Власти Южной Осетии поступили с Джиоевой необдуманно, отмечают эксперты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Не было никакой необходимости применять жесткие меры в отношении лидера югоосетинской оппозиции Аллы Джиоевой, планировавшей провести 10 февраля свою инаугурацию, но попавшей в реанимацию после приезда силовиков в ее штаб 9 февраля, отметили опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" эксперты. По их оценке, действия властей и сотрудников Генпрокуратуры Южной Осетии в отношении Джиоевой были провокационными.
Как сообщал "Кавказский узел", Джиоева попала в реанимацию после визита к ней следователя с повесткой на допрос в Генпрокуратуру. По данным сторонников Джиоевой, она потеряла сознание из-за сильного удара прикладом по голове, когда 9 февраля около 200 силовиков ОМОН взяли штурмом ее штаб.
По информации же и.о. генпрокурора Южной Осетии Георгия Кабулова, Джиоевой стало плохо во время беседы со следователем, который сообщил ей о планируемом ее допросе в качестве свидетеля по делу о подготовке захвата власти. В МВД также утверждают, что физическое воздействие на нее не оказывалось.
Изначально врачи заявляли, что Алла Джиоева перенесла инсульт головного мозга, позже ей был поставлен диагноз "гипертонический криз". Сейчас, по данным медиков, состояние Аллы Джиоевой стабилизировалось. Она в сознании, но жалуется на боли во всем теле.
"Власти не выполнили условия соглашения Джиоевой и Кокойты"
Алле Джиоевой стоило провести инаугурацию гораздо раньше, считает политолог, обозреватель радио "Эхо Кавказа" Алан Парастаев.
"На мой взгляд, инаугурацию надо было произвести тогда, когда стало ясно, что власть не хочет и не может выполнить условия соглашения", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Алан Парастаев.
Напомним, в январе Джиоева выступила с обращением, в котором сообщалось, что она отзывает свою подпись под соглашением, подписанным с Эдуардом Кокойты.
Как отметил Парастаев, властями в рамках соглашения не были выполнены такие договоренности, как отставка генпрокурора Южной Осетии Таймураза Хугаева и председателя Верховного суда Южной Осетии Ацамаза Биченова. К участию в новых выборах президента, назначенных на 25 марта, Алла Джиоева не была допущена.
Кроме того, власти не выполнили устные договоренности об освобождении политзаключенных в Южной Осетии, заявил в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" правозащитник и председатель исполкома партии "Ирон" Виссарион Асеев.
Другой точки зрения придерживается директор Института стран СНГ Константин Затулин, считая, что "Джиоева все меньше походила на лидера, за которого голосовали граждане Южной Осетии в ноябре прошлого года".
"Она не смогла распутать узел, связанный с участием или неучастием в выборах 25 марта. От нее начали уходить сторонники, двое из которых сами выдвинулись кандидатами в президенты (О намерении баллотироваться на пост президента заявили сторонники Джиоевой Сергей Зассеев и Джамболат Тедеев. - Прим. "Кавказского узла")", - подчеркнул Константин Затулин.
30 сентября 2011 года Тедееву было отказано в регистрации в качестве кандидата на президентских выборах из-за несоответствия цензу оседлости. Это решение ЦИК вызвало массовые протесты, которые привели к задержаниям и арестам сторонников Тедеева. 21 января Тедеев заявил, что намерен стать кандидатом в президенты Южной Осетии на повторных выборах.
"Объяснения представителей прокуратуры глупы и неуклюжи"
В преддверии инаугурации, к которой на 10 февраля готовилась Джиоева, власти Южной Осетии поступили необдуманно, прислав в ее штаб силовиков и попытавшись доставить ее на допрос в Генпрокуратуру, считают опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" эксперты.
"Не было никакой необходимости предпринимать подобные действия в отношении Аллы Джиоевой. Эти действия – или глупость, или провокация. Объяснения представителей прокуратуры Южной Осетии о необходимости предупреждения неких противоправных поступков с ее стороны являются глупыми и неуклюжими", - считает Константин Затулин.
Эксперт полагает, что в произошедшем не стоит видеть "руку Москвы", поскольку "подобный скандал российскому руководству крайне невыгоден".
В свою очередь Алан Парастаев склонен видеть в случившемся с Джиоевой участие спецслужб Грузии, для которых, по его мнению, "было бы важно дискредитировать Южную Осетию как правовое государство".
В отношении Аллы Джиоевой было применено насилие, хотя "госпожа Джиоева является легитимно избранным президентом Южной Осетии, и единственное, что ей осталось – вступить в должность", - заявил Виссарион Асеев.
"В любом случае те, кто предпринял эти действия – совершили конституционный переворот", – приводит свою точку зрения эксперт.
Асеев сомневается, что другие кандидаты в президенты теперь будут продолжать свои избирательные кампании.
Проведение президентских выборов в марте 2012 года является сейчас в Южной Осетии первостепенной задачей, уверен Константин Затулин. Он не исключает, что к Алле Джиоевой вернутся ее сторонники, "которые увидели ее стремление провозгласить себя президентом".
После декабря 2011 года Аллу Джиоеву не поддержал никто из тех влиятельных людей, которые собрались вокруг нее осенью 2011 года, отмечает Алан Парастаев.
"А сегодня о ней вновь заговорили как о политике, мученице. Это конечно аморально звучит, но после всех этих действий властей ее рейтинг поднялся", - говорит Парастаев.
"Ситуация с Джиоевой находится в рамках закона"
Кандидат в президенты Южной Осетии Сергей Зассеев предложил создать независимую комиссию по расследованию действий сотрудников силовых подразделений и генеральной прокуратуры в отношении сторонников Джиоевой 9 февраля. С такой инициативой он выступил, направив обращение исполняющему обязанности президента Южной Осетии Вадиму Бровцеву.
"В то время как и.о. президента Южной Осетии заявляет о том, что нарушение законов РЮО будет пресекаться решительным образом, минувшей ночью в Цхинвале произошли события, в результате которых в отделении реанимации городской больницы находится известный общественный деятель, экс-кандидат в президенты Южной Осетии Алла Джиоева. Несколько человек получили травмы тяжелой степени. Масса наших сограждан, имеющих активную политическую позицию, арестована", - утверждает в своем обращении Сергей Зассеев.
По его информации, арестованы сторонники Джиоевой Юрий Кокоев и Роланд Читаев.
"Предлагаю создать эту комиссию с привлечением ветеранов органов правопорядка и представителей общественности. Также и.о президента призываю дать публичную оценку результатам действий спецподразделения и генпрокуратуры в отношении граждан Южной Осетии, находившихся ночью 9 февраля в домовладении по ул. Чкалова", - обращается к Бровцеву Сергей Зассеев.
Однако, по мнению Вадима Бровцева, все происходящее в Южной Осетии находится в рамках правового поля, в том числе ситуация вокруг лидера оппозиции Аллы Джиоевой.
"Все события, происходящие сегодня в нашей стране, происходят в рамках правового поля. То, как развивается ситуация, связанная с Джиоевой, также находится в рамках закона", - цитирует Вадима Бровцева РИА "Новости". По его словам, лидер оппозиции "заболела и проходит курс лечения и реабилитации".
"Власть должна быть в республике одна. Она должна быть жесткой и в то же время справедливой. Надо просто работать. Реально работать, в том числе и в сфере восстановления экономики и социальной сферы. Парламент принял решение о проведении выборов главы государства 25 марта. И я, как исполняющий обязанности президента, сделаю все, чтобы они прошли демократично, максимально открыто, в точном соответствии с конституцией и законами страны", - сказал Вадим Бровцев.
И.о. президента республики при этом отметил, что в Южной Осетии есть силы, которые хотят раскачать ситуацию и дестабилизировать обстановку.