако, спас своего пророка и перенес его вместе с поверившим ему Лутом в Палестину, где они поселились в разных местах. Однажды Ибрахима посетили ангелы, направлявшиеся наказать нечестивых жителей города, где поселился Лут. Они предрекли Ибрахиму, что его старая жена родит сына, несмотря на ее и его преклонный возраст.

Ибрахим вместе со своим сыном Исма'илом отстроил ал-Ка'бу в Мекке. Как-то ему приснилось, что Аллах требует принести в жертву сына. Сам Ибрахим и его сын были готовы это совершить, но Аллах, испытав их, объявил жертву ненужной. Ибрахим попросил у Аллаха доказательства его способности оживлять. Ему было приказано разложить останки четырех птиц на четырех горах, и по его зову они слетелись к нему, ожившие и невредимые. Аллах всячески покровительствовал Ибрахиму и даровал ему потомство, в котором было несколько пророков.

Коран содержит немало вложенных в уста Ибрахима текстов, являющихся законченными художественными "гимнами" во славу Аллаха. Это его молитвы, в которых он просит даровать ему сына, заступается за грешников, среди которых жил Лут, просит благословения своей земле и своему народу. После спасения из огня он просит Аллаха помиловать в будущем своего неверующего отца, но получает категорический отказ. Такое утверждение неизбежности наказания для неверующих предков было одним из важных и принципиальных элементов коранической проповеди и часто осложняло отношения Мухаммада даже с доброжелательно настроенными к нему людьми.

Ибрахим занимает особое место в религиозной истории человечества, как ее представляет Коран. Он был первым, кто учил людей истинной религии, единобожию. Он не был ни иудеем, ни христианином, но был ханифом и любимцем Аллаха. Именно его религию в чистом и правильном виде призван был возродить на земле Мухаммад. Ханифской религией мусульмане называют и религию Ибрахима, и ислам Мухаммада (см. Коран 2:124/118— 140/134, 258/260, 260/262; 3:67/60, 95/89—97/91; 4:125/124, 163/161; 6: 74—84, 161/162; 9:70/71, 114/115; 11:69/72—76/78;   14:35/38—40/42;  15:51 —87, 60;    16:120/121 —123/124; 19:41/42—50/51;21:51/52—73; 22:26/27, 42/43; 26:69—89; 29:16/15— 17/16, 24/23—27/26; 33:7; 37:83/81 — 113; 43:26/25— 27/26; 51:24—37; 53:36/37—37/38; 57:26; 60:4—6; 87:19).

Послекоранические предания детализировали историю Корана в двух направлениях. С одной стороны, черпая материал из иудейских и христианских преданий и из других источников, комментаторы подробно рассказывают о том, что Ибрахим и его отец жили в Ираке при царе Нимруде, что предупрежденный о пророчестве Ибрахима Нимруд приказывал убивать младенцев в чреве матери, но Ибрахим такой гибели избежал. Отец его не только был идолопоклонником, но делал идолов и даже заставлял мальчика Ибрахима их продавать. Ибрахим много путешествовал, в частности побывал в Египте, где фараон пытался отнять у него его красивую жену Сару, но Аллах защитил его честь. Есть рассказы о его жизни в Палестине, об открытии им источников, о борьбе с местными жителями и т. д.

С другой стороны, широко распространились предания, связывающие Ибрахима с Аравией. Основной нитью стало представление о нем как о предке арабов и евреев. После того как Сара изгнала его невольницу Хаджар (Агарь) с сыном Исма'илом, Ибрахим привел их в Мекку, где оставил одних в пустыне, но потом регулярно их посещал. Во время одного такого посещения он вместе с Исма'илом восстановил разрушенную потопом ал-Ка'бу. На горах, ограничивающих "заповедную территорию" Мекки, были разложены те останки птиц, с помощью которых Аллах доказывал Ибрахиму свое умение воскрешать. Около Мекки Ибрахим намеревался принести в жертву своего сына, который в Коране не назван по имени, а в предании почти всегда называется Исма'илом, в противоположность иудейскому преданию, где фигурирует Исаак (араб. Исхак).

Именем Ибрахима освящается не только поклонение ал-Ка'бе, но и весь ритуал хаджжа (манасик), который является как бы воспроизведением различных эпизодов жизни Ибрахима и его семьи—метание Хаджар между холмами ас-Сафа и ал-Марва в поисках воды для младенца Исма'ила, находка источника Замзам, восстановление ал-Ка'бы, борьба с Шайтаном и принесение в жертву ягненка вместо сына в долине Мина и т. д. Фигура Ибрахима явилась, таким образом, одним из главных средств соединения вселенского характера новой религии с ее аравийскими корнями.

Согласно преданию, могила Ибрахима находится в ал-Халиле (Хеброне) в Палестине. Территория вокруг гробницы считается "запретной священной территорией" (харам) и относится к наиболее почитаемым мусульманским святыням. В XX в. она не раз становилась предметом столкновений мусульман с сионистами.

Коранический образ Ибрахима имеет разнообразные истоки и претерпел ряд изменений за время сложения Корана. Коранические тексты находят себе немало близких параллелей как в иудейских, так и в христианских сказаниях об Аврааме, чаще преобладает христианское влияние. Общий характер рассказов свидетельствует о том, что фигура Ибрахима была известна в Аравии. Пророк Мухаммад порой пользовался хорошо известными сюжетами.

Первоначально Ибрахим не занимал значительного места в коранической проповеди, был фигурой достаточно туманной., Его сыном назывался не только Исхак, но и Йа'куб (Иаков), а Исма'ил, напротив, упоминался как пророк, но не связывался с Ибрахимом.

Позже появились рассказы об Ибрахиме, строившиеся по стандартному для Корана образцу историй о пророках: пророк проповедует своему народу, его отвергают и преследуют, Аллах спасает пророка и наказывает неверующих. В этих рассказах немало параллелей с историей самого Мухаммеда. В конце мекканского периода, вероятно в связи с усилением контактов с йасрибскими иудеями и с надеждами на их обращение в ислам, фигура Ибрахима приобретает значительно более сильное звучание, чем образы других пророков. В Медине же после разрыва с иудеями и сложения представления об исламе как о религии, отличной от иудаизма и христианства, Ибрахим провозглашается духовным предком Пророка Мухаммада и ислама; религия Ибрахима приобретает особое значение, а сам он отделяется от иудаизма и христианства. Особое значение приобретает и Исма'ил, его имя так и не называется в истории с жертвоприношением сына, но следующие за этим айаты говорят о даровании Ибрахиму сына Исхака, что позволяло считать, что жертвоприношение было до его рождения, т. е. "жертвой" был Исма'ил.

Коранические и послекоранические предания об Ибрахиме имели очень широкое распространение; они, видимо, оказали влияние и на иудейские средневековые сказания, где некоторые мотивы цикла об Ибрахиме встречаются позже, чем они появились и распространились в мусульманской среде.

Образ Ибрахима служил одной из социально-психологических основ терпимого отношения к иудеям в средневековых мусульманских государствах.

Источники:

  1. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. Изд-во: Ансар, 2007.
  2. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Восточная литература, 1991.
  3. Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М., 1963.
  4. Мусульманская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. М.: "Советская энциклопедия", 1988. С. 183-187.
  5. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: "Наука", 1991.
Автор: