Часть памятников Армении находятся в плачевном состоянии из-за отсутствия ремонта, считает архитектор

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Одной из серьезных причин плачевного состояния некоторых памятников Армении является отсутствие их ремонта, заявил ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания и НИИ теории архитектуры и градостроительства Армен Казарян в ходе конференции СНГ на тему "Культурная политика: стратегия культуры. Культура, как фактор стабильного развития".

В частности, по словам Казаряна, даже при полной сохранности некоторых достопримечательностей в Западной Армении, если в кровле есть повреждения, дождевая вода проникает в конструкции стен, сводов и при малейших сейсмических подземных толчках здание рушится.

"На территории современной Турции таких случаев много, в частности, в городе Ани и его окрестностях. К примеру, церковь св. Спасителя разрушилась в 60-е годы в результате землетрясения", - заметил Армен Казарян.

Форум проходит в Ереване в рамках культурных мероприятий, приуроченных к присвоению городу звания "Всемирной столицы книги-2012". Конференция, организованная Министерством культуры Армении совместно с ЮНЕСКО, прошла в Институте древних рукописей им. Месропа Маштоца - Матенадаране. В мероприятии принимали участие представители ЮНЕСКО, делегации иностранных министерств культуры и представители литературных организаций.

Казарян также рассказал, что во многих местах сами люди отрывают камни от церквей для использования материала в новом строительстве. Примером такого явления может быть находящаяся на краю ущелья реки Ахурян церковь Девичьего монастыря в городе Ани. "В таком состоянии церковь даже при слабом землетрясении может оказаться на дне ущелья", - пояснил архитектор.

В таком состоянии церковь даже при слабом землетрясении может оказаться на дне ущелья

Казарян добавил, что и в Армении есть церкви, состояние которых не самое завидное. По его мнению, не всегда реставрационные работы проводят на качественном уровне. К таким церквям он отнес церковь VII века Арагац южнее Ани, близ ущелья реки Ахурян.

Архитектор утверждает, что такая же ситуация наблюдается и в России. "И русские церкви во всех провинциях РФ, и армянские, построенные в стиле русского классицизма, которые являются наследием, как армянского, так и русского народов. К примеру, церкви к северу от Ростова-на-Дону, где проживали крупные армянские колонии", - заметил он.

Следующей самой опасной причиной исчезновения памятников Армен Казарян назвал их умышленное разрушение. Он считает, что такое явление может быть результатом политики этноцида, либо тотального уничтожения по другим политическим и социальным причинам. В частности этноцид он не исключает в Азербайджане и Турции.

"В Турции сохранились лишь те армянские церкви, которые расположены либо глубоко в горах, либо на острове Ахтамар, или же в пограничной зоне - в зоне контроля военных, где никому не позволено самовольничать", - говорит он.

Кроме того, по его словам, "нельзя обойти вниманием тотальное уничтожение хачкаров на кладбищах, а также армянских церквей Старой Джуги в Нахичеванской области Азербайджана за последние 5-6 лет".

Архитектор отметил, что существенные проблемы с армянским наследием имеются и в Грузии, где зафиксированы факты разрушения армянских церквей. На государственном уровне также декларируется охрана этих памятников, но на деле не проводятся должные работы. 

Комментарии турецкой, грузинской и азербайджанской сторон в связи с заявлением ученого пока не поступали.

Сирануш Манукян, кандидат искусствоведения, профессор кафедры ЮНЕСКО истории искусства Ереванского Государственного университета в свою очередь внесла предложение обязательно учитывать восстановление фресок при реставрации церквей. "Часто сами фрески бывают ценнее, чем архитектурный памятник, а их преднамеренно губят", - подчеркнула она.

Часто сами фрески бывают ценнее, чем архитектурный памятник, а их преднамеренно губят

По ее словам можно увидеть, как после реставрации все крохи фресок собраны на верху стены, тогда как до этого они были разбросаны по всей стене и создавали композицию Большого Страшного Суда.

Научный секретарь Российского института культурологии Нина Кочеляева отметила, что в России ситуация аналогична не только с армянскими памятниками. Согласно ее информации, после принятия закона "О передаче имущества религиозного значения религиозным организациям'', страна начала терпеть значительные утраты, связанные с культурно-историческими памятниками.

Представитель Львовской художественной академии, профессор Ирина Айук посвятила свои работы истории армянской церкви. В ближайшее время выйдут в свет ее труды "Энциклопедия армянской культуры Украины". Айук исследовала около четырех тысяч ценностей, находящихся в запасниках 44 музеев. Однако в энциклопедию попали лишь 600 экспонатов.

Армяне на территории Украины живут уже больше 11 веков. Культура армян Украины достаточно изучена, но малоизвестна и мало представлена

"Армяне на территории Украины живут уже больше 11 веков. Культура армян Украины достаточно изучена, но малоизвестна и мало представлена", - отметила профессор Айук.

Она заметила, что в процессе исследований армянского культурного наследия абсолютно все музеи отказывались предоставить экспонаты, говоря, что их нет. Однако потом не нашлось такого музея, в запасниках которого не было бы памятников армянской культуры.

"Неслучайно все исследователи украинской культуры были параллельно и арменистами. И эти две области невозможно разделить. Они одно целое", - говорит Ирина Айук.

По ее мнению, если говорить о сохранении культурного наследия, прежде всего надо знать, что сохранять. В Украине, указывает Айук, эта проблема стоит особо остро, поскольку армяне, живущие в этой стране, составляют современную армянскую диаспору, переехавшую в эту страну во второй половине ХХ века. "Это не потомки тех армян, которые жили на этой земле веками, и Украина стала их родиной, и которые знают и ценят все то, что было создано их предками", - отметила профессор.

Кроме того, считает Айук, мешает и тяжелое экономическое положение Украины, которое в первую очередь, как и в других странах, бьет по культуре и науке.

Ирина Айук также представила арменоведческие работы - собрание сочинений Ярослава Романовича Дошкевича, изданные, как в Советском Союзе, так и на постсоветском пространстве. По ее словам, это собрание может послужить неоценимым пособием для тех, кто интересуется историей армян в Украине.

Профессор утверждает, что вопрос сохранения памятников армянской культуры в Украине тесно связан с их изучением. "Пока это остается на уровне частной инициативы и энтузиазма отдельных лиц, пока не будет создан Центр по изучению армянского культурного наследия, проблема будет стоять достаточно остро", - уверена она.

Айук считает, что такой центр должен быть создан именно Музеем армянской культуры в Украине, "причем, не виртуальный, а реальный живой музей с государственным статусом".

Ранее "Кавказский узел" сообщал, что в июне 2011 года ЮНЕСКО огласило свое решение, согласно которому в 2012 году Ереван провозглашен "Всемирной столицей книги". Заявку на получение этого звания подавали также Англия и Китай. ЮНЕСКО отдало предпочтение Армении, так как в этом году исполняется 500 лет первой печатной книге на армянском языке. Для проведения мероприятий правительство Армении выделило 300 миллионов драмов (около 800 тысяч долларов).

Подготовка к празднованию 500-летия книгопечатания в Армении началась осенью 2008 годаПервая книга на армянском языке "Урбатагирк" была издана ровно 500 лет назад, в 1512 году, в Венеции. В рамках подготовки к празднованию с 16 до 18 февраля 2012 года прошла акция "Вход с книгой"

В рамках культурных мероприятий, приуроченных к присвоению столице Армении звания "Всемирной столицы книги-2012", в Ереване с 24 по 27 апреля прошла трехдневная выставка книги ArmBookExp. На ней были представлены более двух тысяч книг армянских и иностранных издательств, специализирующихся на армяноязычной литературе и книгах, посвященных армянской тематике.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"