Балаян: кино Армении переходит от драмы к иронии

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Кинематограф Армении переживает переходный период, который пойдет ему во благо, утверждают гости, организаторы и победители IX Международного кинофестиваля ''Золотой абрикос''.

Напомним, 14 июля на официальном закрытии IX Международного кинофестиваля ''Золотой абрикос'' были названы лучшие фильмы кинофорума. Участники фестиваля поделились с корреспондентом "Кавказского узла" своими наблюдениями о положении дел в кинематографе страны.

Кавказский узел представляет видеосюжет на эту тему.

По словам специального гостя фестиваля кинорежиссера Романа Балаяна, многие удивляются, якобы ''кина нет, а фестиваль имеет такой успех''. ''Не важно, потому что главная цель для меня – когда люди уезжают с хорошими впечатлениями о моей родине. Армяне думают, что весь мир о них знает, на самом деле, это не так. И фестиваль является хорошим предлогом, чтоб познакомить людей со страной'', - говорит Балаян.

На фестивале в конкурсных программах были представлены 30 фильмов армянских режиссеров, как из Армении, так и из зарубежья, 28 из которых - в номинации ''Армянская панорама''.

Говоря о качестве армянского кино, Роман Балаян отметил, что в армянском кинематографе мало юмора и самоиронии. Почти во всех фильмах присутствует драма.

''У каждого артиста в глазах геноцид, хотя тема другая. На улице у нас потрясающий юмор. А вот когда что-то снимается, акцент делается на скорбь, горе, трагедию. Надо уметь над собой посмеяться, иронизировать. Вот чего нет в армянском кино, и это очень печально'', - констатировал кинорежиссер.

Балаян также добавил, что в пример надо брать роль Фрунзика Мкртчяна в ''Мимино''. По его словам, фразы ''я так хохотался'', ''я вам один вещь скажу, но ты не обижайся'' стали крылатыми для всех народов бывшего СССР''. ''Весь Советский Союз обожал эту роль'', - отмечает Роман Балаян.

На протяжении всей своей истории армянский народ видел немало бед. Только в ХХ веке ему пришлось пережить страшный геноцид, разрушительное землетрясение и карабахскую войну. И все это не могло не отразиться на армянской кинематографии, считает режиссер.

''Это плохо, если во всех фильмах все одно и то же. Народ не живет только проблемой трагедии... Это неправда, потому что люди живут человеческими проблемами: влюбленностью, свадьбами, рождением и воспитанием детей. Народ живет такими вопросами, как прокормить семью, уровнем цен, уровнем преступности, объёмом демократичности и т.д.'', - отметил почетный гость "Золотого абрикоса" Александр Сокуров.

По его мнению, такой проблемой, как, например, карабахская, живет только политическая тетива, политическая среда, и именно поэтому ''культура не должна крутиться вокруг политической проблемы, какой бы она ни была пронзительной и тяжелой''.

Режиссер также добавил, что у армянского народа грандиозная культурная ретроспектива и перспектива. ''Это народ с величайшей историей, знаменосец христианства. Ему нужно созидать, нужно расти, в том числе и численно, создавать произведения искусства. Армяне предрасположены к этому, к прекрасной архитектуре. Я просто не вижу оснований для тотальной драматизации жизни армянского кинематографа'', - заключил Александр Сокуров.

Кинодеятель отметил, что в советское время армянское кино было индивидуальное, на высоком культурном уровне, при этом, никогда не было такой эксплуатации национальной темы, какая была в фильмах народов других союзных республик. ''Это было более сдержанное кино, более брутальное. Его было мало, но оно было достаточно очевидным'', - считает Александр Сокуров.

При этом Сокуров заметил, что фестиваль ''Золотой абрикос'' – самодостаточное явление, имеющий мировую известность. Для его дальнейшего развития, отметил режиссер, необходимо построить фестивальный центр, с чем уже обратились к Каталикосу Всех армян Гарегину II, ''необходима также государственная поддержка''.

Образ страдающего армянина стал очевиден для европейского зрителя, однако, как отметили создатели фильма – победителя в номинации ''Армянская панорама'' в категории игровых фильмов ''Если все…'', армянский кинематограф переживает переходную стадию: из грусти в более веселое самовыражение.

И фильм Натальи Беляускене и Микаэла Погосяна, в сюжете которого проявляется карабахская тема - пример того, что люди не хотят говорить о войне как о тяжелых переживаниях, подчеркивают сами создатели фильма.

''Юмор и грусть – эта средства, которыми ты раскрываешь ту или иную тему. Однако существует степень и доза подачи смешных ситуаций, чтоб в результате не было жанровой эклектики, и все было в одном ключе'', - говорит продюсер и сценарист фильма ''Если все...'' Микаэл Погосян.

Он считает, что фильму успех принесла именно та грань грусти, смеха, печали и воспоминаний, посредством которых выстроили отношение к событиям, произошедшим 20 лет назад.

''Надо было вспомнить трех людей, которые ценою жизни отстояли свою правду и свой мир, и передать это через тех людей, которые выжили. О самом серьезном можно говорить по-разному. Иногда смех бывает не ради смеха. Это просто ирония, которой иногда необходимо разряжать атмосферу напряженности на экране'', - поясняет продюсер фильма.

Как отметила режиссер фильма Наталья Беляускене, ''важно было не наврать, поскольку тема картины очень серьезная''. Говорить на тему, о чем не имеешь никакого представления, просто невозможно, считает режиссер. Поэтому создатели ленты встречались со многими реальными участниками карабахской войны, очевидцев тех событий и прослушали их истории. 

''Из этих встреч мне стало понятно, что люди о войне вспоминать не хотят. Даже те, кто воевали, когда вспоминают о войне, они обычно шутят и рассказывают какие-то смешные истории, потому что больного касаться очень трудно: кровоточащая рана еще не зажила. А для того, чтоб говорить о больном, надо, чтоб они полностью доверились'', - заметила режиссер фильма.

По ее мнению, человек обычно так устроен, что защищается юмором, и ''это помогает выжить''. ''Люди не могут только плакать, они с ума сойдут. Очень часто, это защитный смех. Но в нашей истории мы попытались сделать так, чтоб герои картины нашли лучик света в жизни. И главная героиня фильма, приехавшая в Армению, чтоб посадить березовый саженец на могиле своего отца, помогает этим людям вернуться с войны. Трудно бывает выживать, когда нет стимула для жизни'', - рассказывает Наталья Беляускене, добавив, что герои фильма смотрят только вперед.

Она отметила, что многие зрители плачут во время просмотра фильма, ''только эти слезы, насколько горькие, настолько и сладкие''. ''Что может быть лучше для режиссера, чем сидеть в зале и видеть, как люди плачут и смеются? Обычно на фестивали представляют тяжелые драматические фильмы, чтоб надавить на зрителей. В нашем фильме этого нет, после просмотра картины, зрителям точно захочется жить'', - заключила кинорежиссер.

Председатель жюри в категории "международные документальные фильмы" Марина Разбежкина также высоко оценила атмосферу фестиваля, не как отдельного мероприятия, а как частичку жизни, где ''много мест для встреч и пересечений''. ''Такой напряженной жизни, как на этом фестивале, у меня еще не было, особенно, на постсоветском пространстве. Это самый напряженный по творческой жизни фестиваль'', - сказала кинорежиссер.

Она также отметила, что основная проблема кинематографистов – это потеря связи между собой, отсутствие общения. ''Государства могут быть отделены друг от друга, а кинематографисты – нет, потому что кинематограф – это общее пространство, будь ты американский, русский, африканский, армянский или французский. А фестивали тем хороши, что они объединяют творческих людей, - заявила Разбежкина.

Сравнивая ''Золотой абрикос'' с Московским фестивалем, Марина Разбежкина заметила проблему публики, ''когда на вечерние и воскресные сеансы всегда аншлаг, а на дневных – очень мало зрителей''.

''Надо с этим что-то делать. К примеру, отпускать студентов кинематографических факультетов с занятий, потому что смотреть кино – самое главное практическое занятие для них. Это и есть настоящая учеба'', - добавила председатель жюри.

Напомним, что в рамках фестиваля "Золотой абрикос" в Ереване 10 июля в кинотеатре "Москва" состоялась презентация новой внеконкурсной программы "Кино стран СНГ", посвященной 20-летию Содружества. Открытие программы началось с фильма Дмитрия Мамулия "Другое небо".

"Кавказский узел" сообщал, что восьмой кинофестиваль "Золотой абрикос" получил в 2011 году в качестве заявок 630 фильмов из 81 страны. Были отобраны 150 фильмов из 45 стран. Победителем кинофестиваля жюри признало фильм "Развод Надира и Симины" иранского режиссера Асгара Фархади.

 

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"