Евкуров: трое из убитых в ходе спецоперации в Назрани непричастны к НВФ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Информации о причастности к вооруженному подполью Салахуддина Буружева, Зины Вельхиевой и Шамсудина Гарданова, убитых 3 апреля в ходе спецоперации в Назрани, нет, заявил глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров 9 апреля на встрече с их родственниками.
"Кавказский узел" сообщал, что 3 апреля около 21.00 в Назрани на улице Осканова при проведении спецоперации сотрудниками УФСБ РФ по Ингушетии были убиты пять человек, в том числе одна женщина. По официальной версии, на телах пассажиров машины были закреплены самодельные взрывные устройства. Находившиеся в салоне были взорваны вместе с машиной.
Ранее руководство Ингушетии заявило о невиновности убитой в ходе спецоперации Зины Вельхиевой. Ее сын 5 апреля обратился в представительство правозащитного центра "Мемориал" с просьбой оказать содействие в защите чести и достоинства убитой матери.
Салахуддин Буружев, Зина Вельхиева и Шамсудин Гарданов стали жертвами спецоперации по нейтрализации активных членов незаконных вооруженных формирований, которые готовили теракты на территории Ингушетии, для чего 3 апреля перевозили в машине взрывчатые вещества, подчеркнул Юнус-Бек Евкуров в ходе встречи с родственниками убитых.
По его словам, о причастности к вооруженному подполью двух погибших ребят и женщины информации нет, "никто не называет их боевиками или смертниками", причины их нахождения в машине выясняют следственные органы.
Одна из главных версий – использование их боевиками в качестве прикрытия для перевозки взрывчатых веществ, отметил Евкуров.
"Вопрос, почему их посадили туда? У нас есть своя версия. То, что перевозилась взрывчатка, известно, есть телефонный разговор. Посадили их специально, на случай, если полиция остановит, чтобы не вызвать подозрений. Вторая версия – они хотели оказать услугу, которая оказалась медвежьей", – сказал Евкуров.
Глава Ингушетии довел до родственников, что 20 апреля они смогут встретиться с представителем прокуратуры республики. При этом Евкуров добавил, что держит ситуацию на личном контроле.
На встрече также выступили председатель Народного собрания Мухарбек Дидигов, прокурор Ингушетии Павел Беляков, отец Салахуддина Башир Буружев, отец Шамсудина Исрапил Гарданов, сыновья Зины Вельхиевой Бекхан и Казбек.
Акиев: используемые в Ингушетии методы борьбы с терроризмом только усугубляют ситуацию
Это не первый случай, когда при проведении спецопераций погибают невиновные люди, отметил руководитель Назрановского филиала правозащитного центра "Мемориал" Тимур Акиев.
"Мы всегда говорили и говорим о том, какие методы используются в борьбе с терроризмом. В докладах о ситуации в Ингушетии мы делали в основном акцент на то, что борьба с терроризмом необходима, но те методы, которые используются в республике, неприемлемы и малоэффективны, они только усугубляют ситуацию, еще больше расшатывают и увеличивают разрыв между населением и властью", – сказал он.
Силовая составляющая, считает Акиев, в настоящий момент используется как основной элемент в борьбе с терроризмом: "не профилактическая работа, не какие-то специальные мероприятия по задержанию, не специальные расследования и публикации, открытие следственных мероприятий для того, чтобы люди знали, кого задержали, за что задержали, открытые суды – акцент делается не на это, а на ликвидацию, на уничтожение, на силовую составляющую".
"Естественно, при таком подходе нельзя гарантировать, что не будут страдать невиновные, потому что там, где стрельба, взрывы, всегда есть вероятность, что кто-то пострадает из случайных людей. Это не первый случай. Таких случаев было уже даже не единицы, были десятки случаев, когда при проведении подобного рода мероприятий погибали невиновные люди", – сказал Акиев.
Самые известные дела, которые до сих пор обсуждаются в республике – это убийства шестилетнего Рахима Амриева в 2007 году при проведении спецоперации, и медсестры из станицы Орджоникидзевской, когда она в разгар спецоперации вошла во двор, чтобы вывести своего сына, была убита, и ей, уже мертвой, вложили в руку гранату.
По мнению Тимура Акиева, несмотря на реакцию властей и то, что местное руководство пытается скорректировать действия, от силовой составляющей никто не отказывается. До тех пор, отметил он, пока будет такое отношение, нельзя гарантировать, что ситуаций, когда гибнут невинные люди, удастся избежать.
Напомним, что, согласно сообщению Национального антитеррористического комитета, одним из убитых в ходе спецоперации является Салман Гарданов, 1989 года рождения, активный участник так называемой "назрановской" группировки боевиков. В настоящее время проверяется информация о его причастности к подготовке и осуществлению убийства сотрудника УФСБ России по Республике Ингушетия 30 марта 2012 года.
"Кавказский узел" ранее писал, что 5 мая 2010 года в ходе проведения спецоперации был убит брат Салмана Гарданова Магомед, 1984 года рождения. Согласно официальной информации, он был организатором террористического акта в ГОВД Карабулака, имел отношение к подрыву Назрановского ГОВД, а также нападению на инкассаторов в апреле 2010 года.
"Кавказский узел" продолжает отслеживать развитие ситуации в Ингушетии и ведет хронику происходящих там спецопераций, вооруженных инцидентов и похищений.