Апелляционное определение Верховного суда Адыгеи об отказе в удовлетворении жалобы АРОД "Черкесский конгресс" на решение Майкопского городского суда от 2 февраля 2012 года
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Дело № 33-276
г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе заявителя – Адыгейского республиканского общественного движения "Черкесский конгресс" на решение Майкопского городского суда от 02 февраля 2012 года, которым постановлено:
Адыгейскому республиканскому общественному движению "Черкесский конгресс" в удовлетворении заявления о признании незаконным и необоснованным Предупреждения Управления Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея от 23.09.2011 г. № 03-10-1782 в адрес Адыгейского республиканского общественного движения "Черкесский конгресс" о недопустимости осуществления экстремисткой деятельности и отмене указанного Предупреждения отказать за необоснованностью требований.
Заслушав доклад судьи, пояснения представителей заявителя – Адыгейского республиканского общественного движения "Черкесский конгресс" Ахагова А. Б. и Берзегова М. П. (по доверенности), поддержавших доводы жалобы и полагавших решение подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Адыгейское республиканское общественное движение "Черкесский конгресс" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. В обоснование указало, что 23 сентября 2011 года в адрес Адыгейского республиканского общественного движения "Черкесский конгресс" поступило предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, согласно которого общественному движению вменяется нарушение положений Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и положений Федерального закона от 25 июня 2011 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", а именно общественное движение обвиняют в том, что оно нарушает Уставные цели в части сохранения стабильности, взаимопонимания, мира и дружбы между народами и возбуждает национальную рознь. В заявлении, сделанном 31 мая 2011 года на Интернет-сайте елот.ру от имени Председателя Совета Движения Берзегова М. П. в адрес Парламента Грузии было опубликовано "благодарственное письмо", в котором использовались выражения "геноцид черкесов (адыгов), осуществленный Российским государством во время русско-черкесской войны 1763-1864 годов".
Управление юстиции утверждает, что согласно заключению специалистов в области психологии и лингвистики такие высказывания противопоставляют русский и черкесский народы, следовательно, возбуждают национальную рознь. Указанное заявление, по их мнению, также является фальсификацией исторических фактов и событий, поскольку в историографии используется термин "русско-кавказская война", термин "русско-черкесская война" не употребляется.
Адыгейское республиканское общественное движение "Черкесский конгресс" просило суд признать незаконным и необоснованным предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности от 23 сентября 2011 года № 03-10-1782, вынесенное Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея в отношении Адыгейского республиканского общественного движения "Черкесский конгресс"; обязании Управления Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея отменить данное предупреждение, как вынесенное незаконно.
В судебном заседании представители заявителя – Адыгейского республиканского общественного движения "Черкесский конгресс" Берзегов М. П., представители по доверенности Ахагов А. Б и Кулоков А. Х. поддержали заявление в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – Управления Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея по доверенности с доводами не согласилась.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель – Адыгейское республиканское общественное движение "Черкесский конгресс" просит решение отменить полностью, и принять по делу новое решение о признании незаконным и необоснованным предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности от 23 сентября 2011 года № 03-10-1782, вынесенное Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея в отношении Адыгейского республиканского общественного движения "Черкесский конгресс" и обязать Управление Министерства юстиции РФ по Республике Адыгея устранить допущенное нарушение, отменив данное предупреждение, как вынесенное незаконно. При этом заявитель указал, что данное решение является незаконным и необоснованным, так как суд посчитал, что использование в благодарственном письме председателя Совета Движения Берзегова М. П. в адрес Парламента Грузии термина "русско-черкесская война" является сфальсифицированным выражением, не используемым в общепринятой историографии "Русско-Кавказской войны" 1763-1864 годов, который противопоставляет русский и черкесский (адыгейский) народы и влечет за собой национальную рознь, однако в подтверждении этого утверждения суд не привел достаточно обоснованных и значимых доказательств, а ссылка суда на само благодарственное письмо и Устав Движения само по себе не предполагает нарушение Российского законодательства. Суд не привел в решении доказательств и не обосновал свою позицию по нарушению Движением законодательства Республики Адыгея, норм международного права, несмотря на то, что указывает это в мотивировочной части решения. Кроме того, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу заинтересованное лицо – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 67, 195 ГПК РФ, решение суда является законным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям и когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами.
В оспариваемом акте Управления Министерства юстиции РФ в Республике Адыгея не отрицается имевшая место в указанный период война и огромное количество жертв с обоих воюющих сторон. Также не умаляется право общественного объединения используя законные способы обращаться за защитой интересов в органы государственной власти России и иностранных государств.
В предостережении Управления Минюста РФ в Республике Адыгея вынесенном 23 сентября 2011 г. в адрес Адыгейского республиканского общественного движения "Черкесский конгресс" в качестве экстремистских названы следующие действия: "31 мая 2011 года на Интернет-сайте Elot.ru от имени председателя Совета Движения Берзегова М. П. в адрес Парламента Грузии было опубликовано "благодарственное письмо", в котором использовались выражения "геноцид черкесов (адыгов), осуществленный Российским государством во время русско-черкесской войны 1763-1864 годов".
В соответствии с п. п. 2.1.3; 3.2; 5.2 Устава Адыгейского республиканского общественного движения "Черкесский конгресс" целями Движения являются, в том числе, сохранение стабильности, взаимопонимания, мира и дружбы между народами. Движение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации и Республики Адыгея, общепризнанные принципы и нормы международного права, положения Устава.
На основании п. 1 ст. 1 ФЗ № 114-ФЗ от 25.07.2002 (ред. от 29.04.2008) "О противодействии экстремистской деятельности" к понятию экстремистская деятельность (экстремизм) относится возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
В соответствии с ч.1 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Таковыми по мнению коллегии являются следующие.
В регулярной армии и в казачестве Российского государства служили люди разных национальностей, населявших территорию государства.
Соответственно действия регулярной армии и казачества в ходе имевшей место на территории Северного Кавказа в указанный период войны не могут расцениваться как действия русского народа.
Действительно ряд исследователей в своих трудах используют термин "русско-черкесская война". Тем не менее, коллегия считает, что употребление терминов исторической литературы и официальное обращение к Высшему законодательному органу иностранного государства от лица общественного объединения это разные категории. Тем более из названия общественного движения следует, что указанная организация представляет собой группу людей объединенных по национальному признаку.
Сам факт того, что источники Российской историографии, в которых употребляется термин русско-черкесская война находятся в общем доступе не свидетельствует о том, что подобная деятельность не может возбуждать национальную рознь. Оценка и восприятие будут зависеть от контекста и условий использования.
При таких обстоятельствах использование термина русско-черкесская война, особенно в контексте следующей цитаты: "геноцид черкесов (адыгов)… в ходе русско-черкесской войны..." и с учетом того, что геноцидом по определению являются деяния совершаемые с прямым умыслом, правомерно расценено как действия противопоставляющие русский и черкесский народа и, как следствие, подпадающие под действие п. 1 ст. 1 ФЗ № 114-ФЗ от 25.07.2002 (ред. от 29.04.2008) "О противодействии экстремистской деятельности" по признаку возбуждения национальной розни.
Таким образом, решение суда принято при правильном применении норм материального права с соблюдением норм процессуального права, а потому является законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда от 02 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
6 апреля 2012 года