В законодательство Азербайджана внесены поправки, регламентирующие доступ граждан к информации
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Национальное собрание (НС) Азербайджана сегодня приняло поправки в ряд законодательных актов страны, касающиеся прав граждан на получение информации, в том числе сведений о владельцах компаний. Внесены изменения и дополнения в законы "О получении информации", "О государственной регистрации юридических лиц и государственном реестре" и "О коммерческой тайне".
Внесенные поправки, по мнению экспертов гражданского общества, ограничивают доступ граждан к информации экономического и финансового характера, и в частности к сведениям об учредителях юридических лиц и их доли в уставном капитале. Против поправок выступали активисты, усматривающие в нововведениях ограничение свободы информации и прессы.
Активисты гражданского движения "Республиканская альтернатива" (РЕАЛ) попытались пикетировать парламент во время обсуждения поправок и призвать снять их с повестки дня НС.
Однако пять активистов движения, включая его лидера Ильгара Мамедова, были задержаны перед парламентом. "Мы требуем, чтобы депутаты отклонили эти реакционные поправки. Эти изменения преследуют цель не допустить разглашения информации, позволяющей установить принадлежность коммерческих структур тем или иным чиновникам", - успел сказать журналистам Мамедов. Остальных участников акции полиция оттеснила от здания парламента. Вскоре задержанные были отпущены.
Противники поправок были и среди депутатов
"В законопроекте сказано, что получение информации разрешается в том случае, если она не наносит ущерба национальным интересам Азербайджана в политической, экономической, валютно-финансовой и кредитной, военной сферах, а также не противоречит общественной морали, не нарушает прав и свобод других лиц, их коммерческих и других экономических интересов, не наносит ущерба репутации и беспристрастности суда. Посмотрите, сколько всяких ограничений свалено в одну кучу, и это сделано с единственной целью - не дать общественности информации о властях", - заявил лидер партии "Умид" (Надежда) Игбал Агазаде по поводу поправок в закон "О получении информации".
Однако депутат Рафаэль Джабраилов считает, что "нет абсолютных прав человека, и при необходимости можно ограничить даже право на жизнь, дарованное Всевышним".
Али Гусейнли, глава парламентского комитета по правовой политике и вопросам госстроительства, выступившего инициатором поправок попытался обосновать нововведения необходимостью унификации законодательства с положениями Европейской конвенции по правам человека, и в частности пункта 2 статьи 10 (свобода выражений), допускающей ограничения свободы информации.
Поправки не ограничивают информацию, а устанавливают ее рамки
По утверждению Гусейнли, "поправки не ограничивают информацию, а устанавливают ее рамки". Он считает, что нововведения будут способствовать облегчению работе журналистов. Теперь носители информации будут знать четкие рамки информации, которую они обязаны предоставлять журналистами, считает Гусейнли.
Возражения в парламентском зале вызвали изменения в законы "О коммерческой тайне" и "О государственной регистрации юридических лиц и государственном реестре", которые в официальной сопроводительной справке парламентского комитета по экономической политике были мотивированы интересами защиты права на коммерческую тайну.
Лидеры партий "Единого народного фронта Азербайджана" и "Демократических реформ" Гудрат Гасангулиев и Асим Моллазаде подвергли нововведения критике, как с точки зрения международных норм, так и законных прав общества на получение информации. "Мы живем в европейском пространстве, поэтому должны действовать по унифицированным законам", - заявил Моллазаде.
В свою очередь, депутат от правящей партии "Ени Азербайджан" Мубариз Гурбанлы выразил мнение, что Азербайджан "должен исходить из национальных интересов, а не действовать с оглядкой на Европу". На его взгляд, ограничения на раскрытие коммерческой информации есть и в других странах. "В канадском парламенте, например, спикер отказался назвать цену истребителей, закупленных в одной из западных стран", - вспомнил Гурбанлы.
Из-под контроля общественности уйдут данные о наворованных государственных средствах
Однако, как отметил лидер партии "Умид" Игбал Агазаде, сведения об учредителях (участниках) коммерческих юридических лиц и их долевом участии в уставном капитале не могут считаться коммерческой тайной. "Это делается специально для того, чтобы выводить из-под контроля общественности данные о наворованных государственных средствах. Если предприниматель платит налоги, зачем ему прятать сведения о себе?", - спрашивает Агазаде.
Лидер партии "Великое созидание" Фазиль Газанфароглу заявил, что парламентские комитеты вместо того, чтобы способствовать большей открытости информации, все более "закручивают гайки", прикрываясь национальными интересами.
Однако председатель парламентского комитета по экономической политике Зияд Самедзаде, отстаивая инициированные этой структурой поправки, сослался на законодательство Казахстана, где также данная информация, по его словам, считается закрытой.
В итоге все три законопроекта были приняты 97 голосами "за" при четырех "против" и двух воздержавшихся.
Активисты ряда общественных организаций намерены не допустить вступления в силу поправок
Ранее законодательные нововведения 11 июня были обсуждены на "круглом столе", организованном Институтом права медиа (ИПМ).
Данные поправки «нелегитимны ни с точки зрения международных правовых обязательств Азербайджана, ни с точки зрения Конституции страны», считает директор ИПМ Рашид Гаджилы.
"В демократических государствах ограничения на информацию допускаются только в интересах государственной безопасности, территориальной целостности, борьбы с преступностью, защите общественного порядка, прав и свобод других граждан. Однако практически нигде в мире, даже в оффшорных зонах, нет запрета на получение информации о владельцах компаний, их уставном капитале и других реестровых сведениях", - утверждает он.
Глава НПО "Содействие экономике" Зохраб Исмаил проанализировал возможные последствия принятия поправок.
Гражданское общество должно добиваться президентского вето на поправки
"К примеру, раньше, когда объявлялись победители тендеров на государственные закупки, можно было у министерства налогов запрашивать и получать информацию об учредителях компаний, выигравших конкурс. Теперь же министерство налогов, ссылаясь на новое законодательство, будет отказывать в этом. Гражданское общество должно продолжать борьбу, если даже парламент примет поправки, поскольку есть еще механизм президентского вето", - сказал Исмаил.
Нововведения не только затруднят работу журналистов, но и станут ударом по предпринимательству и в целом экономике страны, отмечает член правления "РЕАЛ" Натик Джафарли. "Зарубежные компании просто не захотят иметь дело с местными партнерами в виду непрозрачности их реестровых данных", - считает он.
Независимый эксперт в области права медиа Алескер Мамедли указал на противоречие предлагаемых поправок Конституции: "Она гласит, что права и свободы не могут быть ограничены больше чем, это написано в Конституции. Предлагаемые же поправки противоречат статье 50 Конституции, закрепляющей за каждым право искать, получать, распространять любую информацию".
Предлагаемые поправки могут создать благодатную почву для организованной преступности
Журналистка азербайджанской службы "Радио Свобода" Хадиджа Исмаилова выразила опасения, что предлагаемые поправки могут создать благодатную почву для организованной преступности.
Она обратила внимание, что во всем цивилизованном мире, чтобы противодействовать отмыванию преступных доходов идет процесс повышения прозрачности: "В Турции даже принят закон, который признает преступлением не выставление компанией в Интернете сведений о своих учредителей".
Участники встречи заявили, что, если даже парламент примет поправки, они продолжат борьбу с ограничительными мерами и призовут президента наложить вето на решение законодательного органа.
Отметим, что согласно поправкам в закон "О получении информации", отныне разрешение на получение информации предоставляется в случаях, если запрашиваемая информация "не противоречит национальным интересам Азербайджана в политической, экономической и военной сферах, интересам финансово-кредитной и валютной политики, охране общественного порядка, здоровья и нравственности людей, не затрагивает права и свободы других людей, не наносит ущерб коммерческим и иным интересам, а также авторитету и беспристрастности суда".
Поправки в закон "О государственной регистрации юридических лиц и государственном реестре" гласят, что информация об учредителях (участниках) коммерческих юридических лиц и их доле в уставном капитале может быть предоставлена только на основании запроса судебных, следственных органов, субъектов оперативно-розыскной деятельности.
Кроме того, такая информация может запрашиваться органам финансового мониторинга в случаях предусмотренных законом "О борьбе с легализацией денежных средств или другого имущества, приобретенного преступным путем, и финансированием терроризма".
Во всех остальных случаях третьим лицам информация об учредителях юридических лиц с государственного реестра может быть предоставлена только с согласия лица, в отношении которого запрашивается информация.
Соответствующие поправки предлагаются в закон "О коммерческой тайне", которые также гарантируют конфиденциальность сведений о собственниках юридических лиц.