Демократическая партия Армении: Мы – сторонники системных изменений

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

"Кавказский узел" публикует предвыборное интервью с представителем Демократической партии Армении политологом Суреном Мовсесяном.

Предвыборные стратегии

"К.У.": Как проходит ваша избирательная кампания? Насколько многолюдны ваши встречи с избирателями? Какие отклики от встреч с избирателями?

Сурен Мовсесян: Все относительно. Если говорить о качестве предвыборной кампании, то его оценка никак не зависит от количества участников. Есть много критериев, по которым та или иная часть населения принимает участие или не участвует на предвыборных встречах. К примеру, критерий страха, который в Армении распространен. Много случаев бывало, когда люди говорят, что отдадут нашей партии свои голоса, им нравится наша программа и они верят в то, что мы сможем внести определенные изменения в стране, но при этом просят не разглашать сведений об их выборе. Были случаи демпинга, например, в Ванадзоре, когда заранее обговоренный митинг срывали люди в черных джипах, разъезжая по городу и вселяя страх. Или же в сельских местностях заранее договариваемся с председателем сельской общины об организации встречи с избирателями, обговариваем все детали, а на следующий день никого не можем собрать, и председатель объясняет это тем, будто все заняты на полях.

Основной свой упор мы делаем на встречу с избирателями "face to face" и теледебаты, интервью и брифинги.

"К.У.": Какие у вас ожидания от выборов? Какой процент голосов намерены набрать?

С.М.: Сказать конкретно, сколько процентов мы наберем, трудно, поскольку многие скрывают свое то или иное предпочтение. Но предполагаем набрать, как минимум 6-7% голосов набрать на выборах.

"К.У.": Соцопросы показывают, что граждане Армении не доверяют выборам. Прокомментируйте, пожалуйста, эти опросы.

С.М.: В течение 20 лет народ пришел к такому состоянию, что не только не доверяет выборам, но не доверяет власти. Те предвыборные обещания, которые сегодня власти дают, народ не приемлет. Что касается социологических опросов, то они должны проводиться в соответствии с научными методологиями. А когда они переходят в политику, то их социологическими исследованиями не назовешь. Это политологические исследования. Кроме этого, любая уважающая себя и свою науку организация, прежде, чем называть какие-то цифры, должна представить методологию проведения этих исследований, какие ресурсы и инструменты были использованы, как обеспечивалось равное участие всех граждан. Ничего этого нет. Вместо этого, какая-то организация заявляет о непонятных цифрах. Это манипуляция сознанием людей.

"К.У.": Много говорится об искусственной раздутости списков избирателей, в то же время власти сообщают, что корректируют их. Какова, на ваш взгляд, ситуация в действительности?

С.М.: Это нормальный процесс, потому что, с одной стороны, в списках не могло не быть определенных неполадок, с другой – власти не могли не реагировать на это. Мы также понимаем, что за короткий срок власти не в состоянии почистить ту раздутую часть списков, поэтому каждый гражданин обязан в свою очередь участвовать в этом процессе – давать любую информацию о нарушениях в списках. В действительности , люди многие, как они говорят, "искусственные" даты рождения наших граждан, родившихся в 30-е годы, воспринимают, как липовых избирателей. На самом деле эти люди есть, просто в силу незнания точной даты своего рождения и отсутствия документа, в период компьютеризации, в списках им всем приписывали 1 января либо вообще нулевые даты. Поэтому сейчас эти люди в списках вызывают подозрение.

"К.У.": Готовы ли сотрудничать с другими политическими силами в борьбе с возможными предвыборными нарушениями?

С.М.: Мы уже сейчас сотрудничаем с политическими силами в двух форматах: формат, инициированный Давидом Арутюняном (председатель парламентской Комиссии по государственно-правовым вопросам - прим. "КУ"), в который вовлечены все абсолютно партии, за исключением АНК и формат, инициированный Самвелом Никояном (председатель Национального Собрания Армении - прим. "КУ").

"К.У.": Замечали ли в ходе предвыборной кампании нарушения со стороны соперников? А сами их не допускали?

С.М.: Кроме демпинга, еще есть факты раздачи предвыборных взяток. К примеру, когда мы планировали организовать встречу с избирателями в Вардашене, утром дня встречи нам позвонили, рассказали, как представители некой партии (не буду называть какой именно) раздавали жителям шоколадные коробки. И после этой раздачи шоколада, люди спрашивали, а следующая партия, что нам раздаст? Мы просто отказались от встречи с этими жителями. С нашей стороны никаких нарушений не было.

"К.У.": Как вы намерены бороться с возможными нарушениями в день голосования?

С.М.: Я на 95% уверен, что в день голосования никаких нарушений не будет. Еще до начала предвыборной гонки я был уверен, что все нарушения будут в предвыборный период. В этот раз на чаше весов лежит очень многое. Много наблюдателей, как приглашенных, так и местных. Каждая партия постарается не допустить каких-либо фальсификаций со стороны своих соперников.

"К.У.": Будете ли опротестовывать итоги выборов, если они окажутся неудовлетворительными для вас?

С.М.: Если итоги выборов нас не удовлетворят по причине фальсификации, то, конечно, будем опротестовывать их.

Внутренняя политика

"К.У.": Какие социальные вопросы затрагиваются в вашей программе? Как вы намерены бороться с миграцией и безработицей?

С.М.: Мы – сторонники системных изменений, потому что уверены, что если не произойдет изменение всей системы государства, то никакие поверхностные реформы не могут изменить внешнюю ситуацию. В системные изменения входят следующее: мы должны искоренить теневую экономику, потому что это основная часть финансов (60-70% ВВП), которые будут направлены на социальные нужды, а также искоренение олигархии и монополии. На законодательном уровне мы обязательно добьемся того, чтобы любой экономический субъект, владеющий более 20% рынка, из общего налогового поля перешел в прогрессивное поле. Он уже вместо 20-30%, будет платить 80-90% налогов. Этим дается возможность малому бизнесу развиваться, и тем самым бьем по олигархии.

"К.У.": Насколько в Армении монополизирован рынок и какие меры надо принять правительству для его либерализации?

С.М.: Рынок в Армении, можно сказать, полностью монополизирован. Даже те отрасли, которые являются основными в ежедневном использовании. И они в стране диктуют ценовую политику государства. Причина всему этому – это отсутствие государства. А если мы будем двигаться к либерализации, то роль государства отойдет на 3-4 план, и без того все оставлено на усмотрение собственников.

"К.У.": Какие шаги вы предлагаете предпринять для эффективной борьбы с коррупцией и теневой экономикой?

С.М.: У государства хватает и ресурсов, и инструментов для борьбы с теневой экономикой. У него нет желания и политической воли. Это связано с тем, что бизнес – элита срослась с политической элитой. Коррупция – это одна из тех малых бед, которая на сегодня у страны имеется. Пока не искоренится монополия, олигархия и теневая экономика, говорить о борьбе с коррупцией не имеет смысла.

Внешняя политика

"К.У.": Какими вам видятся перспективы мирного решения карабахской проблемы? Какая из действующих посреднических сил и стратегий на ваш взгляд может сыграть решающую роль в мирной развязке проблемы?

С.М.: Карабахский конфликт не имеет политического решения. Это решение должно проходить только в правовом поле. Начиная с 1991 года нужно исследовать по международному праву, как каждая республика выходила из состава СССР. И основываясь на этом только, находить мирное решение карабахского конфликта. Потому что политическое решение зависит от властей каждой страны. А внутренняя политика каждой страны очень часто меняется. Меняется руководство, и каждое руководство политически по-своему смотрит на ту или иную проблему. То есть, решение оставлено на усмотрение действующих властей. К примеру, если каждые 5 лет в стране будет меняться политический курс, и то, что было достигнуто за эти 5 лет, будет аннулировано новыми политическими руководствами. А если решение конфликта рассматривать в правовом поле, то его невозможно будет изменить.

Деятельность Минской группы ОБСЕ нельзя считать эффективной. У нее нет мандата на решение конфликта в правовом поле, они ищут решение в политическом поле. И конкретно мадридские принципы неприемлемы для Армении, поскольку они пошаговые. А так как нет обоюдного доверия между странами, то говорить о чем-либо в пошаговом плане, не имеет смысла. Это ведет переговоры в тупик. Документ на столе переговоров должен быть пакетным, в котором четко указана дата того или иного предполагаемого действия, кто будет участвовать. До сих пор детального пакетного плана не было.

Вообще посредничество имеет несколько этапов. Первый из них – обсуждение того, о чем вообще можно говорить. Второй этап – детализирование. На третьем этапе детализируется не только действие, но и время. А на 4 этапе решается вопрос участия сторон. И только на 5 этапе подписывают документ. За все эти 20 лет мы еще не вышли из первого этапа.

"К.У.": Дайте, пожалуйста, оценку нынешним армяно-российским отношениям. Какова позиция вашей партии в этом вопросе?

С.М.: Мы против комплементарной внешней политики, которая проводится с 1998 года. И причину всех наших внешнеполитических, а также экономических неудач состоит именно в этом. К примеру, мы все удивляемся, почему Россия повысила цену на газ для Армении, но не задаем себе вопрос, а почему не должна она ее повысить? Ну если мы выбрали комплементарную политику, то почему Россия не должна преследовать свои интересы?

В нашей программе четко обозначен курс внешней политики в одной формуле. Армяно-российские отношения должны развиваться, основываясь на взаимных интересах, и отношения с другими странами не должны навредить отношениям с Россией.

Парламентская жизнь

"К.У.": Какой вам видится парламентская палитра?

С.М.: Нынешняя ситуация очень сложная, никто не может предугадать, как будут развиваться события после выборов. Лично у меня не очень оптимистические взгляды на это. Как политолог, я вижу лучший вариант – чтоб каждая партия была представлена в Парламенте, не важно, на сколько процентов. Только в этом случае можно будет избежать каких-либо серьезных проблем на будущие 5 лет, и мы сделаем первый шаг к парламентаризму – к полной пропорциональной системе.

"К.У.": С какими из политических сил вы готовы сотрудничать, в случае преодоления избирательного барьера?

С.М.: Мы можем сотрудничать с любыми политическими силами, которые примут нашу программу.

"К.У.": В случае победы, готовы ли вы сотрудничать с вашими политическими оппонентами по вопросу формирования кабинета?

С.М.: Если мы имеем общие взгляды на программы, которые собираемся воплощать в жизнь, то почему бы и нет?

"К.У.": По каким вопросам с вашими оппонентами у вас кардинально противоположные позиции?

С.М.: Наша партия – социал-демократическая партия. И мы придерживаемся той точки зрения, что государство должно иметь свою роль в стране. Оно должно вмешиваться и в экономическую сферу. Наши оппоненты, в основном, придерживаются обратной точки зрения: чем меньше роль государства в экономической сфере, тем лучше. У нас была переходная экономика, а мы сразу перешли к либеральной системе управления. Поэтому сейчас у нас бардак. В этом основное наше противоречие.

"К.У.": Какие первоочередные вопросы вы намерены поднять в случае прохождения в парламент?

С.М.: В первую очередь внесем изменения в Конституцию, где в первом пункте написано: Армения является социальным государством. Мы должны изменить этот пункт на ''Армения несет социальную ответственность перед своими гражданами. Начиная с этого, начнется борьба с теневой экономикой на законодательном уровне, а если нужно, и на авторитарном уровне, борьба с олигархией и монополией.

С Суреном Мовсесяном, представителем Демократической партии Армении, беседовала корреспондент "Кавказского узла" Армине Мартиросян.

Автор: