Ингуши участвовали во всех ключевых битвах ВОВ, отметили участники встречи в Москве

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

С начала Великой Отечественной войны на всех фронтах воевало 52 тысячи воинов, призванных из тогдашней Чечено-Ингушетии. Из них около 10 тысяч составляли ингуши, 46 человек были представлены к званию Героя Советского Союза. Об этом сообщили участники "круглого стола" на тему "Ингуши в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Люди и судьбы", состоявшегося 26 июня в Московском доме национальностей.

Напомним, инициатором этого мероприятия является региональная общественная организация "Ингушская национально-культурная автономия города Москвы". По словам руководителя ингушского отделения общества "Мемориал" Марьям Яндиевой, долгое время замалчивалось участие вайнахов в Великой Отечественной войне, не предавались гласности имена тех, кто был представлен в те годы к званию Героя Советского Союза, но в связи с тем, что народ подвергся депортации, эту награду так и не получили.

"Ингуши участвовали во всех важных битвах во время Великой Отечественной"

Лишь через 50 лет после окончания Великой Отечественной войны частично была восстановлена справедливость в отношении ингушей, которые защищали Родину от немецко-фашистских захватчиков, сообщила в своем докладе в ходе "круглого стола" руководитель ингушского отделения "Мемориал" Марьям Яндиева.

"За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., указами президента России от 1995 года трем летчикам-асам ингушской национальности было присвоено звание Героев Российской Федерации. Первый из них - младший лейтенант авиации, летчик-истребитель Мурат Оздоев получил награду при жизни. Два других летчика были награждены посмертно. Это младший лейтенант, командир звена штурмового авиационного полка Ширвани Костоев и майор, командир звена бомбардировочного полка Ахмет Мальсагов, геройски погибший в бою в январе 1942 года", - рассказала Марьям Яндиева.

Докладчик привела факты участия ингушей во всех важных битвах во время войны: обороне Брестской крепости, битве за Москву, Ленинград, Сталинградской битве, Курской дуге, битве за Малгобек.

Марьям Яндиева назвала много имен, при этом подчеркнув, что все факты, фамилии, даты проверены неоднократно.

"Ингуши так же, как и представители всех народов нашей Родины, сражались на всех фронтах. Многие уходили на фронт, приписывая себе годы. Среди них было много студентов", - рассказала Яндива.

В частности, Адиль-Гирей Мальсагов, сын ученых Заурбека и Тамары Мальсаговых, будучи студентом университета, ушел на фронт добровольцем в первые дни войны. Тамара Мальсагова получила его последнее письмо и похоронку в один день.

"В письме Адиль-Гирей писал, что войска готовятся к битве за Курск. В похоронке командир полка сообщил, что 27 августа 1943 года в Курской области погиб командир танкового экипажа старший сержант Адиль-Гирей Мальсагов. Там же сообщалось, что за мужество и отвагу, проявленных в боях с фашистскими захватчиками на Курской дуге, Адиль-Гирей Мальсагов представлен к высшей награде Героя Советского Союза (посмертно)", - говорит Марьям Яндиева.

По ее словам, через полгода, отправляясь в ссылку, мать героя взяла с собой самое дорогое - узелок с треугольниками - письмами сына с фронта. "Поскользнувшись на сходнях при посадке в вагон, она выронила узелок. Стоявший в оцеплении солдат отшвырнул его дальше, под вагон. "Я думала, что потеряла не только сына, но и эту ниточку, письма, связывающую меня с Адиль-Гиреем. Но другой солдат, наблюдавший эту сцену, закинул мне узелок с письмами с другой стороны вагона в окошечко", - рассказывала в свое время Тамара Тонтовна своим студентам", - привела историю тех дней Яндиева.

На фронте сражались и женщины-ингушки. Марьям Яндиева привела только несколько имен ингушских женщин, которые воевали наравне с мужчинами.  

"Ляля Ужахова была наводчицей, командиром зенитного орудия. На фронте воевали Тамила Гойгова, Тамара Цечоева, офицеры медицинской службы Алмаза Дудаева и Тамара Албогачиева. Ушла добровольцем на фронт в июне 1941 года ассистент кафедры микробиологии 1-го Ленинградского медицинского института, кандидат медицинских наук Асият Тутаева. В конце октября 1944 года она была повешена украинскими националистами в селе Колодино Тернопольской области", - рассказывает Марьям Яндиева.

"У многих ингушей в документах в графе "национальность" во время войны появилась другая нация"

В "круглом столе" принял участие и исследователь-архивист Берснак Газиков, который занимается поисками имен тех, кто участвовал в боях в годы Великой Отечественной войны, уже почти 40 лет. Благодаря ему стали известны имена многих погибших солдат и офицеров ингушской национальности, найдены места их захоронения. Долгие годы их родственники довольствовались тем, что в документах, полученных от командиров частей, где те служили, значилось одно: "Пропал без вести".

По словам Газикова, года четыре исследовательско-поисковую работу оплачивало ООО "Адепт", председателем которой был депутат Госдумы Мухарбек Аушев. Потом финансирование прекратилось, республиканские власти не могут найти статью, по которой можно было бы оплатить эту работу, отметил Газиков, добавив, что остаются в стороне и богатые ингушские предприниматели.

"Нужно искать. Работа в архивах – дело трудоемкое, требующее особого внимания и терпения. Я за пять рабочих дней в архиве министерства обороны в Подольске нашел 87 наградных листов на офицеров ингушской национальности", - отметил исследователь-архивист.

Однако предостерегает он тех, кто хочет так же, как и он, заняться поисковой работой, помимо терпения и желания нужно еще не поддаваться на сенсационные открытия и проверять материалы по разным источникам.

"Чтобы доказать, что тот или иной человек был защитником Брестской крепости, нужно найти двух свидетелей, которые подтвердили бы этот факт. История не терпит приблизительности и неточности", - пояснил Газиков.

Рассказывая о том, как ему приходилось искать тех, кто в первые дни войны принял на себя мощный удар гитлеровской армии, защищал Брестскую крепость, он отметил, что в июне 1941 года там служило около 200 человек - все были из Грозного и различных населенных пунктов Чечено-Ингушетии.

"Как мне сказал участник обороны Бреста Исса Сагов, который жил в Турции, буквально за день до войны в Брестскую крепость прибыло еще человек 400. "Спросили, мол, откуда? Ответили, что из Грозного. Молодые, вчерашние школьники, чеченцы, ингуши, русские, армяне. Но познакомиться мы с ними не успели. Завтра уже была война". Видно, они тоже числятся в списках без вести пропавших", - заметил Берснак Газиков.

Работая с наградными листами в архиве Минобороны, исследователь заметил, что многие ингуши в графе "национальность" писали другую нацию.

Его слова подтверждает и Марьям Яндиева: "К примеру, в наградном листе командира батареи 55-й Гвардейской стрелковой дивизии, гвардии капитана Умара Оздоева, награжденного за мужество и отвагу, проявленные в боях по освобождению Керченского полуострова в декабре 1943 года, орденом Отечественной войны первой степени в графе национальность указано "узбек".

По ее словам, в этом нет ничего удивительного. "Учитывая тот факт, что в этот период уже шла активная подготовка будущего акта депортации чеченцев и ингушей, и некоторые командиры, чтобы уберечь своих подчиненных - "врагов народа", храбро сражавшихся на фронте, от репрессий органов НКВД, шли на риск и "подчищали" в документах факты принадлежности к "неблагонадежной" национальности", - отмечает Марьям Яндиева.

"Так, под русским именем Богдан Некстроев сражался ингуш из с. Базоркино Пригородного района ЧИАССР Багаудин Накастхоев, кавалер двух орденов Славы. Под русскими именами также воевали Николай Дмитриевич (Дзяудин Джамалдинович) Гайтукиев, Виктор Григорьевич (Хамзат Гусиевич) Орцханов и другие уроженцы Ингушетии. Гвардии старшина медицинской службы Михаил Горнакиевич Булгучев, награжденный орденом Красной Звезды, числился в документах калмыком, а Багаудин Абазович Келигов - грузином", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Марьям Яндиева.

Также, по ее словам, командир 281-й отдельной штрафной роты, капитан Хаваж Кациев, награжденный в мае 1945 года орденом Красного Знамени, числится в документах осетином, в то время как в более ранних наградных документах, датированных началом февраля 1944 года, он еще ингушской национальности

Попросил комиссара полка изменить свою национальность и уроженец ингушского селения Яндаре Ахмед Султыгов, об этом рассказал участникам "круглого стола" его племянник, генеральный директор компании "Динар" Джамбулат Газдиев.

"Ахмед Султыгов служил в Красной армии с 1938 года. В начале войны с четвертого курса Военно-инженерной академии им. Куйбышева он отправляется на фронт в саперные войска. За переправу через Днестр (а таких переправ было несколько в течение 1944 года), подрыв железнодорожного полотна и мост западнее станции Карашед-Сад на линии Кишинев-Унгена за годы войны он был дважды представлен к званию Героя Советского Союза. Вручили орден Ленина. После победы над Германией капитан Султыгов был направлен на Дальний Восток и участвовал в войне с Японией, был уволен в запас в 1946 году с должности помощника начальника инженерной службы Дальневосточной армии ПВО", - сообщил Газдиев.

"Многие ингуши, участники войны, незаслуженно лишены своих наград"

По твердому убеждению помощника депутата Государственной думы РФ Ибрагима Костоева, многие ингуши, участники войны незаслуженно лишены своих наград.

"Один из таких незаслуженно забытых героев – гвардии подполковник Джабраил Картоев, кадровый офицер, прошедший всю войну, человек легендарной судьбы. В начале ноября 1943 года, будучи начальником разведывательного отдела 346-й Дебальцевской дивизии, капитан Картоев за блестящую операцию по форсированию озера Сиваша у Перекопского перешейка был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако по решению командующего четвертым Украинским фронтом генерала Ф.И. Толбухина награду изменили на орден Отечественной войны первой степени", - рассказал Костоев.

Как считает доктор исторических наук Явус Ахмадов, уже в 1942 году в Кремле прорабатывался вопрос о выселении в Среднюю Азию и Сибирь представителей ряда народов, среди которых были и чеченцы и ингуши, поэтому подавляющее большинство вайнахов высокие награды не получили.

"О каких героях могла идти речь среди народов, которые предстояло обвинить в предательстве Родины", - говорит ученый.

Выступивший перед участниками "круглого стола" главный редактор журнала "Жизнь национальностей" Хажбикар Боков, 17 лет проработавший в Чечено-Ингушетии председателем президиума Верховного совета ЧИАССР, подчеркнув важность данного мероприятия, тем не менее, с сожалением заметил, что зале не присутствуют представители поколения, на долю которого выпали трагические события военных лет.

"И в Москве живут ветераны войны, не только в Ингушетии. И я уверен, они бы с удовольствием приехали бы сюда, и мы услышали бы немало интересного из уст непосредственных участников тех военных лет", - отметил Боков.

И Хажбикар Боков, и Явус Ахмадов также выразили пожелание, чтобы в дальнейшем не разделять на таких встречах чеченцев и ингушей.

"Мы - вайнахи, нам в одинаковой доле выпало испытаний и в годы войны, и в годы депортации. Историю мы всегда рассматривали вне зависимости от национальности. Так было. Так пусть будет и в дальнейшем", - призвал Боков.

Участники мероприятия посмотрели отрывки из документального фильма "Забытые герои Брестской крепости" режиссеров Вахтанга Микеладзе и Суламбека Мамилова.

Ранее "Кавказский узел" сообщал о конференции "68-я годовщина депортации ингушского народа в Казахстан и Среднюю Азию", которая прошла в Москве по инициативе ингушского отделения общества "Мемориал" 21 февраля 2012 года. В ней тогда принимал участие сам Суламбек Мамилов. Говоря о своей кинокартине, он указал, что до недавнего времени мало кто знал, что в защите Брестской крепости принимали участие чеченцы и ингуши, и как раз этому и посвящен фильм.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"