30 переселенцев, живущих в Ингушетии, заявили об участии в голодовке

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Проживающие на территории "Промжилбазы" (Карабулак) вынужденные переселенцы из Чечни заявляют о готовности начать 20 сентября голодовку, всего в акции протеста планируют принять участие 30 человек.

Напомним, основным требованием протестующих является решение жилищного вопроса, акция пройдет под лозунгом: "Рамзан Кадыров - верни нас домой!" Ранее вынужденные переселенцы направили обращение за помощью в правление объединения "Кавказский форум".

Джахаева: мы требуем выделить нам денежные средства для приобретения жилья

Проблемы беженцев не решаются властями уже на протяжении 18 лет, заявила жительница пункта временного размещения (ПВР) "Промжилбаза" Малика Джахаева.

"Беженцы из Чеченской Республики объединились и намерены 20 сентября начать голодовку в связи с тем, что уже 18 лет наш вопрос остается нерешенным. И неизвестно, будет ли он решен в ближайшие годы. На сегодняшний день у нас проживают старики, сироты и инвалиды. Доживут ли они до 2015 года, когда глава республики Юнус-Бек Евкуров обещает построить нам многоэтажные дома – большой вопрос", - отметила Малика Джахаева.

При этом многоэтажные дома, по словам Джахаевой, беженцам "абсолютно не нужны". "Мы требуем выделить нам денежные средства для приобретения жилья там, где нам удобно, а не там, где нас принуждают. По российскому закону на каждого члена семьи положено 18 квадратных метров жилья. Моя семья, к примеру, состоит из пяти человек, четверо из которых – дети. Пусть выплатят нам компенсации в соответствии с законом, и вопрос будет навсегда снят с повестки дня", - сказала вынужденная переселенка.

Всего о своем желании принять участие в голодовке заявили 30 жителей ПВР "Промжилбаза". О готовящейся акции, по словам Джахаевой, известно властям и правозащитникам Ингушетии и Чечни, но им "нет до этого никакого дела".

"Мы проживаем в Карабулаке на "Промжилбазе" с 1999 года.  За эти годы мы куда только не обращались: посылали письма в правительство Чеченской Республики, писали президенту Медведеву, президенту Путину. На нашу проблему никто не обращает внимания. Голодовка – это отчаянный шаг, цель которого – привлечь внимание властей к нашей проблеме", - привела свою точку зрения Малика Джахаева.

Халадов: нам надоело быть беженцами на протяжении восемнадцати лет

До начала вооруженного конфликта Кюри Халадов проживал вместе со своей семьей во Введенском районе Чечни, в Ингушетии он находится с 1994 года.

"В моей семье восемь детей, двое из которых – дошкольники, и жена инвалид. Нам надоело быть беженцами на протяжении восемнадцати лет. Ни один из моих детей не знает, что такое ванная, душ. Это же не жизнь! " - сказал вынужденный переселенец.

 Голодовка, по мнению Кюри Халидова, это крайняя мера, поскольку другие способы обратить на проблему внимание властей результата не дали. "Я буду голодать – другого выхода у нас нет", - заявил отец восьмерых детей.

Марет Арсамаковой скоро исполнится пятьдесят лет, двадцать из которых она провела в статусе вынужденной переселенки. "Мы скитаемся с детьми с 1992 года. У меня их пятеро - все студентки, воспитываю девочек одна без мужа. Мы не получаем никаких компенсаций, не получаем абсолютно ничего! Даже элементарный статус не могут продлить по сегодняшний день", - рассказала Марет Арсамакова.

 Многодетная мать готова принять участие в голодовке, поскольку не видит другого выхода. "Может быть, благодаря голодовке, наш крик о помощи будет услышан", - надеется беженка.

 Пенсионерка Сила Сулейманова решила поддержать голодовку, поскольку две ее дочери вышли замуж, и женщина осталась совершенно одна. "Я жила ради своих девочек. Они вышли замуж, и я осталась одна. Пенсию себе оформить не могу – чиновники находят всевозможные причины, чтобы отказать мне. Даже статус вынужденного переселенца не могу себе продлить – везде сталкиваюсь с бюрократическими препонами", - рассказала Сила Шудиновна.

Жить со своими замужними детьми пенсионерка не может – не позволяют местные обычаи. "Мне некуда идти, последнее время из-за постоянных переживаний обострились болезни. Терять мне нечего – вот и решила присоединиться к акции", - отметила пенсионерка.

Оздоев: к 2015 году вынужденные переселенцы будут обеспечены жильем

Ситуация с вынужденными переселенцами является застарелой, хронической проблемой Ингушетии, считает уполномоченный по правам человека в республике Джамбулат Оздоев. Беженцы живут в очень тяжелых условиях, поскольку предоставленное им жилье не было рассчитано на столь длительное проживание в нем - за 15-20 лет оно пришло в негодность.

"В этой связи президентом Евкуровым был поставлен вопрос перед федеральными властями, которые занимаются вопросами миграционной политики: что делать с этой проблемой, и почему она не решается. Была принята федеральная программа, в соответствии с которой к 2015 году вынужденные переселенцы будут обеспечены жильем", - отметил чиновник.

Кроме того, вынужденные переселенцы уже сегодня могут воспользоваться этой программой: органы местного самоуправления, на территории которого они проживают, оплачивают аренду съемного жилья в размере пяти тысяч рублей в месяц, рассказал уполномоченный по правам человека в Республике Ингушетия.

"Работа ведется, ситуация улучшается. Но есть среди вынужденных переселенцев и такие, которые говорят: "Мы никуда не уйдем отсюда - мы хотим здесь жить, наши дети здесь ходят в школу. Но есть понятие: "я хочу", и есть понятие: "объективная ситуация", - привел свою точку зрения Джамбулат Оздоев.

Голодовка, по мнению омбудсмена, может еще больше подогревать непростую ситуацию. "Их проблемы обозначены, они известны, и они решаются. Но региональные власти не могут решить их сразу. Они и так делают все, что от них зависит", - сказал Оздоев.

Что касается продления статуса вынужденного переселенца, то его в соответствии с пояснением Верховного суда РФ, куда обратились власти Ингушетии, можно продлевать до полного жилищного обустройства. "Вынужденный переселенец, однажды прошедший судебный процесс и добившийся продления своего статуса, не должен теперь ходить по судам каждый год", - заявил чиновник.

Бариев: вынужденные переселенцы живут в "Промжилбазе" абсолютно бесплатно

Власти Карабулака пытаются помочь вынужденным переселенцам, сказал глава администрации города Мухмад Бариев.

"На сегодняшний день вынужденные переселенцы живут в "Промжилбазе" абсолютно бесплатно – они ни за что не платят. Администрация их не выселяет, как может, помогает им", - рассказал глава администрации Карабулака.

Голодовка, по словам Бариева, является бессмысленной, поскольку компенсации выплачиваются – нужно только немного подождать.

"Государство выплачивает им компенсации. Составлен сводный список – выплаты проводятся поэтапно. Но им (вынужденным переселенцам - прим. "Кавказского узла") нужно сегодня и сейчас. Голодовка, на мой взгляд, бессмысленна. Кроме того, она может дестабилизировать общую ситуацию", - продолжил Бариев.

Беженцам, по его мнению, надо немного подождать. "Людям, проживающим в местах компактного проживания, компенсации будут выплачиваться в первую очередь", - утверждает Мухмад Бариев.

Комментариев руководства Чечни в связи с заявлением беженцев пока не поступало.

"Кавказский узел" сообщал, что 25 апреля в лагерь временного проживания в Карабулаке прибыли представители местной власти, которые потребовали от жильцов "Промжилбазы" освободить территорию в трехдневный срок. До этого беженцев пытались выселить 24 октября 2011 года. 

23 сентября 2011 года Ингушетию посетили члены делегации Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), которые признали неудовлетворительными условия в местах компактного проживания беженцев, беженцы неоднократно заявляли, что вынужденных переселенцев власти активно пытаются выдворить из Ингушетии в Чечню. Как считает эксперт Московской Хельсинкской группы (МХГ) по Северному Кавказу Асламбек Апаев, в ПВРах на территории Ингушетии остаются в основном те, кому некуда ехать – их жилье разрушено в ходе военных действий, а вопросы выплат до сих пор не решены.

 

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"