В Северной Осетии стартовал интернет-проект "Потерянная Осетия"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Для содействия сохранению исторических памятников Северной Осетии волонтеры создали интернет-проект "Потерянная Осетия".
"Потерянная Осетия" - это мультимедийная карта, содержащая информацию о родовых селах и объектах культуры республики: средневековых храмах, святилищах, боевых и фамильных башнях, замках-галуанах, склеповых комплексах и археологических памятниках, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Сайт действует как просветительский портал. Одной из целей проекта является оперативный мониторинг и получение объективной картины происходящего с памятниками культуры и брошенными селами.
Как говорят инициаторы проекта, карта предназначена как для профессионалов, так и для простых любителей, интересующихся историческим наследием. Проект "Потерянная Осетия" действует на некоммерческих началах. Все люди, работающие над наполнением сайта - волонтеры.
В преддверии 36-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге 22-24 июня прошел Международный форум гражданских активистов по проблемам объектов всемирного наследия. На него также были приглашены и авторы проекта "Потерянная Осетия".
Как рассказала руководитель проекта "Потерянная Осетия" Алина Акоефф, организаторы форума разместили в Интернете обращение к НКО, после чего связались с координаторами форума, которых заинтересовал проект. А.Акоефф посетила форум, на котором представила проект "Потерянная Осетия" и прочитала доклад, касающийся общей ситуации с памятниками культуры в республике.
"Там мы познакомились со многими людьми. Сейчас хотим обратиться к организаторам форума и выступить с предложением о расширении мультимедийной карты на всю страну. Каждое НКО, занимающееся охраной памятников, будет наполнять свою часть карты, свои объекты", - сказала А.Акоефф.
В Интернете проект появился в марте, однако, по словам Акоефф, базис они начали разрабатывать год назад. В работу включилось много людей.
"Кто-то занимается книгами, кто-то выездами. Идет большой сбор информации. У нас впереди много работы. Пока мы живем на благотворительные пожертвования. Я надеюсь, правительство внемлет нашей просьбе и поставит нас на какое-нибудь финансирование. Проблема в том, что наша деятельность лежит в поле нескольких министерств сразу, и найти для нас какое-то место сложно. Но такой род деятельности в республике нужен. Если бы нас кто-то хотел поддержать, мы были бы очень благодарны", - сообщила руководитель проекта "Потерянная Осетия".
Она поблагодарила людей, которые подарили волонтерам фототехнику, поделились архивами.
Сайт "Потерянная Осетия" будет заниматься разработкой туристических маршрутов. Авторы проекта планируют, что к сентябрю уже появится карта сайта в мобильной версии, ее можно будет скачать на навигатор и использовать в качестве туристического путеводителя.
Кроме того, на сайте будут выставлены видеоролики. Уже сегодня там размещено более 800 объектов. Из них 231 - относятся к селам, более 500 - к памятникам культуры. Наполнение сайта продолжается.
По словам Алины Акоефф, более 1500 объектов нуждаются в реставрации, это 80% памятников культуры республики.
Среди объектов, остро нуждающиеся в реставрации и являющимися наиболее финансовозатратными, она выделила Зрукский храм, где необходимо произвести берегоукрепительные работы. По оценкам специалистов, на это необходимо около 30 млн рублей.
Чтобы провести противоаварийные работы башни Курта, которой они занимаются, нужно около 1,5 млн рублей. На сайте "Потерянная Осетия" в настоящее время объявлен сбор средств на эти цели.
Людмила Чехоева: программа сохранения объектов культурного наследия практически не финансируется
В комитете по охране и использованию объектов культурного наследия Северной Осетии рады появлению такого интернет-проекта, однако не совсем согласны с названием "Потерянная Осетия". Как считают сотрудники комитета, название было оправданным в начале реализации проекта, когда речь шла об исчезнувших селах.
"А потом у них добавились еще памятники. Я считаю, не все села, может быть, будут возрождены в том виде, в котором они были как населенные пункты. А вот памятники мы не потеряли. Можем потерять, но не должны. По отношению к памятникам, я бы так пессимистично не говорила", - заявила зампредседателя комитета Людмила Чехоева.
"Образование сайта - это как степень развития гражданского общества. Хорошо, что у нас появились молодые люди, которым небезразлично состояние памятников республики, по крайней мере, они пытаются что-то сделать. С нашей стороны мы готовы оказать им любую поддержку, кроме финансирования, потому что у комитета нет денег", - сказала Л.Чехоева.
Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия образовался в 2008 году.
"Первое, что мы сделали, это разработали программу сохранения объектов культурного наследия республики. Программа была рассчитана на три года. Мы объездили всю республику, все те объекты, которые нуждаются в первоочередном решении, хотя бы в консервации, были включены в эту программу", - рассказала Чехоева.
По ее словам, для реализации программы общий объем финансирования должен был превысить 150 млн рублей.
"Это было нереально. К сожалению, могу признать, что практически программа не финансируется. Республика дотационная. Говорить о том, что мы может откуда-то изыскать средства... Мы пытаемся создать благотворительный фонд. Его членами согласились стать представители экспертного совета при комитете", - добавила она.
Несмотря на малое финансирование, программа по сохранению памятников культурного наследия продлена. С 2012 до 2014 года на ее реализацию заложено 21 млн. 387 тысяч рублей.
"В рамках этой программы есть пункт "разработка охранных зон". В первоочередном порядке деньги будут выделяться на то, чтобы сделать проект охранных зон в Мамисоне, потому что сейчас начнется строительство. Если мы не сделаем эти проекты, то можем потерять все объекты и памятники, которые находятся в этом ущелье. Я согласна, что у нас 80% башен нуждаются реставрации. У нас просто нет денег, чтобы охватить все сразу. Это все надо решать постепенно. На данный момент надо решать вопросы, которые являются первостепенными", - считает замруководителя комитета по охране памятников культурного наследия.
Таймураз Плиев: 70% памятников у нас уже не подлежат восстановлению
Старший научный сотрудник Национального музея Таймураз Плиев отвечая на вопрос, насколько своевременно появление такого сайта, отметил, что это вопрос, давно ждущий своего решения.
"Половина моей жизни было посвящено изучению этих памятников. Такой проект должен был давно появиться. Потеря каждого памятника - это национальная потеря. 70% памятников у нас уже не подлежат восстановлению. На это нужны колоссальные суммы. И если не начинать, то на территории Осетии эти все архитектурные сооружения исчезнут и кроме голых горных склонов уже ничего не будет. И получится так, что имеющее значение всемирно исторические памятники исчезнут, и туристу не на чем будет остановить свой взгляд", - констатировал ученый.
В настоящее время идет строительство дороги на Мамисон - будущий горнолыжный курорт, являющийся одним из объектов развития туркластера на Северном Кавказе. По словам Таймураза Плиева, одно это уже портит исторические памятники, например, аул Лисри.
"Аул Лисри в Мамисонском ущелье является хрестоматийным аулом для учебников по истории архитектуры. Его особенность в том, что там было 14 башен, сейчас половины уже нет. Все, что осетины научились строить в горах из камня, представлено в наилучшем виде. Там не только жилые башни, то, что называют ганах, а жилые четырехэтажные дома и единственный памятник на всем Кавказе святилище Зикурат", - рассказал сотрудник Национального музея.
Ученый считает, что такие объекты, как башня Иссе Канукова, башня братьев Курта и Тага, башня Хестановых-Зуттаговых в Алагирском ущелье срочно нуждаются во внимании. По мнению Таймураза Плиева, без них привлекательность Осетии для туристов будет потеряна на четверть.