Дело обвиняемого в терроризме Али Тазиева вскоре будет направлено в суд, утверждает его адвокат
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Уроженец Ингушетии Али Тазиев (более известный под кличкой Магас), которого следствие считает лидером ингушских боевиков, заканчивает ознакомление с материалами своего дела. Несмотря на то, что Тазиев активно сотрудничал со следствием и помог раскрыть громкие преступления, совершенные вооруженным подпольем на Северном Кавказе, в окончательной редакции ФСБ предъявила ему обвинения, предусматривающие пожизненный срок заключения.
Напомним, Али Тазиев, которого сами боевики на своих сайтах называют "амир Магас", находился в федеральном розыске с 2004 года, с тех пор, как, согласно данным ФСБ, организовал вместе с Шамилем Басаевым нападение на Назрань. О его задержании сотрудниками ФСБ стало известно в июне 2010 года. В декабре 2010 года Тазиев начал сотрудничать со следствием. В октябре прошлого года в МВД Ингушетии сообщили, что следствие по его делу завершено.
По словам адвоката Али Тазиева Романа Кучина, сейчас его подзащитный заканчивает ознакомление с материалами своего дела, которое составляет 40 томов. Предполагается, что уже в начале марта оно будет направлено в Генпрокуратуру для утверждения обвинительного заключения и передачи в суд.
Дело лидера ингушских боевиков Тазиева было выделено следственным управлением ФСБ России в отдельное производство из базового уголовного дела запрещенного в России "Имарата Кавказ", возглавляемого Докку Умаровым. Это дело было возбуждено вскоре после создания организации в декабре 2007 года, сейчас в нем уже более 300 томов.
Изначально Тазиеву инкриминировались статьи 279 (вооруженный мятеж), 208 (создание незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 222 (незаконное хранение оружия), а также другие не слишком тяжкие статьи УК, по которым ему грозило максимальное наказание в виде 20-летнего заключения.
Из материалов выделенного дела следует, что бывший сотрудник вневедомственной охраны МВД Ингушетии Али Тазиев связался с боевиками еще в 1998 году. Вначале он являлся участником группировки Абу Валида, а потом создал свой отряд из 30 человек, в который вошли жители Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Чечни и два араба, говорится на сайте МВД Ингушетии.
Тогда вместе с Тазиевым и другим охранником была похищена предприниматель, которую удалось выкупить, а оба ее телохранителя считались погибшими. Впоследствии ФСБ получила данные о том, что сержант Тазиев не был убит, а сам примкнул к "лесным". Через шесть лет, когда боевики Шамиля Басаева напали на Назрань, он возглавлял уже одну из боевых групп нападавших. А после ликвидации Басаева возглавил ингушское крыло "Имарата Кавказ".
Оказавшись в СИЗО "Лефортово", Магас частично признал все эти обвинения и начал сотрудничать со следственным управлением ФСБ.
"Это (задержание Тазиева - прим. "Кавказского узла") был действительно серьезный успех российских спецслужб. Бандитов такого ранга и с таким послужным списком живьем практически не брали, за исключением зятя Джохара Дудаева - одиозного Салмана Радуева. Так что теперь на суде Тазиеву придется отвечать и за себя, и за других полевых командиров, с которыми он был связан", - говорится в сообщении Министерства внутренних дел Ингушетии.
Благодаря содействию лидера ингушских боевиков следствию были раскрыты многие преступления, совершенные не только в Ингушетии, но и в других северокавказских республиках. Так, весной прошлого года Юнус-Бек Евкуров сообщил, что именно Тазиев выдал расположение секретной базы лидера северокавказских боевиков Докку Умарова, взорванной военными ракетно-бомбовым ударом.
Однако обвинение, предъявленное Тазиеву в окончательной редакции, не оставило ему шансов на освобождение - как минимум три статьи из вмененных ему в окончательной редакции обвинения грозят пожизненными сроками, пишет сегодня газета "Коммерсант".
Тазиев был обвинен по статьям 277 (посягательство на жизнь государственного деятеля), 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и 167 (умышленное уничтожение имущества) УК РФ за организацию по приказу Умарова покушения 22 июня 2009 года на главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Тогда, в результате взрыва, устроенного смертником, погиб охранник, а Юнус-Бек Евкуров и его брат Увайс получили тяжелые ранения.
За взрыв управляемой смертником "Газели" у здания РОВД Назрани 17 августа 2009 года, жертвами которого стали 25 человек, а еще 140 получили ранения, Тазиеву к другим статьям дополнительно вменили статьи 105 (убийство) и 205 (терроризм) УК РФ.
А за организацию подрыва пассажирского автобуса в Невинномысске 9 декабря 2007 года, в результате которого три человека погибли, а еще 14 получили ранения, в дело Магаса добавили еще одно убийство двух и более лиц (статья 105 УК), а также бандитизм (статья 209 УК).
Как сообщил адвокат Тазиева Роман Кучин, его подзащитный в ходе расследования не ходатайствовал о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, а сотрудничал со следствием, рассчитывая, что ему все-таки удастся избежать пожизненного заключения. "Он (Магас) согласен на двадцать, даже двадцать пять лет, лишь бы избежать пожизненного заключения", - сказал адвокат.
По его словам, Али Тазиев не будет добиваться рассмотрения своего дела в особом порядке в суде. Из смягчающих обстоятельств у него - активная помощь следственным органам и многодетная семья, в которой он единственный кормилец.
Как заявил ранее источник в спецслужбах, подпольную жизнь Тазиев совмещал с почти официальной – несколько лет назад он поселился в одном из ингушских сел по паспорту на другую фамилию, обзавелся домом и ничем не отличался от односельчан. Но в июне 2010 года его вычислили и задержали спецслужбы. Тазиев признал вину частично. Он признался во время допросов, что боевиком стал не сознательно, а просто "так сложились жизненные обстоятельства", ваххабитом он себя не считает.
В ходе следствия он проверялся на причастность к десяткам терактов, в том числе к захвату школы в Беслане, однако доказать его вину в этих преступлениях пока не удалось. Специалисты Института имени Сербского, где Тазиев проходил обследование, признали его полностью вменяемым, пишет агентство "Росбалт".
Ранее "Кавказский узел" писал, что Тазиев мог быть одним из засекреченных свидетелей по делу о подрыве "Невского экспресса" в 2009 году, рассматриваемому в настоящее время в Тверском областном суде.