Шейх Мансур
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Шейх Мансур (Ушурма) - суфийский проповедник, имам, руководитель народно-освободительного движения горцев Северного Кавказа 1785-1791 годов.
Шейх Мансур, или Ушурма (иногда упоминается как Учурма), - из тейпа Элистанжхой, родился в селении Алды. Отец - Шебессе (Шабаз), двое братьев Мансура, по некоторым данным, находились с ним в момент взятия в плен. Мансур был женат, у него было трое детей. Наиболее обоснованные даты жизни - 1760-1794 годы.
Согласно традиции, Мансур получил духовное образование в Дагестане, учителем его был один из авторитетнейших муршидов, возможно, накшбандийского братства - тарика (имя не установлено). По словам самого Мансура, священнослужители одобрили его поучения и назвали шейхом в 1783 году 1.
Религиозный деятель
С весны 1785 года Мансур начал проповедовать жителям селения Алды. В своих проповедях он обличал "упорствующих в невежестве", пороки, кровную месть, звучали призыв к единению всех мусульман. У Мансура был редкий ораторский дар, а его строгий аскетизм, соблюдение суфийской практики "уединения" (халват), политическое чутье и масштабность мышления придали его имени ореол подвижника ислама и провидца. Мансур вел уединенный образ жизни, показываясь лишь изредка на людях. Особый мифический смысл в глазах суеверных горцев приобретали факты укутывания лица, облачения в разноцветные одежды суфиев, в которых он являлся к людям. Все это добавляло его образу таинственность и мифичность 2.
Вскоре на его проповеди стали стекаться тысячи людей не только из Чечни, но и из соседних регионов 3. О нем стали говорить в Кабарде, на Кумыкской равнине, в горах Дагестана.
Политика, проводимая царской администрацией на Кавказе, способствовала стремительному распространению ислама, а личность шейха и его деятельность, направленная на объединение кавказских народов на основе шариата, сыграли в этом значительную роль. При этом в своих религиозных речах Мансур проповедовал необходимость газавата. Он призывал к «священная войне” сначала против соблюдающих адаты, затем против «неверных» (иноверцев – горцев) и, наконец, против царизма 4.
Война с Российской империей
Вторая половина XVIII века характеризовалась как динамичными социально-экономическими процессами внутри чеченского общества, так и нарастанием военно-политической активности Российской империи в Кавказском регионе при столкновении ее интересов с Турцией, Ираном, западноевропейскими странами.
Идеи Мансура распространившись среди адыгов и дагестанцев быстро охватило весь Северный Кавказ. Летом 1785 года шейх Мансур направил турецкому султану письмо, в котором объявлял себя преданным союзником и сообщал о своем намерении идти против общего неприятеля. Борьба с шейхом Мансуром и дружественными ему турками во время Второй турецкой войны 1787—1791 годов требовала от Российской империи больших усилий.
В июле 1785 года русскими военными была предпринята попытка захватить шейха Мансура. Его дом и все селение Алды были сожжены отрядами под командованием полковника Де Пиери, которые на обратном пути были разбиты совместными силами алдинцев и их соседей, а сам Пиери был убит 5.
Событие было воспринято горцами как знак особого благоволения Аллаха к имаму. С этого момента он выступает и как мощная политическая фигура - освободительное движение шейха Мансура охватило весь Северный Кавказ. Вокруг имама начали формироваться отряды, которые к концу 1985 года насчитывали до 10 тысяч человек. Успех побудил Мансура предпринять ряд наступательных действий против российских укреплений и станиц Кавказской линии. Русское командование вынуждено было перевести свои силы на защитное положение. Гарнизоны, занимавшие укрепления от Моздока до Владикавказа, не были в состоянии предохранить дорогу в Грузию от нападений со стороны чеченцев.
В июле 1787 года шейх Мансур потерпел военные неудачи при попытках взять Кизляр, Моздок, форт Григориполь и в Татартупском сражении 6. Во главе нескольких тысяч человек он перебрался за реку Кубань в район Причерноморья. После следующих поражений в военных действиях между реками Уруп и Лаба - в сопровождении четырех спутников имам укрылся в турецкой крепости Анапа.
В 1789 году он предпринял попытку совершить паломничество в Мекку, в 1790 году он побывал в Чечне с целью поднять чеченцев и соседние народы на борьбу с царскими властями, но, не добившись успеха, вернулся в крепость Анапа. Там шейх Мансур оставался до взятия крепости русскими войсками 22 июня 1791 года. Раненый имам был пленен и перевезен в Петербург 7.
Версии заключения и места смерти
Его дальнейшая судьба теряется в разноречивых жизнеописаниях. Согласно одним, имама отправили в Соловецкий монастырь. При этом образ имама был настолько ярким, что интерес к нему не исчезал и в Европе, подтверждение тому возникшая версия об итальянском происхождении и легендарных деяниях шейха. 8
По другим, более документированным, Мансура, в соответствии с рескриптом Екатерины II от 15 октября 1791 года, поместили в Шлиссельбургскую крепость "на безысходное пребывание" за "возбуждение народов гор против Росии и причинение большого ущерба империи" 9. В феврале 1794 года он заболел и вскоре, в апреле, умер. Шейх Мансур был похоронен без надлежащего обряда, указания имени и места погребения 10.
Среди ближайших сподвижников Мансура были братья Умар-хаджи - главный советник, хранивший всю переписку, Усман-хаджи, Бутык-хаджи, муллы Нагай-Мурза-хаджи, Бикултан-хаджи, Хамбе-хаджи, Мухаммад-хаджи; помощники по военным вопросам - Али-Султан Чепалов-Муртазали (кумык из селения Эндери) и кабардинский князь Дол. Известно, что духовным преемником шейх называл Юсупа из селения Шали.
Среди горцев бытует множество преданий о Мансуре, он является национальным героем, с ним связаны махдистские представления. Имам Шамиль считал Мансура своим предшественником и учителем. Десять лет активной борьбы против продвижения на юг российской армии сделали имама Мансура героем романов, диссертаций, научных статей, песен и стихов.
Батальоны имени шейха Мансура
Именем шейха Мансура назван батальон ичкерийцев, сформированный в Дании в 2014 году и воюющий на стороне Украины. Об истории формирования этих подразделений и их ключевых персоналиях рассказывает справка "Кавказского узла" "Ичкерийские отряды на Украине".
В октябре 2023 года Рамзан Кадыров объявил о формировании батальона имени шейха Мансура в составе Минобороны России.
* внесен Минюстом в реестр иностранных агентов.
Примечания
- Смирнов Н.А. Восстание шейха Мансура на Северном Кавказе. Вопросы истории религии и атеизма. Сб. статей. Т. 1. М., 1950
- Шарпудин Ахмадов.Народно-освободительная борьба в Чечне и на Северном Кавказе под предводительством имама Мансура в 1785-1791 гг. // Академия наук Чеченской Республики, 13.01.2020
- Интересные факты из жизни Шейха Мансура // Чечня сегодня, 02.12.2021
- Шарпудин Ахмадов.Народно-освободительная борьба в Чечне и на Северном Кавказе под предводительством имама Мансура в 1785-1791 гг. // Академия наук Чеченской Республики, 13.01.2020
- Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т. 1. Грозный, 1967
- Дубровин Н.Ф. Кавказская война. СПб. Т. 2.
- Шейх Мансур – первый имам Кавказа // Грозный-Информ, 01.12.2021
- Шейх Мансур в Соловках // Энциклопедия Соловков. Solovki.ca.
- Крепость, где умер шейх Мансур // Кавказ.Реалии*, 02.10. 2020
- Шейх Мансур - первый имам Северного Кавказа // Кавказ.Реалии*, 02.10.2020