Стародубровская: ограниченность земельных ресурсов в регионах Северного Кавказа обостряет социальные конфликты

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В рамках проходящего в Пятигорске на базе Северо-Кавказского института Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) форума "Северный Кавказ - вызовы и потенциал развития" его участники обсуждают земельные проблемы в регионах Северо-Кавказского федерального округа.

Напомним, организаторами двухдневного мероприятия, стартовавшего сегодня и посвященного развитию СКФО, являются Институт экономической политики им. Егора Гайдара, Фонд Егора Гайдара и РАНХиГС.

Стародубровская: Кавказу необходима земельная реформа

Земельная проблематика является приоритетной для Института Гайдара в вопросах изучения Северного Кавказа, сообщила в ходе своего выступления на форуме руководитель научного направления "Политическая экономия и региональное развитие" института Ирина Стародубровская.

По ее словам, причина возникающих проблем - это незавершенность земельной реформы (невыделения земельных участков в натуре, постановки их на кадастровый учет и запрета на приватизацию), которая особенно актуальна для регионов с преимущественно сельским населением.

Связь между малоземельем северокавказских республик и введением моратория на приватизацию сельскохозяйственных земель, которая официально декларируется властями, по мнению Стародубровской, весьма спорна. Напротив, в условиях ограниченности земельного ресурса особую остроту приобретает вопрос формирования механизмов его эффективного распределения (использования - уточнение от 17.04.2012 г.), убеждена участница форума.

Стародубровская сравнила ситуацию с сельскохозяйственными землями в северокавказских республиках с ситуацией с территориями вокруг крупных городов в регионах Центральной России: региональные власти нередко пытаются получить контроль над этими муниципальными территориями, представляющими большой коммерческий интерес. При этом в отсутствие полноценного правового регулирования земельных отношений и население, и инвесторы вынуждены искать какие-то альтернативные формы организации земельных отношений.

С другой стороны, ограниченность земельных ресурсов обостряет социальные конфликты, которые нередко наслаиваются на межэтнические, отметила Стародубровская. Впрочем, особо подчеркнула она, с научной точки зрения, неверно связывать существующие земельные конфликты с межэтническим фактором - к их возникновению приводит целый комплекс причин.

По оценке Стародубровской, если земельный участок выделен в натуре и поставлен на кадастровый учет, это автоматически повышает его продажную стоимость примерно в десять раз в сравнении с участками, существующими только на бумаге. Таким образом, по оценке эксперта, потенциальная стоимость спорных территорий позволила бы безболезненно привлечь большое число инвесторов (Таким образом, в этих условиях население могло бы получить гораздо более существенную компенсацию за свои наделы в случае, если они попадают в поле зрения крупных инвесторов - уточнение от 17.04.2012 г.).

Один из вариантов решения проблем - это выплата компенсаций владельцам участков в районах, которые не испытывают серьезного дефицита сельскохозяйственной земли, при обмене их с территориями, страдающими от малоземелья (Необходимо искать варианты решения проблемы в логике игры с ненулевой суммой, когда определенные выгоды получают обе стороны земельного конфликта. Так, в Дагестане на землях отгонного животноводства в отдельных случаях представляется возможным обмен легализации земельных прав выходцев с гор на возврат части земли жителям равнинных районов, страдающим от малоземелья. В Кабардино-Балкарии можно рассмотреть варианты компенсаций местному населению за землю, административным способом выделенную под инвестиционные проекты - уточнение от 17.04.2012 г.). При этом на Северном Кавказе необходимо, заявила Стародубровская, "установить мораторий на проекты, связанные с выведением больших участков плодородных земель", имея в виду, в частности, строительство гидроэлектростанций.

Миронова: в Дагестане существуют особые виды землепользования

С результатами своего исследования "Земельные отношения и земельные конфликты в Дагестане" ознакомила собравшихся на форуме научный сотрудник лаборатории проблем муниципального развития Института Гайдара Нина Миронова.

Она привела ряд цифр со ссылкой на правительство республики: около 80 тысяч гектаров земель отгонного животноводства (ЗОЖ) не используются, на участки суммарной площадью 700 тысяч гектаров отсутствуют договорные отношения аренды (это более 40% от общей площади).

По словам эксперта, проблемы, существующие в республике, обусловлены историческими аспектами. Традиционно в Дагестане существовали особые типы землепользования - общинный (владельцем земли являлись сельская община, джамаат) и коллективный, касающийся леса и крупных пастбищ (владельцем земли являлись так называемые "вольные общества", союзы джамаатов).

По словам Мироновой, общинная форма землевладения и в настоящее время остается легитимной в Дагестане, то есть наряду с предусмотренными российским законодательством объектами землепользования имеется еще один - джамаат. Вместе с формальным правом в Дагестане, по словам Мироновой, продолжают сосуществовать традиционные правовые системы - адат и шариат, которыми также регулируются земельные отношения.

Миронова в своем докладе перечислила наиболее проблемные территории Дагестана (они обозначились, в частности, после массовых переселений народов в 1944 и 1957 годах): до сих пор не восстановлен Ауховский район, который был изначально населен чеченцами; три кумыкских селения (Тарки, Кахулай и Альбурикент в окрестностях Махачкалы) были лишены селенного статуса с правом распоряжения земельными ресурсами; в окраинных районах Ленинкент и Красноармейском, входящих в городской округ Махачкалы, в селении Манас Каякентского района, районном центре Карабудахкенте происходит "незаконная распродажа земли по коррупционным схемам".

Миронова считает, что в Дагестане необходимо провести полноценную инвентаризацию земель, устранить противоречия в региональном законодательстве о ЗОЖ с Земельным кодексом РФ, скоординировать работу различных органов власти, занимающихся ЗОЖ, привести в соответствие формальный и фактический статус землепользований.

Токаев: Кавказу нужно перенимать опыт Китая

В ходе начавшегося после выступлений специалистов Института Гайдара обсуждения высказался, в частности, заместитель главного редактора информационного агентства Regnum, аналитик Форума по раннему предупреждению и раннему реагированию (FEWER Russia) Константин Казенин.

По его словам, традиционные исламские формы регулирования имущественных правоотношений, в том числе земельных, весьма характерны для республик Восточного Кавказа - Дагестана и Ингушетии. Это связано, по мнению Казенина, с тем, что в условиях бюрократизации и волокиты такие традиционные механизмы являются более гибкими и оперативными в сравнении с формально-правовыми, то есть государственными.

Заведующий кафедрой "Финансы и кредит" Северо-Осетинского государственного университета Нох Токаев считает, что проблема земельных отношений связана не столько с правовыми вопросами, сколько с сугубо экономическими: низкая производительность ручного труда, отсутствие эффективных агротехнологий и непроведение оценки государством эффективности работы конкретных землепользователей, упадок промышленного производства сельскохозяйственной техники.

Токаев предложил северокавказским республикам перенимать опыт Китая. По его словам, он был неоднократно в этой стране и видел, что "китайцы работают попой вверх", а сейчас в республиках Северного Кавказа "таких трудолюбивых уже и поискать надо".

Научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин считает, что в Дагестане в сфере земельных отношений тесно переплетены нормы исламского права (светского и религиозного), рудименты советского законодательства и отдельные новые нормативные акты.

"Поскольку это всё находится в смешении, то ни один закон не работает", - говорит Рощин. Он предложил принять некий всеобъемлющий закон, который бы учел интересы всех сторон, задействованных в земельных правоотношениях, и который бы касался только Республики Дагестан.

Как сообщал "Кавказский узел", в своих первых выступлениях участники чтений высказали мнения на тему кадрового потенциала региона.

Открывая мероприятие, заместитель полномочного представителя президента в СКФО Юрий Олейников рассказал, что в настоящее время в полпредстве разработана "дорожная карта" Северного Кавказа, которая включает описание основных социально-экономических проблем, а также возможные пути их решения (в первую очередь, административные), а также ключевые окружные персоналии. Как рассказал Олейников, проект "дорожной карты" уже был обсужден полпредом Александром Хлопониным с президентом Дмитрием Медведевым, а сегодня он обсуждается на встрече полпреда с Владимиром Путиным.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"