Ахл аз-Зимма
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
"Ахл аз-Зимма", "зимми", "зиммии" (араб. "покровительствуемые") — иноверцы, признавшие власть мусульман, платящие подушную подать и получившие за это покровительство мусульман: защиту от внешних врагов и гарантию неприкосновенности личности и имущества наравне с мусульманами. На основании Корана и Сунны мусульманские теологи установили статус зимми, то есть статус немусульманских народов, находящихся под властью ислама. Эта система правил, известная под названием "договора Омара", приписывается арабскими историками Омару I (634—644 гг.) или Омару II (717—720 гг.). "Однако среди западных востоковедов распространено убеждение, будто этот свод законов находится в противоречии с либеральной политикой первых четырех халифов и 90-летним правлением Омейядов (661—750 гг.). По-видимому, эти законы были разработаны при правлении первых представителей династии Аббасидов (750-1258 гг.), во времена, когда фанатичные религиозные авторитеты были заняты борьбой с ересями и жестоко подавляли восстания подвластных народов" 1.
Многие известные мусульманские улемы (например, Абу Ханифа) считали, что с араба-язычника нельзя было брать джизью (подушную подать) и считать его зимми. Однако другие (например, маликиты) считали, что зимми могли стать все немусульмане, независимо от того, "людьми Писания" или язычниками они являются. Зимми не считали людей, которые совершили вероотступничество из Ислама. Они обязаны были раскаяться и снова вернуться в Ислам.
Востоковед О.Г.Большаков считает, что впервые термин "зимма" встречается в посланиях Мухаммада к языческим арабским племенам (629—630 гг.) и в девятой суре Корана, относящейся к тому же времени.
"Может ли быть у многобожников договор с Аллахом и Его Посланником, не считая тех, с которыми вы заключили договор у Заповедной мечети? Пока они верны вам, вы также будьте верны им. Воистину, Аллах любит богобоязненных" (Коран. Сура 9. Аят 7).
В посланиях Мухаммада формула "зимма Аллаха и его посланника" имеет значение "покровительство, оказываемое по договору сильной стороной". Но уже в договоре 632 г. Пророка Мухаммада с христианами Наджрана (Наджран – провинция в Саудовской Аравии, расположенная на юге страны, вдоль границы с Йеменом) слово "зимма" употреблено в значении "покровительство иноверцам при соблюдении ими условий договора". Согласно договору, который считается в мусульманской историографии исторически важным документом, "Мухаммад не будет вмешиваться в их (жителей Наджрана – прим. ред. "Кавказского узла") религиозные и имущественные дела, люди племени Наджран будут отдавать ежегодно 2000 предметов одежды оговоренной стоимости, станут союзниками мусульман и будут пользоваться их защитой. В случае войны они обязывались предоставить мусульманам 30 кольчуг, 30 лошадей и 30 верблюдов, об их личном участии в боевых действиях в тексте договора речь, видимо, не идет" 2.
Халиф Омар включил в условия сдачи Иерусалима (637 г.) предписания, в которых оговаривались правила поведения для иноверцев, включая зиммиев – им запрещалось толковать смысл высказываний Пророка и насмехаться над мусульманскими обрядами. Нельзя было совращать мусульман с пути веры, покушаться на жизнь правоверных и их имущество. Возбранялось помогать врагам ислама и укрывать шпионов. Немусульмане обязывались отличаться от мусульман одеждой, их жилища не должны были возводиться там, где поселились мусульмане, им запрещалось демонстративно пить вино, выставлять назло мусульманам символы своей веры и публично ухаживать за свиньями. Они должны были также избегать шумного совершения традиционных обрядов похорон и не имели права носить оружие, а также ездить верхом, кроме как на ослах и лошаках. Подавляющее большинство этих предписаний не всегда соблюдались пунктуально. Перечисленные ограничения мало к чему обязывали немусульман, поскольку их образ жизни и внешний облик еще значительно отличались от того, что было принято у населения Аравии" 3.
Судя по текстам договоров с зимми первого века хиджры, сохранившимся у арабских историков, основными их условиями были: выплата подушной подати (джизии), определенной денежной или натуральной дани, предоставление мусульманам помещений для постоя и обязательство не помогать их врагам. За это гарантировалась "зимма Аллаха, его посланника и эмира верующих" (иногда к этому прибавлялось имя военачальника, заключавшего договор, или выражение "и всех мусульман"), обеспечивалась неприкосновенность личности и имущества, городской стены и церквей; ни о каких ограничениях отправления культа или бытовых ограничениях для этого периода не известно.
Первые десятилетия существования Омейядского халифата были отмечены достаточно высоким уровнем веротерпимости, когда немусульмане (зимми) продолжали занимать престижные социальные ниши, играя лидирующую роль в торговле и финансах, ремеслах, медицине, государственном аппарате.
Предписания носить отличительную одежду или знаки, запрещение строить новые храмы, проводить крестные ходы, громко бить в била, помещать религиозные символы там, где их могут видеть мусульмане, и т. д. появились в центральных областях Халифата, видимо, в начале VIII в. одновременно с установлением налога на духовенство.
Есть сведения об ограничениях зимми при халифе Омаре II (717—720 гг.), однако они, по мнению отечественного востоковеда О.Большакова, небесспорны. Якобы Омар ввел для христиан ограничения в одежде, запретил строить новые церкви и поощрял переход зимми в ислам. Мусульманское предание приписывает ему изгнание со службы чиновников-христиан. Ссылаясь на "Историю александрийский патриархов" Севира ибн аль-Мукаффа (IX-XII вв.) 4, Н.А.Медников указывает, что Омар приказал христианам принять ислам или выселиться. "Если, действительно, такой приказ был дан в 720 г., то факты доказывают, что он не был приведен в исполнение" 5.
Первое суровое гонение на христиан, сопровождавшееся уничтожением крестов и свиней, безжалостными мерами при сборе подушной подати, произошло при халифе Язиде II (720—724 гг.). "Христиане в Египте подверглись при этом халифе притеснениям: велено было уничтожить церкви, кресты, иконы, статуи. Приказ Язида II, вызванный по всем вероятиям, отказом (зимми – прим. ред. "Кавказского узла") выносить усиленные поборы, положил начало настоящим гонениям. То, что Язид II относился неблагосклонно к христианам, можно заключить из сохранившегося у ал-Балазурия (ал-Балазури – арабский историк IX в., - прим. ред. "Кавказского узла") сведения о возвращении мусульманам в Дамаске церкви, сперва отнятой ими у христиан, но затем присужденной этим последним при Омаре II. Однако в Антиохии были выстроены две новые церкви" 6.
В правление халифов аль-Мансура (754-775 гг.) и аль-Махди (775-785 гг.) мусульмане открыто высказывали недовольство засильем чиновников-зимми, однако власти вынуждены были терпеть такое положение дел из-за нехватки образованных мусульман.
Уверенно говорить о существовании ограничений в отношении ахл аз-зимма можно только с конца VIII в.
Важным источником о положении зимми в VIII в. служит сочинение советника халифа Харуна ар–Рашида (786—809 гг.) законоведа Абу Юсуфа, в котором излагается, как следует обращаться с подданными-немусульманами. Советник рекомендовал халифу помимо применения навесных свинцовых бирок при сборе подушной подати обязать ахл аз-зимма носить отличную от мусульман одежду, не ездить на породистых лошадях, не продавать на мусульманских базарах вино и свинину, не строить новых храмов (рекомендация запрещать крестные ходы, открыто держать кресты и т. д. у него еще отсутствует, хотя он и ссылается на подобные запрещения при Омаре I и Омаре II).
В целом из произведения Абу-Юсуфа следует, что, за исключением злоупотреблений при сборе налогов, христиане не подвергались никаким особым гонениям; ограничения, наложенные на зимми Омейядами при Омаре II, давно не соблюдались. Однако наместники, в частности, в Египте, иногда по собственной инициативе преследовали христиан, разрушая церкви, возведенные после арабского завоевания.
В правление сына Харуна ар-Рашида, халифа аль-Мамуна (786-883 гг.) лояльные властям зимми преследованиям не подвергались. Христиане из окружения халифа легко получали право строить новые церкви. К этой эпохе относится беспрецедентный случай, когда христианин Макар из египетского г.Бура получил должность местного военачальника с правом носить меч и предстоять в мечети на пятничной молитве.
Поворотным в религиозной политике мусульманского государства стало правление халифа аль-Мутаваккила (847-861 гг.). От его времени сохранились два сочинения, содержащие нападки на иноверцев, в первую очередь - христиан: труд уроженца Мерва, перешедшего в ислам христианина Абдаллаха ат-Табари (не путать с известным арабским историком Ибн Джариром ат-Табари), написавшего в 855 году по просьбе аль-Мутаваккила "Книгу о религии и империи" (Китаб ад-дин ва-д-даула), заслужившую одобрение халифа, и трактат аль-Джахиза "Отвержение христиан".
Халиф аль-Мутаваккил начал систематические гонения на шиитов, "неортодоксальные" мусульманские учения, а также на зимми, стремясь подорвать позиции иноверцев в управленческом аппарате и общественной жизни. Рост образовательного и интеллектуального уровня мусульман привел к тому, что государство все менее нуждалось в услугах чиновников-немусульман. Указы ал-Мутаваккила в том числе были вызваны потребностью успокоить рядовых мусульман, возмущенных финансовыми злоупотреблениями чиновников-зимми. Указом 850 г. для немусульман вводились ограничения в одежде: им полагалось носить желтые головные уборы особой формы, специальные нашивки на рукавах, употреблять только деревянные стремена и седла с шарами. В 854 г. было предписано разрушить все новопостроенные церкви; зимми запрещалось ездить на лошадях. В 859 г. появился запрет принимать немусульман на государственную службу, начались увольнения чиновников-христиан. Тем не менее привлечение иноверцев на государственную службу (особенно в Египте) никогда не прекращалось, лишь сокращаясь по мере уменьшения относительной численности иноверцев. Дома христиан и иудеев должны были быть отмечены деревянными изображениями демонов. Притеснения инаковерующих привели к эмиграции христиан из Сирии в Малую Азию и на Кипр, а также к массовой исламизации оставшихся в халифате христиан.
В XI в. ал-Маварди (974-1058 гг.), политический философ, разработавший концепцию государства в рамках мусульманского (суннитского) права-фикха, сформулировал шесть обязательных и шесть желательных условий, которые должны соблюдать ахл аз-зимми. Обязательные: не порицать Коран, не хулить Мухаммада, не хулить мусульманскую религию, не прелюбодействовать и не вступать в брак с мусульманками, не склонять мусульман к переходу в другую веру, не помогать воюющим с мусульманами. Несоблюдение любого из этих условий лишает их (зимма) покровительства, т. е. ставит вне закона.
Желательными условиями являются: носить отличительные знаки на одежде, не строить дома выше мусульманских, не бить в била и не читать громко свои священные книги при мусульманах, не пить при них вина и не держать на виду кресты и свиней, хоронить своих покойников тихо и незаметно, не ездить на породистых лошадях и верблюдах; эти условия обязательны только в случае включения их в договор, нарушение их не считается основанием для лишения зимми покровительства, хотя и должно наказываться.
Несколько позже все эти и некоторые другие ограничения канонизируются в апокрифическом тексте договора Омара I с христианами Иерусалима, о котором мы писали выше. Текст договора Омара впервые появляется у ат-Туртуши (начало XII в.) и позднее обрастает дополнительными пунктами.
Несмотря на большее стеснение иноверцев по сравнению с ранним исламом, в целом отношение мусульман к зимми в средние века было терпимым, если не вмешивались внешнеполитические и военные факторы. Наиболее благоприятным было положение иудеев, за которыми не стояла никакая внешняя сила. Даже во время войн с крестоносцами мусульмане были настроены к христианам менее враждебно, чем крестоносцы к мусульманам. В XIX в., когда европейские державы стали использовать вопрос о положении христиан в Османской империи как повод для вмешательства в ее внутренние дела, а христиане вольно или невольно превращались в проводников их влияния, отношение к христианам стало более враждебным, вплоть до кровавых расправ, подобных резне 1860 г. в Сирии и Ливане. В традиционно исламских районах, таких, как Северная Африка, статус зимми существовал вплоть до европейской колонизации, а в Персии и Йемене — вплоть до ХХ столетия. На особом положении иноверцы находятся в Ливане - высшие государственные посты в стране распределяются по конфессиональному признаку: главой государства (президентом) должен быть только христианин-маронит, премьер-министром - мусульманин-суннит, председателем парламента мусульманин-шиит.
В настоящее время понятие ахл аз-зимма отсутствует, граждане всех вероисповеданий в мусульманских странах подчиняются общему закону, хотя продвижение иноверцев на высшие посты затруднено.
Источники:
- Ислам. Исламский энциклопедический словарь. А. Али-заде, Ансар, 2007.
- Ислам. Энциклопедический словарь. М.: "Наука", 1991.
- Коран. Смысловой перевод на русский язык. Пер.Э.Р. Кулиева. Первое издание. М, 2002.
- Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750 - 1517 гг.); М.: Формика-С, 2001.
Примечания
- Бат Й. "Зимми": христиане и евреи под властью ислама // Библиотека Гумер.
- Уотт У.М. Мухаммад в Медине. М-СПб.: "Диля", 2007. С. 143.
- Родригес А.М. Абу Ханифа и его время: арабский и иранский народы в начале формирования ислама и халифата // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного университета, Т. 2, 2011, №7, С. 22
- History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria I-IV // Patrologia Orientalis, vol. I.2, I.4, V.1, X. 5. Paris, 1904.
- Медников Н.А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам //Палестинский сборник, Т. 17, вып. 2. СПб., 1897: vostlit.info - Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада.
- Медников Н.А. Указ. соч.