Асеев: второй тур борьбы за пост главы Южной Осетии будет жестким
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Результаты первого тура выборов президента Южной Осетии были прогнозируемыми, считают российские, южноосетинские и грузинские политологи и журналисты. Однако эксперты не исключают, что борьба за кресло президента республики может обостриться.
Напомним, в результате выборов президента Южной Осетии 25 марта Леонид Тибилов получил 42,48% голосов. У Давида Санакоева - 24,58%. На третье место вышел Дмитрий Медоев с 23,79%, Станислав Кочиев получил 5,25% голосов избирателей. Явка на выборы, по информации избиркома, составила 69,2%. Второй тур выборов состоится 8 апреля.
Выборы в Южной Осетии стали повторными, так как результаты прошедших 27 ноября 2011 года выборов президента, которые, по данным ЦИК, выиграла кандидат от оппозиции Алла Джиоева, были признаны Верховным судом республики недействительными из-за допущенных в их ходе нарушений.
Асеев: итоги первого тура выборов были прогнозируемы, но во втором туре борьба будет жестче
Результат первого тура выборов президента Южной Осетии был прогнозируем, так как власти предприняли все для того, чтобы не зарегистрировать ни одного кандидата из сторонников Аллы Джиоевой, считает североосетинский правозащитник, депутат Национальной ассамблеи РФ Виссарион Асеев.
Он отмечает, что происходившее 25 марта голосование "выборами назвать нельзя, потому что все это нелегитимно".
"Леонид Тибилов смог аккумулировать весь подвесной электорат. Власть своими руками подарила ему электорат, который проголосовал бы за Джиоеву, участвуй она в выборах. В то же время власть выставила двух своих кандидатов - Медоева и Санакоева, которые представляли два крыла власти", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Асеев.
По его словам, если Медоев представлял аппаратную часть власти, то Санакоев представлял ее кулуарную часть – те неформальные группировки, которые стоят за властью. "Суммировав их голоса, мы сможем получить кандидата от власти", - считает Асеев.
Для него стало неожиданностью, что коммунист Кочиев набрал столь низкий процент голосов. "В рамках второго тура будет иметь значение позиция, которую займет Кочиев. Она может повлиять на неопределившуюся часть электората", - отмечает Ассев.
Он не думает, что борьба во втором туре выборов будет легкой: "Тибилов, легко победивший в первом туре, не сможет так же легко победить и во втором. Все неопределенно. Борьба будет серьезной, жесткой и пока не очень предсказуемой".
Сухов: все кандидаты были вполне приемлемы для Москвы
Основной интригой выборов в Южной Осетии был поиск возможностей привлечь людей на избирательные участки, так как в связи с обострением ситуации в республике после отмены результатов голосования 13 ноября 2011 года это было сделать сложно, считает обозреватель газеты "Время новостей" Иван Сухов.
Алла Джиоева совершенно случайно оказалась лицом революционного югоосетинского протеста
Он высказывает сомнения в том, что те, кто голосовал ранее за Аллу Джиоеву, отдали свои голоса Леониду Тибилову. "Результат ноябрьских выборов был просто стерт с доски. Джиоева совершенно случайно оказалась лицом революционного югоосетинского протеста, которым руководило желание избавиться от предыдущего режима. Поэтому у любого кандидата из тех, кого мы видели в ноябре, был бы такой же шанс, потому как за ним стояла бы такая же мощная поддержка из Москвы, какая стояла за Джиоевой", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Иван Сухов.
Он считает, что сторонники Джиоевой изменили свою позицию после того, как она отказалась от дальнейшей борьбы за признание своей победы на ноябрьских выборах. "Думаю, что многие из ее сторонников после этого пережили разочарование", - говорит Сухов.
По его мнению, все кандидаты старались проявить свою лояльность России: "Отношение Москвы - это очень важный момент во внутриполитической жизни Южной Осетии. Тут стоит сравнить Южную Осетию с Абхазией, которая при каждой возможности подчеркивает свое намерение построить независимое государство. Южная Осетия же часто, опираясь на данные общественного мнения, говорит о том, что хотела бы войти в состав Российской Федерации. Поэтому российская тема, как обязательная, присутствует во всех программах кандидатов в президенты".
Сухов считает, что все четверо кандидатов были вполне приемлемы для Москвы. "Но я бы все-таки отметил, что Медоева очевидным образом подталкивали и поддерживали сильнее, чем всех остальных", - отмечает эксперт и объясняет это тем, что в Москве устали от политики Кокойты, и не хотели бы, чтобы к власти пришел человек, имеющий отношение к старой власти. "Медоев лучше всех подходил на эту роль", - уверен Сухов.
Однако, по его мнению, если бы Москва была сильно в нем заинтересована и давила, то разница в примерно 250 голосов между результатами Медоева и Санакоева стала бы поводом для оспаривания результатов. "Их можно было бы оспорить, отменив выборы по одному-двум большим избирательным участкам", - отметил Сухов.
Одной из интриг второго тура будет позиция избирателей Медоева: "Между кандидатами в ходе подготовки к первому туру выборов развернулась жесткая борьба: Медоев очень жестко "наезжал" на Санакоева. Интересно, в какой степени взаимная неприязнь отразится на избирателях".
Что же касается победителя второго тура, то Сухов делает ставку на Тибилова.
Тибилов, с одной стороны, не поддерживает отношения с Кокойты, но при этом тесно контачит с его окружением
"Интересен вопрос, какие силы представляет Тибилов. С одной стороны, он общается с людьми, которые при Эдуарде Кокойты отвечали за финансы, поступающие из Москвы. Мы видим, что Тибилов общался с председателем комитета по реализации проектов послевоенного восстановления Южной Осетии Зурабом Кабисовым – это один из самых приближенных к Кокойты человек. Получается, что Тибилов, с одной стороны, не поддерживает отношения с Кокойты, но при этом тесно контачит с его окружением", - говорит журналист.
С другой стороны, по его словам, рядом с Тибиловым оказались люди, которые были в рядах московской оппозиции Кокойты – это предприниматель Альберт Джуссоев, московский бизнесмен осетинского происхождения, член Общественной палаты РФ Гоча Дзасохов. "На мой взгляд, их представления о будущем российско-южноосетинского проекта, немного расходятся с кремлевскими", - отмечает Иван Сухов.
Последняя южноосетинская президентская кампания, по его мнению, еще раз показала, что единого Кремля нет – есть некий набор центров принятия решений. "Люди, представляющие Тибилова, в том, числе Гоча Дзасохов, входят Кремль, но это какой-то другой корпус", - считает Сухов.
Парастаев: Тибилов должен был победить в первом туре
Победа Леонида Тибилова в первом туре выборов была ожидаемой, говорит политолог, обозреватель радио "Эхо Кавказа" Алан Парастаев. "На мой взгляд, Тибилов должен был победить в первом туре, так как за ним стояла поддержка совершенно разных политических сил и группировок как в самой Южной Осетии, так и в России", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Алан Парастаев.
По его словам, мало кто надеялся, что Санакоев пройдет во второй тур. "Тут ему на руку сыграла поддержка молодежи и активная предвыборная работа. Медоев просто-напросто строил свою предвыборную кампанию, подчеркивая ошибки Тибилова, который на предыдущих выборах был одним из явных фаворитов", - указывает Парастаев.
Он убежден, что главная ошибка Медоева состояла в том, что он в ходе своей предвыборной кампании намекал о своей близости к Москве: "Он говорил , что заручился поддержкой на самом высоком уровне – в лице российского премьера и президента. С ним сыграла злую шутку его поучающая позиция. Медоев проиграл с маленьким перевесом, имея значительно больший потенциал, нежели у Санакоева, который опирался на молодежь, и которого в начале выборов считали аутсайдером".
Во втором туре, по его мнению, не столь важными окажутся голоса избирателей Медоева, так как у него не было постоянного электората. У Медоева не было объединяющего фактора, серьезной программы, считает Парастаев, "он не объединил вокруг себя старых сторонников, которые могли бы оказать ему существенную поддержку".
Низкий результат, который получил на выборах лидер коммунистов Станислав Кочиев, по словам Парастаева, объясняется состоянием здоровья кандидата: "Очень многие не голосовали за него, потому что не были уверены в его плодотворной работе на посту президента. Но во втором туре выборов его сторонники послушают своего кандидата и отдадут свои голоса за того, кого посоветует Кочиев".
Апциаури: жителям приграничных территорий понравились программы Санакоева и Тибилова
Жители прилегающего к Грузии района Ленингорского Южной Осетии поддерживают обоих вышедших во второй тур выборов президента кандидатов, так как хорошо их знают, отмечает корреспондент радио "Тависуплеба" (грузинская служба Radio Free Europe/Radio Liberty. - Прим. "Кавказского узла") Георгий Апциаури. Он также указывает, что после первого тура выборов президента Южной Осетии не наблюдается противостояния между кандидатами.
"Станислав Кочиев и Дмитрий Медоев признали свое поражение, так что пока обострения ситуации нет. Пока эти двое экс-кандидатов не объявляли, кому собираются отдать свои голоса - Тибилову или Санакоеву. Я звонил в штаб Давида Санакоева, и его представитель Тина Алборова рассказала, что теперь они готовятся к новому туру, и предполагают, что голоса Медоева отойдут именно Санакоеву. Избиратели, голосовавшие за Станислава Кочиева, скорее всего, теперь поддержат Тибилова", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Георгий Апциаури.
На вопрос о том, не была ли обусловлена высокая явка избирателей в Ленингорском районе (в Грузии он называется Ахалгорским) - 75% - давлением на них, Апциаури ответил, что подобных сведений к нему не поступало. "Как мне рассказывали жители самого Ахалгори, они сами были очень заинтересованы в выборах, потому что им очень понравились программы кандидатов Санакоева и Тибилова", - говорит Апциаури.
По его словам, во время встречи с жителями района Давид Санакоев пообещал решить проблему с перемещением людей через разделительную линию между Южной Осетией и Горийским районом Грузии.
"Это очень большая проблема для жителей района, потому что едва ли не каждый месяц кого-то задерживают за пересечение разделительной линии, которая толком не определена. Кроме того, Санакоев обещал жителям района, что продолжит защищать их права. И люди верят ему, поскольку этот человек участвовал вместе с прежним омбудсменом Грузии Созаром Субари в организации обмена военнопленными", - отмечает Апциаури.
В то же время и Леонид Тибилов, по словам журналиста, вызывает больше симпатий у местного населения, чем Эдуард Кокойты. "Тибилов участвовал в переговорах с грузинами в рамках совместной контрольной комиссии - был такой механизм до конфликта 2008 года. И тогда он зарекомендовал себя как человек, способный к конструктивному диалогу", - констатирует Георгий Апциаури.
На вопрос о том, возможны ли более активные контакты на уровне неправительственных организаций между Грузией и Южной Осетией, Георгий Апциаури полагает, что вероятность такого диалога существует вне зависимости от того, кто придет к власти. "Я связывался с журналистами в Южной Осетии и с теми НПО, которые знали Санакоева, общались с ним. Многие действительно считают, что вероятность такой активизации неправительственного сектора более велика при приходе Санакоева. У него и значительная часть предвыборного штаба сформирована как раз из представителей НПО. Так что развитие неправительственного сектора входит как раз в интересы его команды", - сказал Георгий Апциаури.
Бендианашвили: сцена политической жизни Южной Осетии меняется
Главной неожиданностью первого тура выборов президента Южной Осетии стала высокая явка избирателей на них, считает грузинский журналист агентства "Прайм Ньюз", активный участник грузино-осетинского переговорного процесса на уровне гражданского общества Зураб Бендианашвили. Он также указывает на то, что в республике меняется расстановка политических сил.
"Результаты были абсолютно ожидаемыми: все ждали, что именно Тибилов наберет наибольшее количество голосов. Вопрос был лишь в том, кто выйдет с ним во второй тур. Что для меня было неожиданным, так это большая активность избирателей, которые перед выборами были в настроены пессимистично, и многие даже говорили, что не считают для себя легитимными результаты этих выборов. Хотя, я думаю, что в этом свою роль сыграл и штаб Аллы Джиоевой, многие члены которого были на стороне Леонида Тибилова", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Зураб Бендианашвили.
По его словам, из политики уходят две влиятельные фигуры - Кокойты и его главный оппонент, который стоял за победой Аллы Джиоевой, Джамболат Тедеев. "Тедеев, я думаю, будет отходить от политической деятельности. Скорее всего, его активность была связана с правлением Кокойты. То, что бывший президент все же ушел в отставку со всей своей командой, в том числе и генпрокурором, политические интересы Джамболата Тедеева уменьшит", - считает журналист.
В то же время, по мнению эксперта, в Южной Осетии появилась благоприятная ситуация для создания реальных политических сил - партии власти и оппозиции. "Партию власти, естественно, возглавит победитель нынешних выборов. А в оппозицию уйдут те силы, которые поддерживали Аллу Джиоеву. Тут очень важно, кто возглавит оппозицию, возможно, лидером станет Джиоева. Однако кто бы ни стал во главе оппозиции, на мой взгляд, она будет более либеральной и прогрессивной, чем власть", - уверен Зураб Бендианашвили.
Высокую явку в Ленингорском районе он считает показателем того, насколько политическая ситуация Южной Осетии затрагивает местное население: "Местные жители полагают, что, если будут более активными в этом процессе, то и проблем меньше для себя наживут".
кто бы ни пришел к власти, он будет более либерален в отношении гражданского сектора, чем был Эдуард Кокойты
По его мнению, любой новый президент Южной Осетии будет более либерален в отношении неправительственных организаций, чем Эдуард Кокойты. "В Южной Осетии не будет такого нажима на гражданский сектор, не будут среди них искать врагов народа. Пока что Москва не сильно мешала процессу народной дипломатии, основное противодействие исходило именно от Кокойты. Москва будет наблюдать, насколько контакты с Грузией могут быть опасны для ее интересов в Южной Осетии", - говорит Зураб Бендианашвили.
Арешидзе: Кокойты может остаться в политической жизни Южной Осетии
Успех Тибилова в первом туре выборов президента Южной Осетии грузинский конфликтолог, директор Центра стратегических исследований Кавказа Мамука Арешидзе в первую очередь относит на счет протестного электората.
"Я думаю, что фактор протестного электората сыграл решающую роль. Большая часть протестного электората поддерживала Тибилова, потому что он заигрывал с Аллой Джиоевой, заявляя, что ее, как человека, сведущего в политике, нужно использовать в интересах Южной Осетии. Говорил, что выполнит то, за что боролась Джиоева, и этим он смог перетянуть на свою сторону часть протестного электората", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Мамука Арешидзе.
Выход во второй тур Дмитрия Санакоева Арешидзе в первую очередь относит на счет политической активности молодежи. "К тому же у него положительная репутация, которую он приобрел в качестве народного защитника в Южной Осетии. Плюс возраст - всего 35 лет, и он не успел запятнать себя чем-либо", - говорит эксперт.
По мнению политолога, у экс-президента республики Кокойты еще есть возможности влияния на политическую ситуацию в республике: "В открытую оппозицию Кокойты не пойдет и не станет создавать свою партию, с которой мог бы участвовать в выборах, а останется в "подпольной оппозиции", тем более в новом политическом раскладе найдутся люди, которые будут заинтересованы в его услугах ".
"Кавказский узел" сообщал, что Грузия считает выборы президента Южной Осетии нелегитимными. Позицию грузинской стороны 26 марта озвучила заместитель МИД Грузии Нино Каландадзе. Евросоюз и США поддержали Тбилиси, также заявив о поддержке территориальной целостности и суверенитета Грузии.