Джуварлы: североирландская модель может стать образцом для разрешения карабахского конфликта

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Азербайджане эксперты неоднозначно оценили идею действующего председателя ОБСЕ, главы МИД Ирландии Имона Гилмора о возможности использования североирландской модели в урегулировании замороженных конфликтов и, в частности, разрешении карабахской проблемы.

Выступая 8 февраля в Хельсинкской комиссии Конгресса США, Гилмор заявил, что идеи компромиссов и взаимных уступок позволили сторонам найти решение наболевших проблем в Северной Ирландии.

"Я надеюсь, что этот опыт можно будет применить и на пространстве ОБСЕ, где еще сохраняются замороженные конфликты", - отметил Гилмор.

По его словам, что 27 апреля в Дублине состоится специальная конференция по распространению североирландского опыта на урегулирование замороженных конфликтов, сообщает Turan.

Североирландская модель основывается на урегулировании конфликта между Ирландией и Великобританией. В декабре 1921 г. между ними был подписан мирный договор. Ирландия получила статус доминиона. Исключением стали шесть наиболее развитых в промышленном отношении северо-восточных графств с преобладанием протестантов.
10 апреля 1998 года в Белфасте британским и ирландским правительствами было подписано соглашение, которое было одобрено большинством партий Северной Ирландии. 23 мая в результате референдума соглашение было одобрено большинством жителей региона. В результате была воссоздана Североирландская ассамблея с законодательными полномочиями.

По мнению члена Азербайджанского национального общественного комитета по Евроинтеграции (АНОКЕИ) Тогрула Джуварлы североирландская модель, как и другие варианты европейских автономий с высоким статусом могут послужить образцом в разрешении карабахского конфликта, "естественно, с учетом его специфики".

Джуварлы также считает, что для карабахского урегулирования подошли бы модели Южного Тироля в составе Италии или Аландских островов в Финляндии.

"Однако примечательность североирландской модели в том, что в Ольстере, как и в карабахском конфликте, стороны прошли через кровопролитные противостояния, тысячи жертв. В этом смысле, североирландская модель преодоления сторонами вражды и недоверия, после того как, было пролито столько крови, вызывает особый интерес", - пояснил Джуварлы.

Однако, по мнению политического обозревателя оппозиционной газеты "Ени Мусават" Фархада Мамедова, несмотря на вооруженный характер конфликтов в Северной Ирландии и Нагорном Карабахе, они серьезно отличаются по причинам возникновения и формам проявления. Так, несмотря на вооруженную борьбу и террор, в Северной Ирландии не было этнических чисток и оккупации территорий.

"Причинами карабахского конфликта стали не только стремления армян Нагорного Карабаха к самоопределению, но и территориальные притязания Армении к Азербайджану, в результате чего, помимо территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, оккупированы еще 7 административных районов вокруг нее. На этих территориях была проведена этническая чистка и изгнано все азербайджанское население", - заявил Мамедов.

В Северной Ирландии же две противоборствующие общины - тяготеющие к Ирландии католики и выступающие за сохранение в составе Великобритании протестанты - оставались жить в своих местах и в конечном итоге достигли консенсуса. Поэтому, как считает журналист, для выработки окончательного статуса Нагорного Карабаха необходимо, прежде всего, возвращение в регион азербайджанского населения.

"На уровне экспертов подобные предложения об использовании различных моделей не раз выдвигались. Основное внимание привлекалось к тому, что опыт налаживания межобщинного диалога, народной дипломатии, достижения взаимных компромиссов может быть апробирован и в Нагорном Карабахе. Однако армянская сторона избегает настойчивых инициатив Баку по налаживанию диалога между азербайджанской и армянской общинами Нагорного Карабаха", - отметил Мамедов.

Он сомневается, что Армения позитивно воспримет предложение о применении североирландской модели. Однако инициатива государства, которое само в свое время было вовлечено в конфликт, вызванный сепаратизмом, в период его председательства в ОБСЕ может способствовать активизации обсуждений карабахского урегулирования, полагает эксперт.

"Главной схожестью конфликтов в Северной Ирландии и Нагорном Карабахе является наличие вооруженного сепаратистского движения, поддерживаемого извне", - в свою очередь, отметил глава исследовательского центра "Атлас" Эльхан Шахиноглу, автор изданной в конце 2010 года Книги "Нагорный Карабах: статус без статуса". В книге были исследованы 10 моделей урегулирования в различных частях мира, в том числе североирландская, с целью использования этого опыта в разрешении карабахской проблемы.

Однако, как подчеркнул Шахиноглу, вооруженное сопротивление и террор не изменили позицию Лондона. Правда, правительство Великобритании неоднократно предоставляло возможность населению Северной Ирландии проводить референдумы о статусе области. Однако с учетом того, что три пятых населения региона являются лояльными Лондону протестантами и всего две пятых католики, выступающие за отделение от Великобритании, "результаты этих референдумов были предрешены".

"В конечном итоге, конфликтующим сторонам удалось найти взаимоприемлемую формулу урегулирования. Ирландская республиканская армия (ИРА) отказалась от вооруженной борьбы, а Ирландия - от территориальных притязаний к Великобритании", - отметил эксперт.

Североирландская модель служит примером того, что конфликты можно урегулировать в рамках территориальной целостности государств с предоставлением отдельным регионам широкой автономий, отметил он.

Шахиноглу считает для Нагорного Карабаха более приемлемым вариант Аландских островов - автономии шведов в составе Финляндии. "Аландские острова имеют собственный парламент и правительство и широкое самоуправление, свою полицию, делегируя Хельсинки только вопросы внешней политики, уголовного и гражданского права, таможенную и денежную политику", - пояснил Шахиноглу.

Однако, по мнению бывшего госсоветника по внешней политике Азербайджана Вафы Гулузаде, карабахский конфликт в корне отличается от других конфликтов в мире.

"Он отличается тем, что это собственно и не конфликт, а "геополитическая западня" России для сохранения Южного Кавказа в сфере своего влияния", - считает Гулузаде.

По его словам, за более чем 20 лет были попытки использования различных моделей автономий - Аландских островов, Уэльса и пр., "однако все усилия торпедировались Россией", заявил Гулузаде.

"Если не будет мешать Россия, армяне и азербайджанцы договорятся очень быстро и безо всяких посредников", - заключил он.

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями Армении или Нагорного Карабаха о возможности использования для мирного урегулирования североирландской модели.

Как сообщал "Кавказский узел", встреча президентов России, Азербайджана и Армении Дмитрия Медведева, Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, в ходе которой были рассмотрены дальнейшие пути урегулирования нагорно-карабахского конфликта, состоялась в Сочи 23 января. Президенты Азербайджана и Армении признали необходимость отойти от крайних позиций и высказались за продолжение усилий по сближению, а также  обратились к России с просьбой выступить посредником в налаживании гуманитарных связей между двумя странами. 

Политики и эксперты Азербайджана скептически отнеслись к итогам состоявшейся в Сочи трехсторонней встречи. По мнению политологов, развитие событий показывает, что народная дипломатия неспособна ускорить справедливое решение конфликта

Также сообщалось о сдержанной оценке встречи президентов экспертами Нагорного Карабаха. С одной стороны, ее можно считать попыткой поддержать мир и стабильность в регионе, с другой - от самой встречи каких-либо положительных итогов ждать изначально не стоило, считают карабахские политологи.

Процесс урегулирования карабахского конфликта происходит на основе "Мадридских принципов", выдвинутых сопредседателями МГ ОБСЕ в 2007 году в Мадриде и обновленных в 2009 году. Азербайджан принимает "Мадридские принципы" с оговоркой, что Нагорный Карабах может быть только в составе Азербайджана, пусть даже и с самой широкой автономией. Армения также признает основы "Мадридских принципов", но с противоположным условием: Нагорный Карабах ни в коем случае не может быть в составе Азербайджана.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"