Барака
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
"Барака" – благословение. В Коране несколько производных от корня "барака". Сам же термин "барака" употребляется только в форме множественного числа – "баракат".
Источником "барака" по Корану является Аллах, который может отмечать им пророков или их близких. Например, о пророке Исе в Коране говорится: "Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жить" (Коран. Сура 19. Аят 31). "Благословенными" в Коране являются плодородные и богатые земли, даруемые пророкам и их народам. "Мы спасли его и Лута (Лота) и привели их на землю, которую Мы сделали благословенной для миров". (Коран. Сура 21. Аят 71). "Скажи также: "Господи! Приведи меня к благословенному месту, ведь Ты – Наилучший из расселяющих" (Коран. Сура 23. Аят 29).
"Благословенен" сам Аллах и все, что связано с ним: "Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!" (Коран. Сура 23. Аят 14). Эпитет "благословенный" применяется к роще, из которой Аллах говорит с Мусой; иерусалимскому храму и тому, что вокруг него, мекканскому святилищу, благословенной маслине, "приветствию от Аллаха". "Когда вы входите в дома, то приветствуйте себя (друг друга) приветствием от Аллаха, благословенным, благим. Так Аллах разъясняет вам знамения, - быть может, вы уразумеете" (Коран. Сура 24. Аят 61).
"Благословенным" (мубарак) является божественное откровение – Коран ("Это – благословенное Писание, которое мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, - быть может, вы будете помилованы" (Коран. Сура 6. Аят 155)) и "лайлат ал-кадр" – ночь первого откровения ("Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем" (Коран Сура 44. Аят 3)).
Сходные представления выражаются в Коране и с помощью терминов "рахма" и "салам".
Коранические представления о "барака" подверглись переосмыслению и были развиты мусульманским богословием под влиянием и в полемике с догматическими системами христианства и иудаизма. Результатом явилось возникновение в исламе представлений о возможности эманации божественного "барака" на пророков, получивших божественное откровение (вахй), и на "святых", на которых снизошло божественное вдохновение (илхам). В шиитском богословии "барака" наделяются в первую очередь потомки пророка (шарифы, сайды). Особенно подчеркивается роль Али б. Аби Талиба и его потомков в качестве носителей "барака" Али б. Аби Талиб – четвертый "праведный" халиф, двоюродный брат и зять Пророка Мухаммада, с которым в исламе связано зарождение шиитского движения.
Через святых или пророков "барака" может быть ниспослана обычным людям. Источником "барака" могут являться как сами святые при жизни, так и места их погребения (мазар), вещи, принадлежавшие им. Считают, что "барака" Аллаха можно получить во время хаджа от прикосновения к "черному камню" и его целования, а также от целования ал-Каабы и махмала (махмал - богато украшенный пустой паланкин, одна из важнейших святынь, символизирующих исполнение обряда хаджа).
Мусульмане считают, что каждому исповедующему ислам следует просить Аллаха, чтобы он низвел "баракат" (благодать) на него во всех его делах; для его знаний, времени, имущества, семьи и детей. Мусульманину также необходимо стараться совершать поступки и проявлять такие качества, которые способствуют благодати (баракату) от Аллаха: быть богобоязненным; совершать "дуа" - мольбы, в которых просить Аллаха о благодати; молиться за тех, кто поделился с мусульманами пищей; расходовать на благотворительность; выплачивать закят; быть честным в торговле и во всех остальных видах взаимоотношений. Все это следует совершать искренне, от чистого сердца. Баракат (благодать) Всевышнего, считают мусульмане, может быть достигнута через испрашивание совета и помощи у Аллаха в молитве, во всех делах и начинаниях.
Представления о "барака" составляют важную часть "народного ислама" и связаны с различного рода магическими действиями – защитой от дурного глаза, магией. Пожелания "барака" – составная часть традиционного мусульманского приветствия.
Источники:
- Ислам. Энциклопедический словарь. М.: "Наука", 1991;
- Коран. Смысловой перевод на русский язык. Пер.Э.Р. Кулиева. Первое издание. М, 2002.