Бекарян: Азербайджан и Армения должны подписать документ, обязывающий не применять силу
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Армении политики и эксперты неоднозначно оценивают состоявшуюся в Сочи трехстороннюю встречу президентов Армении, Азербайджана и России и принятое в ходе нее совместное заявление. Одни считают, что результатом принятого заявления станет смягчение напряженной ситуации на линии фронта, другие уверены, что прорыва в урегулировании нагорно-карабахского конфликта не последует.
"Кавказский узел" сообщал, что 23 января в Сочи состоялась встреча президентов России, Азербайджана и Армении Дмитрия Медведева, Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, в ходе которой были рассмотрены дальнейшие пути урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Президенты Азербайджана и Армении признали необходимость отойти от крайних позиций и высказались за продолжение усилий по сближению, а также обратились к России с просьбой выступить посредником в налаживании гуманитарных связей между двумя странами.
Главным достижением трехсторонней встречи, по мнению замдиректора института "Кавказ", политолога Сергея Минасяна, явилось закрепление приверженности сторон к продолжению переговорного процесса.
"Тем самым Азербайджан потерял возможность использовать угрозу возобновления боевых действий как ресурс", – отметил на встрече с журналистами Минасян, при этом добавив, что противоборствующие стороны отныне попытаются смягчить напряженную ситуацию на линии фронта.
Обращаясь к посреднической роли российской стороны в деле урегулирования конфликта, эксперт отметил, что это последняя встреча с участием Дмитрия Медведева. Однако по прогнозам политолога, Россия все же продолжит проявлять интерес к этому вопросу и останется главным посредником в его урегулировании. "Россия не заинтересована в возобновлении военных действий", – уверен Минасян.
Принятое на трехсторонней встрече заявление полностью созвучно с позицией как армянской, так и карабахской стороны, считает вице-спикер парламента Армении Эдуард Шармазанов. "В заявлении закреплена необходимость мирного урегулирования конфликта, что является четким прессингом для Азербайджана",– сказал он во время пресс-конференции.
По мнению Шармазанова, важно и то, что в заявлении закреплена необходимость решения конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, в то время как азербайджанская сторона, по его словам, всячески пытается перенести урегулирование в Совбез ООН.
В свою очередь руководитель общественной организации "Европейская интеграция", политолог Карен Бекарян отмечает, что "хотя в сочинском заявлении и присутствовали нотки атмосферы доверия между сторонами, однако сам документ по своей сущности не в силе обеспечить создание такой атмосферы". На взгляд Бекаряна, для этого необходимы более конкретные шаги, такие как, например, отвод снайперов с линии фронта.
"Стороны должны подписать такой документ, которым бы обязывались не применять силу в отношении друг друга", – сказал политолог.
Отрицательным моментом подписанного в Сочи трехстороннего документа эксперт считает отсутствие под ним подписи президента Нагорно-Карабахской Республики. "Перелома в переговорном процессе не будет до тех пор, пока Нагорный Карабах не является участником переговоров", – заключил Бекарян.
С тем, что в ближайшем будущем прорыва в урегулировании конфликта не будет, согласен и глава армянского офиса "Ай Дат" по политическим вопросам, член бюро АРФ "Дашнакцутюн" Киро Маноян. Причиной тому, согласно его заявлению, являются диаметрально противоположные позиции сторон.
Трехсторонняя встреча в Сочи и принятое на ней заявление, по мнению Манояна, лишь придают положительный тон переговорному процессу. Более того, представитель АРФ "Дашнакцутюн" считает, что нынешние переговоры больше направлены на недопущение возобновления военных действий, нежели на урегулирование конфликта.
Как писал "Кавказский узел", политологи Нагорного Карабаха ранее также заявили, что трехсторонние встречи не предполагают решение карабахского вопроса. В настоящее время нужно думать об иных форматах урегулирования, указывают они.
Напомним, что трехсторонние встречи в рамках урегулирования карабахского конфликта состоялись 5 марта 2011 года в Сочи и 24 июня 2011 года в Казани, однако значимого прогресса в ходе этих переговоров достигнуто не было.
Процесс урегулирования карабахского конфликта происходит на основе "Мадридских принципов", выдвинутых сопредседателями МГ ОБСЕ в 2007 году в Мадриде и обновленных в 2009 году. "Мадридские принципы" активно критиковались обществами всех участников конфликта Арменией, Азербайджаном и самим Нагорным Карабахом.
Азербайджан принимает "Мадридские принципы" с оговоркой, что Нагорный Карабах может быть только в составе Азербайджана, пусть даже и с самой широкой автономией. Армения также признает основы "Мадридских принципов", но с противоположным условием: Нагорный Карабах ни в коем случае не может быть в составе Азербайджана.