Подсудимый по делу о нападении на Нальчик заявил, что оговорил Кудаева и Ногерова под пытками
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Кабардино-Балкарии на процессе по делу о нападении на Нальчик 13 октября 2005 года подсудимый Азамат Ахкубеков, обвиняемый в нападении на пост ДПС "Хасанья", заявил, что оговорил Расула Кудаева и Расула Ногерова под пытками и давлением со стороны правоохранителей.
Как сообщал "Кавказский узел", на предыдущих заседаниях суд приступил к рассмотрению эпизода о нападении на пост ДПС у въезда в поселок Хасанья. Этот эпизод - последний в уголовном деле. 15 февраля на процессе показания дал один из подсудимых Расул Ногеров. 21 февраля на суде выступил амнистированный Азрет Жемухов.
"В процессе дачи показаний я оговорил Расула Кудаева (один из обвиняемых по делу о нападении на Нальчик. В 2009 году оспаривал в Конституционном суде РФ правомерность выведения из компетенции коллегии присяжных дел террористического характера. Конституционный суд счел отмену суда присяжных соответствующей Основному закону РФ. - Прим. "Кавказского узла") и Расула Ногерова, сказав, что они были на месте сбора и участвовали в нападении на ДПС "Хасанья", и что Расул Кудаев был амиром группы", - заявил сегодня в ходе заседания суда Ахкубеков, отвечая на вопросы своего адвоката Фариды Тугановой.
По его словам, на самом деле ни Кудаев, ни Ногеров в нападении не участвовали, и в тот момент их там не было. "Оговорил я их под давлением, под пытками и побоями. И позже неоднократно подписывал показания, что якобы группой руководил Расул Кудаев, хотя на самом деле руководителем был Зейтун Султанов", - сказал Ахкубеков.
Напомним, что, по данным правоохранителей, Зейтун Султанов являлся помощником лидера подполья Анзора Астемирова и стоял во главе восточного и центрального направления Кабардино-Балкарского сектора Кавказского фронта. Султанов находился в международном розыске как активный участник незаконных вооруженных формирований при нападении на Нальчик в 2005 году. Правоохранители считают также, что он причастен к убийствам начальника УБОП МВД по КБР Анатолия Кярова в январе 2008 года, начальника Черекского РОВД полковника Конакова в 2007 году, а также девятерых охотников и егерей в лесу вблизи селения Лечинкай Чегемского района в ноябре 2007 года. Кроме того, по сведениям правоохранителей, в составе группы "Ярмук" он обеспечивал пребывание Шамиля Басаева в КБР в 2003 году. Убит в апреле 2009 года.
По словам подсудимого, хотя на допросах в качестве адвоката присутствовал некто Калмыков, "он только подписывал бумаги, никакой реальной юридической помощи не оказывал".
В ходе сегодняшнего заседания суда Ахкубеков рассказал, что 13 октября 2005 года рано утром вместе со своим знакомым Зубеиром Созаевым пошел в мечеть на утреннюю молитву. "Так как был месяц Рамадан, я считал своим долгом утренние и вечерние молитвы совершать в мечети", - пояснил подсудимый.
После намаза к нему и Созаеву обратился житель Хасаньи Зейтун Султанов и предложил им поехать на какое-то собрание. "Я сказал, что мне надо домой, выгнать скот на пастбище", - продолжил Ахкубеков .
По его словам, выгнав скот, он вернулся к мечети. Оттуда вместе с Зубеиром Созаевым и еще одним местным жителем Алимом Ахкубековым на машине Рустама Маммеева (разыскивался МВД по подозрению в убийстве охотников 4 ноября 2007. Убит 6 октября 2008 года. - Прим. "Кавказского узла") они поехали на окраину селения Хасанья в сторону выезда на село Герпегеж. "Там, примерно в 300 метрах от Хасаньи, уже собралась группа лиц, жителей Хасаньи, в том числе Валерий Этезов (по данным МВД, помощник одного из лидеров боевиков, действующих в регионе - Анзора Астемирова. Убит в марте 2010 года. - Прим. "Кавказского узла"), братья Кучменовы (подозреваемые в нападении на Нальчик. - Прим. "Кавказского узла"), Ахмадья Малкаров, Хаким Жангуразов, чуть позже появился Зейтун Султанов. Никто не сказал для чего мы там", - утверждает Ахкубеков.
Потом, по словам Ахкубекова, Султанов дал им листовки, в которых говорилось о необходимости подчинения амиру, за неподчинение грозили смертью. "Через некоторое время подъехала машина. Оттуда вышел человек, ранее мне незнакомый. Следователь сказал, что это был Расул Ногеров, но это был не он", - отметил Ахкубеков.
Далее, согласно информации Ахкубекова, Зейтун Султанов разделил присутствующих на две группы. В одну из групп вошли: он сам, Этезов, Малкаров, Жангуразов, Маммеев и Артур Кучменов. Они сели в машину и уехали.
"Вторая группа, в которую входили все остальные, осталась на месте. Через некоторое время Султанов связался с нами по рации и сказал, чтобы мы спустились к пилораме. Там были Этезов, Жангуразов, Маммеев, Султанов. С их слов стало ясно, что они напали на пост ДПС", - сказал Ахкубеков. По его словам, Этезов был ранен в руку. Также стало известно, что Этезов убил сотрудника правоохранительных органов.
"Кучменова с нападавшими не было. Кто-то сказал, что он отказался от участия в нападении и его по пути высадили. Далее Султанов стал настаивать, чтобы оставшаяся часть группы тоже совершила нападение, но сделала это со стороны леса", - вспоминает подсудимый.
"Я сказал, что я не буду ни на кого нападать. Я ранее был судим и четко понимаю, в какой момент человек преступает закон. Пока я там просто стоял, я закон не нарушал. Когда сказали, что надо напасть, я тут же отказался", - подчеркнул он.
После этого, по словам Ахкубеков, они с Созаевым лесом ушли домой.
Ахкубеков также рассказал, что после нападения на пост "Хасанья", от участия в котором он отказался, они с Созаевым десять дней прятались в доме старшего брата Ахкубекова. "Сдаваться боялись, так как ходили разговоры о жестоком обращении с задержанными. Я думал до весны прятаться, а потом уйти в Грузию. Когда в тот период задержали, а после отпустили Зейтуна Гаева, который также не принимал участия в нападении, у нас появилась надежда, что с нами тоже разберутся по справедливости. И мы с Созаевым решили сдаться", - отметил Ахкубеков.
Сдаваться решили через знакомого сотрудника МВД Кабардино-Балкарии Руслана Уянаева.
Ахкубеков также добавил, что "если бы он знал, что в то утро произойдут нападения на отделы милиции, он бы ни своих детей в школу не отпустил и как-нибудь бы отговорил от посещения школы детей своего шурина, которые учились в школе напротив Центра "Т".
Ахкубеков также пояснил, что на собрании в лесу ему и Созаеву предложили вооружиться карабинами СКС, другим дали автоматы, а у Хакима Жангуразова был гранатомет.
В ходе судебного заседания также были оглашены показания Ахкубекова, данные им на предварительном следствии, просмотрена видеозапись, на которой запечатлена процедура проверки показаний на месте, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
В ходе нападения на Нальчик 13 октября 2005 года погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 человека из числа нападавших. В настоящее время идет суд по делу, на скамье подсудимых 57 человек. Большинство подсудимых свою вину не признают.