На встречу c участниками Еврейской этнографической экспедиции в Краснодаре пришли около 70 евреев
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Члены Еврейской этнографической экспедиции проводят встречи с представителями еврейских общин в разных городах Кубани. В Краснодаре, куда экспедиция прибыла после путешествия по Ростовской области, на встречу с ее участниками в здании Краснодарской еврейской общины собрались порядка 70 человек - евреи из краевого центра и близлежащих районов Кубани.
Как сообщал "Кавказский узел", ранее участники Еврейской этнографической экспедиции посетили еврейские общины в Новочеркасске, Ростове-на-Дону и Таганроге. Их работа включала в себя мини-лекции, ответы на вопросы, а также обсуждения проблем общин за "круглым столом". В программу путешествия евреев по Кубани входят Краснодар, Новороссийск, Сочи и Армавир.
По словам руководителя проекта, раввина еврейской общины "Среди своих" Йосефа Херсонского, идея экспедиции возникла несколько месяцев назад. "Я давно вдохновлен экспедициями Артемия Лебедева и в этом году предложил раввину Лазару (Берл Лазар - главный раввин России по версии Федерации еврейских общин России. - Прим. "Кавказского узла") сделать нечто подобное в своем направлении, чтобы мы могли дойти до гораздо большего круга людей, чем отдельные общины, и при этом широко освещать это в социальных сетях и блогах, чтобы разговаривать на языке современных людей. Он поддержал эту идею", - рассказал Йосеф Херсонский корреспонденту "Кавказского узла".
Собеседник пояснил, что главная цель экспедиции заключается в том, чтобы "убедить евреев не стесняться быть евреями, не стесняться ходить в духовном виде - с бородой, в кипе". "В таком виде в современных городах на евреев реагируют нормально, многие даже, напротив, подумают, что человек стал более образованным и духовным, станут больше доверять", - считает он.
По мнению Йосефа Херсонского, в целом менталитет у евреев России один, но есть и региональные отличия: "в больших городах, где общины покрупнее, они чувствуют себя поувереннее, чем в городах поменьше". "Но в синагогу в основном ходят люди, которые интересуются не только современными вещами, но и какими-то вневременными, вечными вопросами, это их и объединяет, и особых различий по регионам тут нет, - заметил раввин. - Скорее всего, здесь стоит отметить разницу в лидерах этих общин - за кем люди пошли. Вот тут мощные отличия. В одном городе лидер общины - это отставной военный, у него все строго и четко. В другом, например, в Таганроге, это эмоциональная женщина - и это уже совсем другая община, там очень чувствуется женская энергетика. А в Новочеркасске, к примеру, лидерами являются женщина и мужчина-бизнесмен - очень интересное сочетание".
Говоря о массовости еврейских общин в разных регионах страны, раввин отметил, что в Москве, по его мнению, "живет количество евреев, сопоставимое с суммированной численностью во всей остальной России".
"В Центральном федеральном округе их в разы больше, по сравнению с другими регионами, - продолжает он. - В Южном регионе, насколько я понимаю, тоже живет довольно много евреев. Во-первых, это исторический момент - черта оседлости проходила где-то не так далеко отсюда. Например, в Воронеже мы видели могилу некого раввина, который приехал из Витебска, он был похоронен в 1862 году. Если брать дальние регионы - Сибирь и так далее - то туда евреи мало доходили, если только ссыльные".
Относительно существующих у еврейских общин в регионах проблем, собеседник отметил, что все они решаемы при правильном подходе к ним.
"Я тоже раввин общины в Москве и глубоко убежден, что большинство проблем, которые мы называем нерешаемыми, такими не являются, их не существует, - говорит он. - Бывают просто ситуации, когда мы изначально ставим перед собой нереализуемые цели или просто не можем собраться вместе, обсудить проблему и найти совместными усилиями решение. В целом же все проблемы решаемы, и власти, как правило, всегда идут навстречу. Ресурс у еврейской общины должен соответствовать реальным потребностям этой общины, и тогда с властями получается плодотворно взаимодействовать".
Отвечая на вопрос о возможном продолжении проекта Еврейской этнографической экспедиции, Йосеф Херсонский отметил, что "продолжение зависит от результата". "Есть короткий результат - это впечатления. И они уже сейчас превышают все ожидания. Настоящий же результат - он долгий: мы будем смотреть, как меняется ситуация в еврейских общинах после экспедиции, и при положительном исходе, возможно продолжим проект, - сказал он. - Первоначальные свои ожидания мы перевыполнили в разы, значительно расширив горизонты запланированного. Судя по уже имеющимся впечатлениям, конечно, раз в год стоило бы такое делать. Тем более что евреи в регионах очень радуются, что о них помнят".
Как рассказал председатель еврейской общины Краснодара Юрий (Арье Лейб) Ткач, на Кубани инициативу Еврейской экспедиции восприняли с радостью. "Такие встречи очень нужны в регионах и, особенно, в отдаленных пунктах, чтобы евреи не теряли своей этнической идентичности, знакомились со своей историей и обычаями, и понимали, что они - не одни", - сказал он.
На встрече с участниками экспедиции краснодарские евреи задавали вопросы о традициях нации и религии, рассказывали о том, как живет местная община. На сегодняшний день при общине функционируют воскресная школа, ульпан, библиотека и видеотека, молодежный клуб и клуб ветеранов. Дети выезжают в летний лагерь, организуемый общиной Сочи. Активную работу краснодарская община ведет по сбору и распределению гуманитарной помощи. В частности, ежемесячно нуждающиеся получают от общины продуктовые наборы.
Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель общины, еврейская община Краснодара также принимала участие в оказании гуманитарной помощи пострадавшим от наводнения жителям Крымского района. "После трагедии в Крымске евреи Краснодара собрали деньги, на которые были закуплены вещи и продукты", - отметил он. Гуманитарная помощь от краснодарских евреев была доставлена в Крымск на двух машинах под контролем руководителя общины.
Напомним, что с 31 июля в течение двух недель еврейские общины в регионах РФ принимают особые "мицва–мобили" - синагоги-трейлеры, специально оснащенные всем необходимым для жизни в дороге и образовательной миссии. На борту каждого мобиля – молодые раввины и студенты из США, Европы и Израиля, а также известные блогеры. Цель участников экспедиции - пробудить интерес евреев к знаниям истории и традиции народа, делятся своими знаниями и отвечают на вопросы представителей региональных общин. 15 августа "мицва–мобили" вернутся в Москву.