В Азербайджане арестованный активист штаба "Кура" заявляет о пытках в МВД

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

МВД Азербайджана осуществляет давление на активистов штаба "Кура", заявили представители организации на «круглом столе» в Баку. Уголовное преследование Октая Гюльалыева не прекращается, Ильхам Амирасланов подвергся пыткам в полиции, заявили представители штаба.

«Круглый стол» штаб «Кура»провел 18 июня в медиа-центре Института свободы и безопасности репортеров. Выступившие заявили, что никакое давление не остановит активистов гражданского общества, и они продолжат усилия по защите прав граждан, пострадавших от разрушительного наводнения в мае-июне 2010 года на реках Кура и Араз в Азербайджане, передает корреспондент "Кавказского узла"

Уголовное дело заведено против активиста штаба «Кура» в Сабирабадском районе, главы регионального общественного объединения социальных инициатив «Сарысу» Ильхама Амирасланова, напомнили участники «круглого стола». 

Ильхам Амирасланов был задержан утром 8 июня возле села Аскербейли, в котором он проживает. В этот же день он был арестован по обвинению в незаконном хранении оружия и боеприпасов.

На «круглом столе» его адвокат распространил текст письма Амирасланова к начальнику управления Генеральной прокуратуры Азербайджана по надзору за следствием и расследованиями в органах МВД Кямалу Гылыджеву, в котором активист жаловался на пытки и бесчеловечное обращение.

Амирасланов в своей жалобе сообщает, что был задержан 8 июня близ села Аскербейли Сабаирабадского района, когда возвращался из аптеки домой. По словам Амирасланова, на него набросились несколько сотрудников районной полиции и главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУПОБ) МВД. Сотрудники полиции, надев на  голову Амирасланова зеленый мешок, усадили активиста в автомобиль.

«По пути оперативник по имени Саид подложил мне сзади между ремнем и  брюками, какой-то предмет. При этом он нанес мне несколько ударов по голове», - далее пишет Амирасланов.

Задержанного доставили в Сабирабадский олимпийский комплекс, где в одном из корпусов отдыха привязали к стулу, стали бить по голове и лицу и душить надетым на его голову мешком.

Затем при начальнике по имени Надир у Амирасланова изъяли подложенный в машине предмет, которым оказался пистолет. Этот момент был снят оперативниками  на видео. Сначала Амирасланову предложили, чтобы он признался, что пистолет ему отдал его брат.

«Но когда я отказался делать это и сказал, что пистолет мне подложил человек, которого называли Саидом, это его еще больше разгневало Саида и он вновь стали избивать меня», - пишет активист.

Затем Амирасланова, по его словам, доставили в кабинет заместителя начальника Сабирабадской районного отдела  полиции  Рауфа Меджидова, где повторно засняли «изъятие пистолета». Здесь его продолжали бить. Далее, как пишет Амирасланов, ему пригрозили, что если не даст признательных показаний, то его «посадят на бутылку».

После этого Амирасланов был вынужден дать признательные показания, что якобы нашел пистолет два месяца назад в белом пакете на берегу реки Араз, когда возвращался с выгона скота. Хотя, заявляет Амирасланов, он никогда не занимался животноводством.

Далее Амирасланову сказали, что он должен отдать пять патронов.  На вопрос, откуда он возьмет их, ему сказали, что патроны подбросят в подвал его дома.

В тот же день Амирасланова привезли домой и из подвала он «вытащил» пять патронов в  целлофановом пакете, что также было заснято на видео.

В заявлении Амирасланов пишет, что в результате насильственных действий у него разорвана барабанная перепонка, и он плохо слышит, и чувствуют сильные боли. «Я испытываю сильные боли в районе сердца», - пишет активист. Он просит назначить ему срочное медицинское обследование и проведение судебной медицинской экспертизы и расследовать факты пыток в отношении него.

В свою очередь, адвокат Исаев сообщил, что Амирасланов действительно плохо слышит. «А когда он говорит, то у него из уха выходит воздух, что является признаком разорванной барабанной перепонки», - сказал адвокат.

Однако он воздержался от комментариев существа жалобы, заметив, что будет добиваться соблюдения процедур рассмотрения заявления своего подзащитного.

Ранее заместитель главы пресс-службы МВД Эхсан Захидов комментируя дело Амирасланова, заявил, что "неправильно представлять правозащитником человека, который дважды был судим".

По словам Захидова, Амирасланов в 1997 году был осужден за дезертирство и в 2002 году вышел на свободу по амнистии. В том же году Амирасланов был осужден к 1,5 года лишения свободы по обвинению в мошенничестве.

Сейчас же ему инкриминируется незаконное хранение оружия и боеприпасов и предъявлено обвинение по статье 228 УК Азербайджана. В частности, в доме Амирасланова изъяты пистолет типа «Макаров», шесть патронов и магазин к нему, сказал Захидов.

Член штаба «Кура», директор информационного агентства Turan Мехман Алиев заявил о несостоятельности аргументов представителя пресс-службы МВД о том, что Амирасланов «не может считаться  правозащитником, поскольку ранее судим».

«Это не аргумент. Ибо есть ранее судимые и среди депутатов,  чиновников,  сотрудников правоохранительных органов», - отметил Мехман Алиев.

Цель давления властей на местных активистов - стремление скрыть от общественности результаты работ по ликвидации последствий наводнения, ибо большая часть средств использованы не по назначению и проблемы пострадавших не решены, считает Мехман Алиев.

Он подчеркнул, что Амирасланов с самого начала активно выступал в защиту прав граждан и был участником встреч местных жителей с президентом страны Ильхамом Алиевым и главой МЧС.

Получить комментарии в пресс-службах МВД и Генеральной прокуратуры по поводу жалобы Амирасланова на пытки не удалось. В обоих ведомствах заявили, что не располагают информацией по делу. При этом добавили, что все поступающие жалобы на действия сотрудников правоохранительных органов изучаются и в случае если изложенные в жалобы факты подтверждаются, принимаются соответствующие меры.

Несмотря на то, что 13 июня из-под стражи был освобожден координатор штаба «Кура» Октай Гюльалыев, уголовное преследование его не прекращено, подчеркнули участники «круглого стола».

Ранее "Кавказский узел" сообщал, что 8 апреля  в селе Минбаши Сабирабадского района на встрече с местными жителями был задержан координатор штаба "Кура" Октай Гюльалыев, который также активно занимался защитой прав населения, пострадавшего от наводнения. 9 апреля Сабирабадский районный суд приговорил Гюльалыева к 12 суткам ареста, признав его виновным по статье "Мелкое хулиганство" Кодекса об административных правонарушениях. Активисту была инкриминирована "нецензурная брань в общественном месте".

19 апреля Сабирабадская районная прокуратура предъявила ему обвинение по статье 220.2 (активные призывы к неповиновению законным требованиям представителя власти и беспорядкам, а также к насилию против граждан) УК Азербайджана. Активист остался под стражей. В настоящее время следствие в отношении Гюльалыева завершено, и уголовное дело отправлено в суд.

Гюльалыев заявил, что полон решимости продолжать борьбу в защиту прав пострадавших от наводнения граждан.

«Я продолжу работу с той отметки, где остановился в момент ареста", - сказал он. Активист подчеркнул, что в отношении него изменена лишь мера пресечения, но обвинение в призывах к беспорядкам не сняли.

«Мне инкриминируют абсурдные обвинения в "разрушении автомобильного моста близ города Ширван", "перекрытие автомобильной дороги", "уничтожение полицейских машин", то есть того, чего вообще не было», - говорит Гюльалыев.

В ближайшие дни координатор штаба «Кура» намерен встретиться с главой МВД Рамилем Усубовым и информировать его о беззакониях сотрудников полиции, с которыми он столкнулся во времени ареста.

Гюльалыев также отметил, что, несмотря на освобождение из-под стражи, свобода его ограничена.

«Я нахожусь под полицейским надзором. Мне запрещен выезд из страны. О перемещениях внутри страны я должен получать разрешения. Вообще раз в неделю я должен отмечаться  в полиции», - сказал Гюльалыев, потребовав прекращения его уголовного преследования.

Штаб «Кура» в ближайшее время намерен раскрыть результаты своих новых расследований по этому поводу.

Несмотря на то, что на ликвидацию последствий наводнения выделено уже более полумиллиарда долларов, около 10 тысяч семей все еще нуждаются в новых домах или ремонте прежнего жилья. И это при том, что строительство уже построенных трех тысяч домов площадью примерно 70-90 кв. м обошлось в 63 тысяч манатов  (около 77 тыс. долларов) каждый. «За такие деньги можно купить квартиру в новостройке в Баку”, - продолжил Гюльалыев.

Вместе с тем, член штаба «Кура» Алиев подтвердил, что 4 июня встречался с заведующим общественно-политическим отделом администрации президента Али Гасановым, и встреча имела позитивное влияние на освобождение Гюльалыева.

В организации надеются и ожидают, что решение проблем пострадавших от наводнения будет вестись прозрачно.

Штаб «Кура» призывает разместить в Интернете списки получивших новые дома и компенсации с указанием конкретных сумм. Это позволит оценить насколько по назначению были использованы средства и насколько эффективны работы по ликвидации последствий наводнения, пояснил Гюльалыев.

Напомним, в результате наводнения пострадали 30 тысяч домов, тысячи семей лишились хозяйств. Несмотря на то, что были приняты комплексные мероприятия по ликвидации последствий стихийного бедствия, местные жители все еще сообщают о проблемах в связи с последствиями стихии – по их словам, пострадавшие жилые дома восстановлены не полностью и не выплачены в полном объеме компенсации. 

Власти Азербайджана дополнительно выделяли 50 миллионов манатов с целью ускорения завершения строительства и восстановления частных домов и социальных объектов, а также для осуществления других мер по соцзащите пострадавших от наводнения семей, однако местные жители, порой и с помощью голодовок, пытались заявить о своем бедственном положении после наводнения.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"