Интервью экс-президента Парламентской ассамблеи Совета Европы

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На днях в Баку побывал экс-президент Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) лорд Рассел-Джонстон. Интервью с ним было организовано при организационной помощи Азербайджанского фонда развития демократии и защиты прав человека. Экс-глава ПАСЕ, отвечая на вопросы, в частности, сказал: "Цель моего визита в Баку вообще не связана с вопросами прав человека. Я приехал как член Экономического комитета Совета Европы. Здесь мы провели встречи, семинар по вопросам энергоресурсов Каспия. Мы обсуждали экономические  проблемы. Но я говорил о правах человека".

- Как вы оцениваете ситуацию с правами человека в Азербайджане? 

- Азербайджан должен выполнить свои обязательства перед Советом  Европы - освободить политзаключенных или пересмотреть их дела. Мы очень пристально наблюдаем за тем, как проводится пересмотр дел политзаключенных. И я заверяю, что вопрос политзаключенных не уйдет с повестки дня. Нужно заняться этой проблемой и решить ее. При вступлении в Совет Европы Азербайджан взял на себя это обязательство. Мы не заставляем никакую страну освобождать уголовников. Но генеральный секретарь Совета Европы назначил трех экспертов для изучения ситуации с политзаключенными в Азербайджане. Они вернулись и четко заявили: "В Азербайджане есть политзаключенные". Эксперты использовали критерии,  принятые Европейским судом по правам человека. 

- А как вы оцениваете ход начавшегося пересмотра дел так называемой "тройки политзаключенных"? 

- Мне сказали, что, например, на пересмотре дела бывшего министра внутренних дел судья не разрешает свидетелям защиты участвовать в заседаниях  суда... Очевидно, будет правильно, если представители Совета Европы будут пристально наблюдать за процессом пересмотра дел политзаключенных. 

- Как оценивают в Совете Европы последний указ президента Азербайджана о помиловании? 

- Если мы вспомним, что в Азербайджане было более 700 политзаключенных, а сейчас - около 300, то это уже прогресс. Но нужно ускорить прогресс. Мы должны увидеть, что этот вопрос решен полностью. Мы к этому стремимся. 

- Азербайджанская сторона выражала недовольство созданием Временного комитета (ВК) по вопросу политзаключенных в Азербайджане. Считается, что ВК будет дублировать работу мониторинг-группы ПАСЕ, "группы Аго"... 

- По вопросу политзаключенных есть соглашение между Советом Европы  и Азербайджаном. На январской сессии были приняты рекомендации к азербайджанской стороне создать совместную рабочую группу по политзаключенным. Этот комитет станет продолжением диалога. Чтобы стороны могли лучше понимать друг друга. Самое главное - этот комитет создан. Это уже хорошо. Некоторые изменения не могут проходить так быстро, как нам бы этого хотелось. Но я надеюсь, что это будет сделано. Не надо видеть все в черном свете. 

- На июньской сессии ПАСЕ будет обсужден вопрос политзаключенных в Азербайджане? 

- Мы на недавней сессии обсуждали этот вопрос. Поэтому не думаю, что на июньской сессии он будет обсуждаться снова. Но это, конечно, не означает, что вопрос политзаключенных больше не будет обсуждаться. Мы вернемся к обсуждению этого вопроса. Просто не думаю, что в этот раз. 

- Сегодня продолжаются обсуждения кандидатуры докладчика ПАСЕ по карабахскому вопросу. Насколько Совет Европы может способствовать разрешению армяно-азербайджанского конфликта? 

- Совет Европы - не принципиальный "игрок" в разрешении этого конфликта. Это ответственность ОБСЕ в рамках Минской группы. Совет Европы не стремится стать посредником. Я не думаю, что у Совета Европы есть ресурсы для того, чтобы заняться этим вопросом на высоком уровне. Сегодня даже у Минской группы абсолютно ничего не получается...16-17 встреч было между Кочаряном и Алиевым... Мы - хорошие люди в Совете  Европы. Но мы не колдуны. 

- Как вы оцениваете позиции азербайджанской делегации в ПАСЕ? Члены делегации говорят о продвижении большого числа проазербайджанских документов на ПАСЕ. 

- Все делегации об этом говорят. 

- Какими вам видятся перспективы взаимоотношений Азербайджана и Совета Европы? 

- Мы очень надеемся, что атмосфера улучшится. Конечно, мы не играем большую роль в карабахском вопросе. Но азербайджанская и армянская делегации - часть одной организации, занимающейся правами человека и придающей большое значение демократическим ценностям. Я надеюсь, что азербайджанская и армянская делегации в ПАСЕ будут встречаться друг с другом, что это поможет. Пока не вижу, чтобы так происходило. 

- А в позициях азербайджанской стороны по вопросу прав человека есть какие-то препятствия? 

- Если все будет продолжаться также, то проблемы будут. Азербайджан - полноправный член Совета Европы более года. Традиционно Совет Европы вначале "легко" относится к ошибкам. Но если правительства продолжают игнорировать свои обязательства, тогда это давление усиливается. Это не в наших интересах - чтобы у нас были жесткие дебаты. Мы пытаемся убедить людей. Мы просим их выполнить свои обязательства. Но я не говорю, что Азербайджан не выполняет свои обязательства. Есть прогресс. Но ведь существует не только проблема политзаключенных. Необходимо также принять закон "О выборах", ведь мы знаем, что последние выборы прошли не очень правильно... Это проблемы, которые нужно преодолеть. Но кризиса пока нет. Хотя поддержка Жоржем Клерфайтом принятия Азербайджана в Совет Европы была политическим риском. 

- ?!... 

- Господин Клерфайт взял риск на себя, поддержав Азербайджан при обсуждениях кандидатуры для принятия в Совет Европы. Он очень уважаемый и честный человек. Но я знаю, что сейчас его здесь обвиняют. И это очень несправедливо. Если вы говорите: "Доверьтесь мне. Эти люди сделают то, что обещают!", а этого не случается? Тогда ваши обещания ставятся под сомнение! А Клерфайт взял на себя этот риск в отношении Азербайджана. Он обещал, что Азербайджан выполнит свои обязательства.

источник: Газета "Эхо" (Азербайджан)