Хатажуков: комиссия по адаптации боевиков в КБР пока не получила ни одного заявления
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
За все время работы комиссии по адаптации боевиков в Кабардино-Балкарии туда не поступило ни одного обращения от самих боевиков, заявил на пресс-конференции в Нальчике 13 июля руководитель регионального правозащитного центра Валерий Хатажуков.
«Я думаю, что дело не в том, что боевики Кабардино-Балкарии не хотят сдаваться, как в Дагестане или Ингушетии. Я уверен, что среди них немало таких, кто бы это сделал охотно, но, возможно, они не верят, что комиссия может им в этом реально помочь», - сказал правозащитник.
Хатажуков привел в пример ситуацию с братьями Лампежевыми из Баксана. Один из братьев - Амир Лампежев - был убит в ходе спецоперации в Баскане 3 сентября 2011 года. До этого он находился федеральном розыске по подозрению в причастности к убийствам ставропольских охотников в декабре 2010 года, а также полковника Муаеда Сижажева 31 августа 2011 года.
Второй из братьев - Алим Лампежев - с июня 2009 года находится в розыске по подозрению в причастности к участию в НВФ, а третий - Залим Лампежев - был приговорен в конце 2010 года к одному году лишения свободы в колонии-поселении за хранение гранаты. По окончанию тюремного срока 7 октября 2011 года он уехал в Санкт-Петербург, однако 16 октября 2011 года был задержан и отправлен в Москву, после чего родителям пришлось отправить его за границу.
"В начале 2012 года к нам обратилась за помощью его мать Галимат Лампежева, которая просила оградить сына от возможного давления как со стороны правоохранительных структур, так и «лесных». 16 февраля мы обратились в комиссию по адаптации с просьбой принять профилактические меры, - рассказал Хатажуков. - Мы также просили руководителя комиссии Руслана Ешугаова встретиться с Лампежевой и обсудить все обстоятельства, связанные с ее жалобой. В ответе комиссии, полученном нами спустя четыре месяца - 28 мая, говорилось, что данный вопрос к сфере ее деятельности не относится".
Правозащитник отметил, что комиссия по адаптации должна была принять меры, чтобы Лампежев-младший смог нормально жить и работать в республике. По словам Хатажукова, в КБР есть и другие люди, которые закон не нарушали, не находятся в розыске, но при этом скрываются за границей, в частности, в Турции, так как опасаются быть подвергнутыми преследованию. Им нужно обеспечить гарантии неприкосновенности, чтобы они могли вернуться к своим семьям, уверен Хатажуков.
На пресс-конференции также выступила Назифат Кансаева, жительница поселка Чегем. Она рассказала, что ее сын Хасан Кансаев, 1990 года рождения, ушел из дома в ноябре 2010 года, после того, как были задержаны соседи Кансаевых - братья Мизиевы (братья Михаил и Рамазан Мизиевы были осуждены Верховным судом Кабардино-Балкарии в октябре 2011 года - Михаил приговорен к 13, а Рамазан - к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, суд признал их виновными в участии в бандформированиях, посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов, незаконном обороте оружия и взрывчатки, в поджогах и кражах. – Прим. «Кавказского узла»). Позже Кансаева узнала, что ее сын находится в розыске.
Кансаева участвовала в заседании Совета при президенте РФ, на котором обсуждался вопрос создания федеральной адаптационной комиссии, где изложила свой взгляд на сложившуюся в Кабардино-Балкарии ситуацию.
"Адаптационная комиссия должна хотя бы на примере одного боевика показать, что это не формальная структура, что он действительно может помочь им вернуться к мирной жизни. Только после этого желающие сдаться ей поверят", - считает Кансаева.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей комиссии по адаптации бывших участников НВФ к мирной жизни относительно поднятых на пресс-конференции проблем. При это ранее глава комиссии Руслан Ешугаов заявлял, что в Кабардино-Балкарии силовики вообще отказываются участвовать в работе по адаптации.
Отметим, что в Дагестане комиссия по адаптации боевиков вернула к мирной жизни 32 человека, в Ингушетии – 31. В Кабардино-Балкарии официально в розыске находятся около 40 человек, причастных к вооруженному подполью.
Как ранее сообщал «Кавказский узел», федеральную комиссию по адаптации бывших участников вооруженного подполья к мирной жизни предложили создать члены Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека на заседании в администрации президента РФ 10 июля. Представители правоохранительных органов и Национального антитеррористического комитета (НАК) настаивают на том, что комиссии должны работать непосредственно на месте, то есть на Северном Кавказе. Правозащитники считают, что при поддержке Москвы работать им будет намного легче.