Патриархия Грузии требует участия в переговорах о строительстве мечети в Батуми

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Патриархия Грузии потребовала включения ее в переговоры по вопросу реставрации турецких культурных памятников на территории Грузии, и грузинских - на территории Турции. В свою очередь в Министерстве культуры заявили, что патриархия всегда была в курсе создаваемых на этот счет договоренностей.

Как сообщал "Кавказский узел", в конце января грузинская и турецкая сторона договорились о строительстве новой мечети и реставрации церквей. Грузия согласилась выделить место для строительства новой мечети. В свою очередь Турция взяла обязательства по реставрации церквей на своей территории.

"Мы требуем нашего включения в переговоры по реставрации мечетей и церквей в Турции и Грузии. Если это предложение по какой-либо причине для турецкой стороны неприемлемо, то и для нас неприемлемо строительство в Батуми мечети, под предлогом спасения Ошки и Ишхан", - заявил сотрудник пресс-службы патриархии.

Там напомнили, что "переговоры по указанному вопросу ведутся более двух лет между Грузией и Турцией" и считают, что они проходят "с грубым нарушением грузинского законодательства, поскольку патриархия Грузии, которая является собственником всех церквей и монастырей, не включена в официальные переговоры".

Решение правительства Грузии о строительстве новой мечети в Батуми, в патриархии считают "очень проблематичным". "Нет оправдания той позиции, что это делается для спасения Ошки и Ишхан. По международным нормам, защита мирового культурного наследия - ответственность турецкого государства. Власти Грузии с целью защиты грузинских памятников должны были обратиться в ЮНЕСКО", - сказано в официальном заявлении, распространенном патриархией 9 февраля.

Власти Грузии с целью защиты грузинских памятников должны были обратиться в ЮНЕСКО

Также патриархия считает, что "подобными действиями искусственно происходит провоцирование напряженности между мусульманами и христианами". "Хотя в Грузии права мусульман, как и представителей других религий, никогда не ограничивались", - цитируют заявление "Новости-Грузия".

Патриархия Грузии заявила, что со своей стороны готова пойти на компромисс и отказаться ставить вопрос о работе церкви в Хахули, в которой после перехода земель под контроль Турции обустроена мечеть, и требует лишь реставрации на собственные средства маленькой базилики в городе Ардахан.

Минкультуры: патриархия знала о деталях соглашения между Турцией и Грузией

Министерство культуры Грузии, в свою очередь, в официальном заявлении  сообщило, что патриархия Грузии все время была в курсе дела о ходе переговоров. Министр культуры в патриархии проводил по этому поводу встречи.

"Поскольку речь идет о вопросе национальной значимости - спасении наших памятников - для нас важно знать мнение патриархии. И в будущем министерство готово предоставлять полную информацию всем заинтересованным лицам", - пояснил сотрудник министерства.

Он напомнил, что "несколько важнейших грузинских памятников культуры на территории Турции, в том числе такие жемчужины, как Ошки и Ишхани находятся на грани уничтожения".

"Министерство культуры, исходя из того, что уничтожение этих памятников будет настоящей катастрофой для грузинского народа, уже несколько лет ведет переговоры с турецкой стороной об их спасении и восстановлении. Во время переговоров турецкая сторона поставила вопрос восстановления на территории Грузии памятников исламской культуры. В частности, за реставрацию Ошки и Ишхани о реставрации мечети в Ахалцихе и восстановлении мечети Азизие в Батуми", - сообщили в Минкультуре.

Вместе с тем Минкультуры уточняет, что речь идет не о строительстве новой мечети в Ахалцихе, а о восстановлении существующей с 17 века мечети. По словам представителя ведомства, мечеть реконструируют по историческим материалам на том месте, которое выберет грузинская сторона.

Паксадзе: верующим негде молиться

"Пока идут консультации о том, кому будет передана эта мечеть в управление, однако этот вопрос должен скоро решиться", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" председатель Духовного управления мусульман (ДУМ) Грузии Джемал Паксадзе.

В то же время Джемал Паксадзе подчеркивает, что мусульмане Батуми сами хотят построить новую мечеть в городе. 

"Если бы вы видели, как 500 -700 человек, пришедших на пятничный молебен, стоят на улице и молятся - в любую погоду... Конечно, иметь новую мечеть - давняя мечта грузинских мусульман", - отметил Паксадзе.

Сейчас центральная мечеть "Орта джаме" в Батуми расположена на углу улиц Чкалова и Кутаиси. По словам Паксадзе, это здание давно стало тесной для своих прихожан.

Конечно, иметь новую мечеть - давняя мечта грузинских мусульман

Тем не менее, информацию о том, что турецкая сторона в скором времени начнет строительство в Батуми новой мечети, муфтий встретил настороженно.

Его волнует, учтены ли в подписанном договоре интересы грузинских мусульман. Муфтий пояснил: "Глядя на батумскую центральную мечеть, вы сразу поймете, что ее возводили предки мусульман-грузин, искренне любящих свою страну: здание построено в стиле грузинской архитектуры, стены украшены традиционным орнаментом, включающим виноградную лозу, а главное - богослужение идет на грузинском языке".

"Мы очень хотим, чтобы такой же была и новая мечеть. Чтобы там, как в других своих мечетях, мы молились на родном, грузинском языке, чтобы там проповедовали грузинские наставники, которые подчинялись бы Управлению мусульман Грузии", - цитирует священнослужителя сайт "Ислам в СНГ".

НПО призывают к терпимости

В связи со складывающейся обстановкой НПО "Многонациональная Грузия" и "Ассоциация 21 век" распространили заявление, в котором призывают выражать терпимость представителей разных религиозных объединений.

Руководитель общественного движения "Многонациональная Грузия" Арнольд Степанян считает, что нужно разделить вопрос о восстановлении мусульманских мечетей на два отдельных пункта, поскольку ситуации вокруг мечети Ахмеда в Ахалцихе и мечети Азизе кардинально отличаются друг от друга.

"Мечеть в Ахалцихе — это случай особый: кроме того, что у нее есть религиозная нагрузка, она также является историческим памятником, - пояснил Степанян корреспонденту "Кавказского узла". - Здесь вообще, скажем так, никто не имеет права вмешиваться — это прерогатива государства, оно должно ее восстанавливать. А то, что мечеть в Ахалцихе нужно восстанавливать, это никакому обсуждению не подлежит".

Мечеть Азизе, по мнению Арнольда Степаняна, совершенно иной случай, поскольку "на сегодняшний день этой мечети не существует — она была разрушена при советской власти, а на ее месте возведены жилые строения". "Я не знаю, почему разговор о восстановлении, когда разговор должен иди о воссоздании. Скорее всего, ее будут строить не на том месте, где она была. И здесь мы считаем, что быть этой мечети или нет, должно решать мусульманское население Батуми. То есть это не должно быть предметом спора между государствами — это не тот случай", - отметил он.

Степанян отмечает, что строительство мечети может стать поводом для создания очага межрелигиозной нетерпимости. В то же время, по его мнению, желание грузинских мусульман снимает многие вопросы.

"Коль скоро само Духовное управление мусульман желает построить мечеть, то вопросов тут быть не может. И тем не менее, я очень опасаюсь, что кто-то попытается разыграть этот вопрос для разжигания межрелигиозной розни ради краткосрочных политических интересов. Тем более эта вероятность велика в преддверии выборов", - сказал Арнольд Степанян.

Руководитель "Ассоциации 21 век" Паата Гачечиладзе считает, что правительство Грузии совершило ошибку, подписав соглашение с Турцией "именно в то время, когда Патриарх Грузии Илия Второй находился в заграничной поездке".

"В первую очередь, свобода вероисповедания подразумевает право для каждого религиозного объединения строить, ремонтировать и покупать здания под свои культовые сооружения. Иметь место для молитв и других культовых обрядов — это неприкасаемое право, которым должны обладать все, - подчеркнул он. - Но когда идет двойной интерес государств, то есть, когда на одной стороне есть исторические памятники, то эти вопросы нужно решать в рабочем порядке и учитывать те неловкие моменты, которые существуют в истории межгосударственных отношений".

По мнению Гачечиладзе, правительство Грузии могло легко выйти из "неловкого положения", если бы прибегло к пункту 10 и 11 Конкордада во время переговоров. "В этих пунктах прямо указывается на то, что в этих вопросах — возвращение церквей в Тао-Кладжети - должна участвовать ГПЦ. Но если вопрос, в котором ГПЦ зафиксировала свой интерес, решается во время отсутствия в стране Каталикоса-Патриарха, то у населения возникает недоверие к подписанному договору", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Паата Гачечиладзе.

Недовольство батумцев по поводу строительства мечетей было вызвано информацией о том, что новая мечеть Азизие должна была быть поставлена на месте захоронения и мемориала грузинским юнкерам, которые погибли в 1921 году, сражаясь против турецких войск. Однако Гачечиладзе обладает другой информацией. "Насколько мне известно, сегодня вопрос так не стоит: этот мемориал находится в самом центре Батуми, и строить там мечеть нецелесообразно. Правительство Грузии обладает в этом вопросе прерогативой, и в настоящее время идет выбор места для строительства мечети. Турецкая же сторона не настаивает на каком-либо определенном месте".

Политики и общественность неоднозначно оценивают проект строительства мечети в Батуми

Адвокат Закария Куцнашвили, долгое время работавший с Патриархией, указывает на то, что вопрос о памятниках православия оговорен в Конституционном договоре (Конкордате), заключенным между Правительством Грузии и Грузинской православной церковью. 

"Согласно Конкордату, ответственность за сохранение памятников грузинского православия за пределами страны лежит на Правительстве Грузии. В то же время, в Конкордате отмечено, хотя и не изложено в виде отдельного пункта, что вопросы, связанные с сохранением таких памятников как Ошки и Ишхани должны решаться в сотрудничестве с Грузинской православной церковью, - сказал он корреспонденту "Кавказского узла". - Надеюсь, что стороны урегулируют разногласия и придут к консенсусу в этом вопросе".

Лидер парламентского большинства Георгий Габашвили не видит проблем в связи со строительством мечети султана Азизеи в Батуми.

По его словам, "работа над этим важным проектом ведётся на протяжении ряда лет", а взамен строительства мечети Грузия получит реставрированные памятники своей христианской культуры в Тао-Кларджети - исторической провинции на территории Турции.

По совам Габашвили, любые пререкания, связанные с культурным наследием, контрпродуктивны, пишет "Благовест-инфо" со ссылкой на газету "Ахали таоба" ("Новое поколение").

Мы все должны проявлять уважение к истории, и нашей первоочередной обязанностью является именно эта реставрация

"Это культурное наследие, это часть нашей истории. Большинство нашего населения были и есть - православные христиане, но в Грузии живут и мусульмане, и евреи, и армяне-григориане, и представители других религиозных и национальных меньшинств. Мы все должны проявлять уважение к истории, и нашей первоочередной обязанностью является именно эта реставрация", - заявил Габашвили.

По его словам, он не видит "минусов в проекте восстановления памятников культурного наследия, как в Грузии, так и в Турции". "Это культурное достояние всей общественности, сотворенное нашими предками", - заключил депутат.

В свою очередь, Лейбористская партия заявила протест в связи со строительством мечети в Батуми, посчитав это "экспансией Аджарии" со стороны Турции.

"Это подтверждает массовая скупка земель, имущества, бизнеса, целенаправленное открытие туркоязычных учебных заведений и, что самое главное, строительство в Батуми грандиозной мечети имени турецкого султана Абдула-Азиза", - заявил генеральный секретарь Лейбористской партии Иосиф Шатберашвили.

По его словам, все это происходит тогда, когда на территории Турции памятники грузинской культуры "объявлены турками византийскими и сознательно доведены до угрозы разрушения". Кроме того, он обратил внимание на разницу в визовом режиме для граждан двух стран, передает "Грузия online".

"В связи с этим мы объявляем жесткий протест турецким властям и требуем, чтобы посол Турции Левент Мурат Бурхан сообщил своим властям об этом процессе", - отметил Шатберашвили.

"Кавказский узел" не располагает комментариями турецкой стороны по реакции грузинского общества на строительство мечети.

Парламентская фракция христиан-демократов поддержала требования патриархии. Как заявил 10 февраля председатель фракции Гиорги Ахвледиани, "ведение переговоров в обход патриархии, по нашему мнению, является грубым нарушением оформленного между государством и грузинской православной церковью конституционного соглашения, игнорированием мнения церкви и грузинского общества".

По его словам, фракция требует от властей ответа на вопрос, "почему не были использованы соответствующие рычаги и почему правительство не обратилось с просьбой о восстановлении монастырей к ЮНЕСКО".

Бывший руководитель аджарского отделения Республиканской партии, а ныне руководитель организации "Служи Грузии" Мурман Думбадзе выступает категорически против строительства мечети.

"Грузины-мусульмане заявляют, что если в Батуми нужна мечеть, они в состоянии возвести ее на собственные средства. А если мечеть будет построена Турцией, это станет повторением того, что уже имело место в 18 веке, когда Османская империя укрепляла свое господство в Аджарии, возводя здесь мечети, - заявил в интервью газете "Грузия и Мир" Думбадзе. - Так что, за этим соглашением не просматривается ничего другого, кроме сугубо политических интересов".

"Азизие - турецкий султан, завоевавший в свое время территорию Аджарии, мечеть его имени - оскорбление исторической памяти грузин, ставших жертвами завоевания", считает Думбадзе. В конце прошлого года он пообещал снести мечеть бульдозером, если она будет построена.

В то же время теолог Леван Абашидзе уверен, что с самого начала договор между Грузией и Турцией был составлен неправильно, передает радиостанция "Эхо Кавказа".

"Привязывать друг к другу эти два вопроса было неверно, и в этом я согласен с патриархией. Но ценности этих памятников настолько велики, что необходимо идти на компромисс", - отметил теолог.

В Ошки катастрофическое положение. Храм может не пережить эту зиму

В свою очередь грузинский искусствовед Давид Хоштария, в прошлом году лично оценивавший состояние грузинских храмов на турецкой территории, уверен, чо их можно спасти, но реставрационные работы должны быть проведены незамедлительно - в течение ближайших месяцев.

"В Ошки катастрофическое положение. Храм может не пережить эту зиму. Если этим летом мы начнем хотя бы частичные восстановительные работы, то еще возможно будет что-то спасти", - отметил он.

"Кавказский узел" сообщал, что жители Батуми не высказывают протеста против строительства в городе новой мечети. Вместе с тем, было несколько попыток устроить митинг против строительства мечетей: одна из них была назначена на 30 января 2012 года (не состоялась из-за нехватки людей), вторая - в марте 2011 года в Батуми.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"