Артак Шакарян: если Турция решит открыть границы, Армения заявит о своей неготовности к этому
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Ученые и политологи Армении скептически оценивают перспективы восстановления нормальных отношений Армении и Турции. Одним из главных препятствий в нормализации отношений между странами остается вопрос признания геноцида и проблема Нагорного Карабаха.
На государственном уровне между Арменией и Турцией отсутствуют какие-либо отношения, армяно-турецкие протоколы заморожены и стороны обвиняют в этом друг друга, заявил турколог Артак Шакарян.
Напомним, 10 октября 2009 года в Цюрихе состоялось подписание армяно-турецких протоколов "Об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой" и "О развитии двусторонних отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой". После подписания протоколы должны пройти ратификацию в парламентах обеих стран. Однако армяно-турецкие протоколы по сей день не ратифицированы.
Армяне говорят с армянами о Турции, а турки говорят с турками об Армении. И диалог между ними отсутствует, вместо этого есть два монолога.
Турколог считает, что только подобные взаимные визиты представителей общественности не приводят к налаживанию отношений, "но могут поддержать искру". "После "футбольной дипломатии" в армяно-турецких отношениях мы пережили существенный спад", - заявил собеседник.
"Между общественностью Армении и Турции существует одна большая проблема: армяне говорят с армянами о Турции, а турки говорят с турками об Армении. И диалог между ними отсутствует, вместо этого есть два монолога. Мы не слышим друг друга, не понимаем, и, естественно, не можем прийти к какой-либо договоренности ни в вопросе признания геноцида, ни в открытии границ", - заметил турколог.
Причину спада Артак Шакарян видит в первую очередь в карабахском вопросе и в вопросах, связанных с признанием геноцида.
"Конечно, официальный Ереван не ставит признание геноцида, как предусловие в вопросе налаживания отношений, однако все прекрасно понимают, что без этого признания не могут быть налажены никакие отношения", - заявил Артак Шакарян.
Артак Шакарян уверен, что на сегодняшний день вопрос признания геноцида перешел в юридическое поле.
Собеседник добавил, что официальный Ереван на сегодняшний день не оглашает эти вопросы, но теоретически Армения должна быть готова представить весь пакет этих документов в Международный суд.
"Вместо того, чтоб гадать, признает ли Турция геноцид или нет, нам следовало бы подготовиться к следующему этапу, как себя будем вести уже после признания? 97 лет прошло с этих трагических событий, а мы пока не имеем конкретных претензий к стране, которая совершила преступление", - заявил Артак Шакарян.
Он также отметил, что нет крупных структур, которые могут извлечь экономическую выгоду из нормализации отношений.
"Турции в действительности не интересен армянский трехмиллионный рынок. В тот момент, когда он превзойдет азербайджанский рынок, он станет интересен турецким бизнесменам, они сделают все возможное для открытия границ", - заверил Артак Шакарян.
По его словам, еще во время обсуждений армяно-турецких протоколов многие противники этого документа утверждали, что Армения не готова к открытию границ, не готово таможенное и налоговое законодательство. Он добавил, что прошло два года, и Армения ничего не сделала для того, чтобы быть готовой к открытию границ.
Он заметил, что в случае открытия армяно-турецких границ, Армения может начать экспорт в Турцию молочных продуктов, а также пива и вина. Однако, по данным собеседника, на пиво и вино Турция ввела заградительные пошлины в размере 250-300%.
"Она защищает своих местных производителей от армянского товара. Такой политики у Армении нет, и армянские фермеры и производители не застрахованы от банкротства, если турецкий товар нахлынет в Армению",- считает Артак Шакарян.
Собеседник не исключил, что к 2015 году, в год 100-летия геноцида, Турция откроет границы без каких-либо протоколов.
"И не важно, на какое время, но Армения уже не сможет отказаться от открытия границ, при том, что она не готова к этому, и даже не думает об этом", - добавил собеседник.
Артак Шакарян напомнил, что армянское законодательство позволяет турецким гражданам спокойно приехать в Армению и получить визу прямо на границе. Однако, в случае открытия границ в Армению хлынет большой поток курдов из Турции, которые больше не захотят вернуться обратно.
"Что может сделать Армения, если, к примеру, 50 тысяч курдов попросят у нее убежище? Она не сможет ни отказать им в этом, ни предоставить это убежище, что приведет к дипломатическому кризису", - уверен он.
"И если завтра Турция решит без каких-либо предупреждений открыть границы, Армения заявит о своей неготовности к этому. Но в этом случае, произойдет большой международный скандал", - утверждает Шакарян.
Он считает, что причиной такого развития событий является давление, оказываемое Турцией на Армению с целью добиться от нее односторонних уступок, прежде всего, в вопросе геноцида, Нагорного Карабаха и Карского договора.
Мы потеряли то, что было создано в течение тысячелетий армянским народом на своей исторической родине.
"Турция выдвигает условия, чтобы Армения перестала поддерживать процесс признания и осуждения геноцида, протекающий во всем мире", - утверждает Рубен Сафрастян.
"Мы должны серьезно подумать и проанализировать весь комплекс вопросов, связанных с возмещением ущерба, который понес армянский народ в результате геноцида. Ущерб был огромный, потому что мы потеряли то, что было создано в течение тысячелетий армянским народом на своей исторической родине", - сказал Сафрастян.
Он также добавил, что необходимо создать комиссии, которые займутся проработкой всех нюансов, что требует совместных усилий не только государства и населения Армении, но и диаспоры.
"Я не исключаю также возможности привлечения крупных специалистов – не армян. Это должны быть историки, политологи, специалисты по международному праву, культурологи", - заявил собеседник.
Рубен Сафрастян считает, что армяно-турецкие отношения необходимо рассматривать в двух плоскостях: межгосударственные и общественные отношения.
"Только после того, как Турция изменит свое отношение к Армении, откажется от политики давления на нее и признает Армению равноправным своим партнером, можно будет говорить о нормализации отношений", - подчеркнул он.
Рубен Сафрастян положительно оценил установление отношений между общественными организациями, которые заметны в последние годы.
По его словам, это нагнетание отразилось на ситуации после землетрясения в Ване, когда Турция долго молчала в ответ на предложение Армении оказать помощь, хотя впоследствии, согласилась.
"Нельзя не отметить реакцию Турции на вопрос принятия санкций в случае отрицания геноцида во Франции. Сильное возмущение вызвало в Турции, когда в Сенате Франции был поставлен вопрос о ратификации этого законодательства", - отметил директор Фонда.
"Примечательно то, что отклонение поправки Конституционном советом Франции не вызвало особой реакции ни в Турции, ни в Армении. Вся энергия сторон ушла на использование ситуации в Сенате для нагнетания обстановки. Был дан зеленый свет националистической риторике и с той, и с другой стороны. Это отразилось и в СМИ, и в социальных сетях. Хотя, надо признать, что армянские государственные чиновники далеко не часто пользуются негативной риторикой", - сказал Геворг Тер-Габриелян.
Если сегодня до 50-70 тысяч человек в Турции интересуются этими армянским вопросом, то через два года их может быть 500 тысяч и даже миллион
Геворг Тер-Габриелян также считает, что в армяно-турецких отношениях помимо всего негатива, существует и позитив, который не очень сильно заметен на уровне ведущих медиа. Эксперт отметил самую главную, по его мнению, позитивную тенденцию, которая наблюдается за последнее время и постепенно набирает силу, а именно процесс спонтанного признания геноцида со стороны части турецкого населения.
Собеседник считает, что геноцид армян признают представители высокообразованных элит, а также жители тех частей страны, которые в свое время были населены армянами.
"Часто это люди, имеющие свои определенные судьбы семьи. Возможно, у них бабушка армянка, которая во время геноцида была либо украдена, либо нашла приют в какой-нибудь турецкой семье и всю жизнь была вынуждена скрывать свою идентичность", - отметил Тер-Габриелян.
По его мнению, среди признающих геноцид есть люди, у которых другие этнические корни – курдские, северокавказские, лазские.
"Но тут, конечно, сложно, потому что с одной стороны курды знают, помнят и признают, с другой – никто не хочет афишировать тот факт, что у них у самих была определенная роль в произошедшем. И двоякость их отношений чувствуется", - комментирует директор Центра.
По его словам, в Турции вырабатываются несколько разных стратегий, одна из которых – примирить армян диаспоры через определенные частичные акции, такие, как открытие монастырского комплекса в Диарбакире, восстановление Ахтамарского храма, или же принятие закона о возвращении собственности фондов.
"Если сегодня до 50-70 тысяч человек в Турции интересуются этими армянским вопросом, то через два года их может быть 500 тысяч и даже миллион. А это уже серьезная цифра", - утверждает Тер-Габриелян.
В то же время он отметил, что политические силы Турции реализуют эти действия с негласным лозунгом: "Все, кроме признания".
Жители Армении, Нагорного Карабаха и представители армянской диаспоры в разных странах традиционно отмечают 24 апреля как День памяти жертв геноцида армян в Османской империи в 1915-1923 годах.
Напомним, в ночь на 24 апреля траурные факельные шествия, посвященные памяти жертв геноцида армян в Османской Турции и 97-й годовщине этой трагедии, состоялись в Ереване и других городах страны. Массовые мероприятия 24 апреля прошли и в столице Нагорного Карабаха. Накануне, вечером 23 апреля, в Степанакерте также состоялось факельное шествие, и прошел митинг в память жертв геноцида армян в Османской империи.
Жертв геноцида армянского народа 24 апреля, вспоминали и во многих регионах России, в частности, в Москве, Волгограде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи, Твери и других городах.
На сегодня более 20 государств мира признали геноцид армян в Османской Турции, среди которых Канада, Аргентина, Швейцария, Россия, Швеция, Бельгия, Франция, Польша, Словакия, Нидерланды, Уругвай, Греция, Кипр, Ватикан и другие, а также 44 штата США. У турецкой стороны - свой взгляд на события 1915 года. Внешнеполитическое ведомство Турции отмечает, что "общую историю турецкой и армянской наций специалисты могут изучать только на основе беспристрастных научных данных".