Российская Федерация: власти продолжают преследовать правозащитника и оказывают давление на активистов Amnesty International
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Заявление Amnesty International
Amnesty International озабочена ситуацией, сложившейся вокруг видного российского правозащитника, председателя Межрегиональной общественной организации "Комитет против пыток" (далее — МКПП) Игоря Каляпина, в отношении которого проводится проверка, по итогам которой против него может быть возбуждено уголовное дело. Кроме того, организация озабочена ситуацией, в которой оказались его коллеги, журналисты и другие лица, выразившие поддержку Игорю Каляпину в обращениях к российским властям. В частности, Amnesty International стало известно о том, что сотрудники ФСБ и Следственного Комитета вызывали на допрос целый ряд журналистов в связи с опубликованными ими материалами, в основе которых лежали сведения, полученные от Игоря Каляпина. Кроме того, поступила информация о том, что в последние несколько дней следователи отправили похожие повестки в адрес людей, написавших письма в поддержку Игоря Каляпина.
10 июля 2012 года Amnesty International опубликовала Акцию срочной помощи в поддержку Игоря Каляпина. В этом документе организация выразила озабоченность тем фактом, что Игорю Каляпину угрожали уголовным преследованием в связи с деятельностью МКПП в поддержку лиц, чьи права нарушили сотрудники правоохранительных органов в Чечне, а также в связи с рядом публикаций в СМИ, в основу которых легли интервью и материалы, предоставленные Игорем Каляпиным журналистам. В материалах говорилось об указанных нарушениях прав человека, о том, что они не расследуются должным образом, а также о том, что потерпевшие не могут добиться возмещения ущерба через суд.
За последние годы Amnesty International неоднократно выражала озабоченность касательно инцидентов, в ходе которых российские правозащитные организации подвергались притеснению и запугиванию в связи с выполнением ими своей важной деятельности. Ряд правозащитников, а также журналистов и юристов лично оказались под угрозой в связи со своей правозащитной деятельностью. Некоторые из них подверглись физическому нападению либо даже погибли. Кроме того, Amnesty International выражала озабоченность в связи с неоднократными провалами со стороны российских компетентных органов в расследовании этих нападений, из-за чего виновники уходили от ответственности.
Наибольшему риску и притеснениям правозащитники зачастую подвергаются на Северном Кавказе. Одним из примеров является дело Натальи Эстемировой — видной активистки-правозащитницы, похищенной и убитой в июле 2009 года. За это преступление никто так и не понёс ответственности.
И хотя в ряде инцидентов правозащитники подвергались притеснению и нападениям со стороны неустановленных частных лиц, систематически поступали и сообщения о том, что члены правозащитных организаций пострадали от рук сотрудников российских правоохранительных органов. Так, в марте 2012 года Amnesty International стало известно о том, что сотрудника известной ингушской правозащитной НПО "Машр" арестовали и подвергли пыткам и иным видам жестокого обращения. Об этом организация писала в заявлении "Российская Федерация: временное "исчезновение" ингушской правозащитной НПО "Машр" и усиление давления на остальных".
Что касается Межрегиональной общественной организации "Комитет против пыток", ранее Amnesty International неоднократно выражала озабоченность тем, что на членов этой организации систематически оказывалось давление, и что в отношении них проводилась кампания запугивания — как в Чечне, так и в Нижнем Новгороде — в связи с их правозащитной деятельностью. Примеры можно найти в заявлении "Российская Федерация: продолжается запугивание и притеснение работающих в Чечне правозащитников". С тех пор нам поступали сообщения о новых инцидентах с участием членов МКПП, что не может не вызывать тревогу. Так, например, сообщается, что не далее как в июне 2012 года трёх сотрудников МКПП, работающих в Чечне, вызвали на встречу с высшим политическим руководством Чеченской Республики. В ходе этой встречи глава республики Рамзан Кадыров обвинил их в "ненависти к чеченскому народу".
Из этого контекста понятно, почему Amnesty International была встревожена известием о том, что 7 июля председателя МКПП Игоря Каляпина вызывали на допрос к следователю в Ессентуках в связи с рядом материалов, опубликованных Игорем Каляпиным единолично либо в соавторстве, на тему насильственных исчезновений и прочих видов нарушения прав человека в Чечне. Согласно информации, полученной Amnesty International от МКПП, в отношении Игоря Каляпина проводится проверка по подозрению в том, что он публично раскрыл тайну следствия в рамках уголовного дела в Чечне, в котором он участвовал в качестве представителя лица, пострадавшего от нарушения прав человека. Сам Игорь Каляпин настаивает на том, что не разглашал никаких тайн следствия либо иных конфиденциальных сведений. Кроме того, Amnesty International также осведомлена о том, что в отношении Игоря Каляпина ранее уже выдвигались схожие утверждения, однако они были официально расследованы и признаны необоснованными. В то же время Игорь Каляпин публично выступал на тему недостаточно эффективного расследования сообщений о нарушениях прав человека, предположительно совершённых сотрудниками правоохранительных органов в Чечне, особенно таких как насильственные исчезновения, незаконное задержание и пытки. Говорил он и об отсутствии средств правовой защиты для пострадавших. Именно в данном контексте Amnesty International выразила обеспокоенность в связи с систематическими попытками возбудить уголовное дело против Игоря Каляпина, что, безусловно, серьёзно осложнило бы деятельность МКПП по защите лиц, пострадавших от нарушения прав человека в Чечне и других регионах России, а также привело бы к подавлению критики со стороны этой организации. С учётом этих вызывающих тревогу соображений и была выпущена упомянутая выше Акция срочной помощи.
Акция срочной помощи (АСП) — это способ довести до сведения членов Amnesty International вопросы, вызывающие обеспокоенность организации и связанные с делами конкретных лиц, чьи права человека оказались под угрозой. С помощью АСП организация призывает своих членов связаться с соответствующими органами власти, чтобы те приняли должные меры. В АСП по делу Игоря Каляпина выражалась озабоченность тем, что следственные органы неоднократно пытались начать уголовное преследование Игоря Каляпина в связи с его правозащитной деятельностью. В АСП содержался призыв к российским властям воспрепятствовать любым попыткам сотрудников правоохранительных органов либо иных должностных лиц оказать давление на правозащитников либо создать помехи их законной деятельности, в том числе посредством возбуждения уголовных дел против сотрудников правозащитных НПО. Кроме того, в АСП содержался призыв к российским компетентным органам уважать и соблюдать право всех лиц в Российской Федерации, включая правозащитников, свободно выражать собственное мнение без страха оказаться под следствием либо подвергнуться иным формам давления.
Кроме того, большую обеспокоенность Amnesty International вызвали известия о том, что в последние дни ряд активистов из разных городов России, откликнувшихся на данную АСП и отправивших обращения в адрес российских властей, были вызваны для беседы сотрудниками региональных отделов Следственного Комитета. В ходе встреч от них потребовали объяснить своё участие в упомянутой АСП. На основании доступной Amnesty International информации о данных инцидентах можно заключить, что из полученных активистами повесток им не был ясен их правовой статус, то есть вызывались ли они в качестве свидетелей, потерпевших либо подозреваемых. Более того, вызывали их не на допрос, что было бы объяснимо в отношении свидетелей либо подозреваемых по данному делу. При этом, однако, в повестках содержалась угроза о том, что в случае неявки в указанное время вызываемый будет доставлен на встречу со следователем в принудительном порядке и оштрафован. Обе эти санкции предусмотрены российским законодательством лишь в отношении лиц, обладающих статусом подозреваемых, подсудимых, свидетелей либо потерпевших по делу (статья 113 УПК). Таким образом, получившим повестки активистам угрожали санкциями неправомерно. По этой причине Amnesty International озабочено тем, что факт вручения повесток и угроза применения санкций является формой притеснения российских активистов и сторонников Amnesty International, а также элементом травли Игоря Каляпина и других сотрудников МКПП.
Кроме того, Amnesty International стало известно о том, что ряд российских журналистов, опубликовавших статьи, в которых содержалась предоставленная Игорем Каляпиным информация о нарушениях прав человека сотрудниками правоохранительных органов в Чечне, а также о недостаточно эффективном расследовании подобных случаев и возможных причинах этого, также были вызваны на допрос в Следственный Комитет либо в ФСБ. Им задавали практически те же вопросы, на которые пришлось отвечать получившим повестки активистам Amnesty International.
Согласно Декларации ООН о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (Декларация ООН о правозащитниках), правозащитники играют важную роль в деле укрепления прав человека и основных свобод. Занимаясь своей деятельностью, они имеют право "изучать, обсуждать, составлять и иметь мнения относительно соблюдения всех прав человека и основных свобод как в законодательстве, так и на практике, и привлекать внимание общественности к этим вопросам, используя эти и другие соответствующие средства", в том числе посредством свободного распространения и публикации своих воззрений. Сюда также входит "право подвергать критике правительственные органы и учреждения...; право предлагать и предоставлять профессиональную квалифицированную правовую помощь или иные соответствующие консультации и помощь в деле защиты прав человека и основных свобод". Кроме того, в документе также говорится, что "[г]осударство принимает все необходимые меры в целях обеспечения защиты, с помощью компетентных органов, любого человека, выступающего индивидуально и совместно с другими, от любого насилия, угроз, возмездия, негативной дискриминации де-факто или де-юре, давления или любого иного произвольного действия в связи с законным осуществлением его или ее прав, упомянутых в настоящей Декларации".
10 сентября 2012 года