Аль-Хиджра

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Слово "хиджра" (араб. - "выселение", "эмиграция") как религиозный термин употребляется в исламе в случаях переселения верующих, у которых нет возможности на родине свободно исповедовать свою религию и беспрепятственно заниматься религиозными практиками, в другой регион, где существуют более подходящие условия для служения Богу.

Необходимым условием совершения хиджры является намерение сделать это во имя Аллаха. Хиджра в исламе считается одной из форм служения Богу.

По мнению некоторых мусульманских ученых, первую хиджру совершил пророк Ибрахим, который подвергался гонениям со стороны вавилонского царя Намруда и своих соплеменников и переехал по приказанию Всевышнего в Харран, - место, расположенное южнее Ура Халдейского.

Мусульманские ученые также считают, что хиджру совершили юноши, известные как "обитатели пещеры", которые отвергли многобожие своих предков и уверовали в Аллаха. Римский наместник Дакьянус (возможно, что речь идет о римском императоре Деции) потребовал у них отречения от веры, тогда они покинули город и, взяв с собой собаку, укрылись от преследований в пещере (получив имя "ахсаб аль-кахф" - обитатели пещеры). Однако ряд исламских религиозных авторитетов считают эти сведения недостоверными.

Хиджрой считается и переселение израильтян, подвергавшихся гонениям в Египте, под руководством пророка Мусы.

Упоминания о хиджре встречается в нескольких аятах Корана: "Teм, кoгo aнгeлы yпoкoят чинящими нecпpaвeдливocть по отношению к caмим ceбe, cкaжyт: "B кaкoм пoлoжeнии вы были?" И cкaжyт oни: "Mы были cлaбы и притеснены нa зeмлe". Oни cкaжyт: "Paзвe нe былa зeмля Aллaxa oбшиpна для того, чтoбы вы пepeceлились на нeй?" Их обителью станет Геена. Как же скверно это место прибытия! Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не могут ухитриться и не находят правильного пути". (Коран. 4: 97-98).  

Согласно иджме (единодушному мнению) мусульманских ученых-улемов, те мусульмане, которые, находясь в условиях религиозных гонений, имеют малейшую возможность уехать в исламскую страну и не делают этого, совершают серьезный грех.

Однако в различных школах права есть разные подходы к этому вопросу. Например, ханбалиты считают, что даже если мусульманин во враждебной Исламу стране (Дар аль-Харб) имеет возможность для свободного исповедания веры, ему все равно желательно (сунна) уехать оттуда в мусульманскую страну (Дар аль-Ислам). Благодаря этому в Дар аль-Исламе увеличится количество мусульман.

Ханафиты же считают в этих случаях переселение обязательным (ваджиб).

Шафиитский ученый Маварди (974-1058 гг.) считал, что если мусульманин в любой, даже немусульманской стране может свободно исповедовать свою религию, то она является для него страной Ислама (Дар аль-Ислам). Оставаться там для него лучше, чем уехать, так как благодаря этому у других жителей этой страны появляется возможность ознакомиться с исламской религией.

Однако многие мусульманские улемы не разделяли позиции Маварди. Улемы также утверждают, что мусульмане не должны бояться неопределенности своего положения после переезда. Они также не должны бояться за свое будущее, так как коранический аят гласит: "Kтo совершает переселение на пyти Aллaxa, тoт нaйдeт нa зeмлe много пристанищ и изобилие. Если же кто-то покидает свой дом, переселяясь к Aллaxy и Егo пocлaнникy, после чего eгo настигает cмepть, - то его нaгpaдa ложится нa Aллaxa. Аллax - Пpoщaющий, Милocepдный!" (4: 100). Таким образом, исход из страны неверия в страну, где есть религиозная свобода, где нет препятствий для исповедания веры, является обязанностью для всех мусульман во все времена.

Однако, согласно хадису пророка Мухаммада, приведенному в сборнике Ибн Маджа, запрещается совершать хиджру (переселение) из мусульманской страны, где нет препятствий для исповедания веры.

Хиджра может носить как организованный, общественный характер, так и индивидуальный. В ранней истории ислама мусульмане, спасаясь от гонений, два раза совершали массовое переселение: один раз в Эфиопию, а во второй раз в Мекку. Период до хиджры в мусульманской историографии называется джахилия (данный термин в широком смысле означает "доисламский период" в целом).

1. Xиджра эфиопская. Мусульманская традиция называет хиджрой переселение части мусульман из Мекки в Эфиопию ок. 615-616 г.; называлось оно так изначально или названо позже по аналогии с мединской хиджрой — неизвестно. После начала пророчества Мухаммада мусульмане Мекки подвергались гонениям и унизительным оскорблениям со стороны язычников. Гонения стали ожесточенными через пять лет после начала его пророчества, поэтому Пророк Мухаммад приказал некоторым мусульманам переехать в Эфиопию, в которой правил негус Асхама. В его государстве у мусульман была возможность свободно отправлять свою религию. Первая группа мусульманских переселенцев отправилась туда в 615 году (за 7 лет до хиджры в Медину). Мусульмане ушли из Мекки под покровом ночи; дойдя до побережья Красного моря, они сели там на два торговых корабля, которые доставили их в Эфиопию, где им был оказан хороший прием и предоставлена защита. Данные относительно количества первых переселенцев разнятся, но, вероятно, всего их было не меньше 15 человек.

Спустя год в Эфиопию отправилась вторая группа мусульман. В мусульманских хрониках содержатся различные сведения об их количестве. Однако достоверным является факт, что их было не меньше 80 человек. Эту группу возглавлял дядя пророка Мухаммада - Джафар ибн Абу Талиб. Они также благополучно достигли Эфиопии, где получили защиту и покровительство негуса. Согласно мусульманским источникам, многие местные жители узнали от них об исламской религии и приняли ее. Затем часть переселенцев вернулась в Мекку еще до хиджры Пророка Мухаммада в Медину. 

2. Хиджра мединская, - переселение Пророка Мухаммада и его сторонников из Мекки в Медину (Йасриб). Причиной хиджры была неудача многолетней проповеди в родном городе. Поиски последователей за его пределами привели Мухаммада к соглашению с арабами Йасриба, признавшими его третейским судьей и своим вождем. Переселение шло постепенно, одними из последних тайно выехали Мухаммад и Абу Бакр, они несколько дней скрывались от преследования в пещере на дороге в Йемен (мусульманская легенда сообщает, что Аллах послал паука, который своей паутиной закрыл вход в пещеру и преследователи не стали ее осматривать), а потом кружным путем выбрались на мединскую дорогу. Наиболее вероятная дата их прибытия в Йасриб—12 раби' 1 (24 сентября 622 г.).

Xиждра сыграла решающую роль в формировании и распространении ислама: разрыв родственных связей вывел мусульманскую общину из узких рамок одного племени, создал условия для превращения ее в государство, а дискуссии с иудеями Йасриба способствовали выработке религиозной доктрины.

При халифе 'Умаре I (585-644 гг.) хиждра была принята за отправную точку нового летосчисления, - но не дата прибытия в Медину, а первый день месяца мухаррама того же года (16 июля 622 г.).

3. В средневековье руководители оппозиционных мусульманских движений (хариджитов, азра-китов, карматов и др.), претендовавшие на роль обновителей ислама, иногда называли хиджрой переселение в их лагерь.

Летосчисление по хиждре основывается на лунном календаре с длиной года в 354 дня. Для перевода дат по хиджре на европейский солнечный календарь существуют специальные таблицы. В Иране эра по хиджре исчисляется на основе солнечного года (шамси) с постоянным соответствием дат.

Мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский год високосный, а солнечный обычный; на 11 суток, если оба года високосные; и даже на 12 дней, если мусульманский год обычный, а солнечный - високосный. Всего в мусульманском календаре 12 месяцев. 

Источники:

Автор: