Проблема осетин в Панкисском ущелье

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

До сих пор несмотря на постоянную миграцию осетинского населения в Южную и Северную Осетию, начавшуюся в 1991-92 годах в период правления З.Гамсахурдия, процент осетин составляет более 10% населения Панкисского ущелья - без учета беженцев из Чечни. До грузинской агрессии в Южной Осетии процент осетин в Панкиси составлял около 30%. Проблема осетин в Панкиси редко упоминалась в прессе. Международные организации, работающие в этом регионе, также не брали ее в расчет. Между тем, положение этих людей с каждым годом все ухудшалось. В начале 2001 года общекавказской сетью неправительственных организаций Кавказский Форум была организована рабочая поездка с целью исследования - мониторинга сложившейся здесь социально-экономической и гуманитарной ситуации. В ней участвовали представители Юго-Осетинского Центра Гуманитарных Инициатив и Исследований ? Алан Парастаев и Аза Кокоева.

На момент проведения мониторинга осетины уже полностью покинули бывшее смешанное осетино-грузинское селение Цинубани. Из двух других крупных сел продолжается усиленная миграция. Жизнь осетин, жителей этих сел, превратилась в кошмар: постоянное ожидание грабежей, взятие в заложники, невозможность нормального выпаса скота, даже девушки и женщины (которые традиционно на Кавказе всегда чувствовали себя в безопасности и во время кровавых кровных войн) не смеют выйти за пределы своих сел. Жители осетинских сел обратились к руководству Южной Осетии с просьбой о предоставлении им мест для жительства на территории Южной Осетии в связи с невозможностью дальнейшего проживания в Панкиси.

В результате мониторинга и проведенного социального опроса выявлено, что, в отличие от ожидаемого, наиболее серьезная проблема в регионе ? это социальный кризис внутри мусульманской общины, вызванный, главным образом, чеченской войной, и вызвавший, в свою очередь, расслоение общества на приверженцев традиционного ислама и так называемого "ваххабизма", носителем которого является общество "Джамаад". Результатом же этого расслоения явились бесконтрольность и уголовный беспредел.

Здесь следует отметить, что даже в советские времена в данной местности соблюдение правопорядка обеспечивалось в большой степени не государственными правоохранительными органами, а авторитетами местной мусульманской общины. С появлением ваххабитов в ущелье и укреплением их позиций традиционные авторитеты потеряли былое влияние на молодежь, которая частично приняла ваххабизм, а частично лавирует между двумя центрами силы. В результате ни традиционные мусульманские лидеры, ни приверженцы ваххабизма (который, кстати, провозглашает большую нетерпимость ко всякого рода правонарушениям и преступлениям) оказались на данном этапе не в состоянии полностью контролировать ситуацию. Это крайне осложнило криминогенную обстановку. Мы преднамеренно не упоминаем центральную власть в регионе. По словам местных жителей, ее в ущелье попросту нет.

Жители ущелья с болью отмечали тот факт, что в прежние времена сосуществование различных этносов в регионе не было столь проблематичным. Этот факт подтверждает и большое количество смешанных браков. Сейчас же они здесь - люди даже не второго, а третьего сорта. Высшие чины правительства Грузии в свои редкие посещения ущелья клянутся в верной дружбе с вайнахским населением Панкиси, забывая о уже немногочисленном осетинском населении.

Почему же эта проблема, которой в прошлые годы не существовало, вдруг возникла с такой остротой? Причин, конечно же, много, и не в последнюю очередь этому способствовал тот факт, что в свое время руководство Грузии, организовав в стране этнические чистки осетин, своим примером дало понять гражданам, что можно безнаказанно грабить и изгонять людей по национальному признаку.

На сегодняшний день помочь осетинскому населению в Панкисском ущелье грузинские власти даже при желании не могут - по причине отсутствия контроля над этой территорией.

Показательным в этом плане является тот факт, что в одном из осетинских сел ведется строительство молельного дома одной из западных религиозных сект ? это при том, что Грузия является православной страной, где не очень жалуют секты. В то же самое время, к неудовольствию многих жителей села, здесь не ведется никакой работы по укреплению православия.

Таким образом, в Панкисском ущелье сплелись в один клубок последствия практически всех войн и конфликтов, имевших место на Кавказе: грузино-абхазской, грузино-осетинской, осетино-ингушской, чеченской...

Ряд международных гуманитарных организаций осуществляет здесь гуманитарные акции. Это УВКБ ООН, Красный Крест, благотворительные организации из мусульманских стран и другие. Эта помощь распространяется и на беженцев из Чечни, и на местных вайнахов (кистинцев). В этой связи группой, проводившей мониторинг, выявлены некоторые недостатки в проводящейся здесь гуманитарной политике этих организаций. По их логике, осетины не могут получать гуманитарную помощь, так как беженцы размещены только в семьях кистинцев. Но, с другой стороны, в таком случае, осетины и грузины чувствуют себя ущербными, так как зоной бедствия объявлен весь регион. Это не способствует улучшению отношений между этническими группами. В то же время, судя по отзывам, и осетины, и грузины положительно, по-доброму относятся к самим беженцам.

Планируемая Правительством Грузии антитеррористическая операция в Панкисском Ущелье еще более усугубила и без того крайне тяжелое положение местных осетин и укрепила их в мысли, что дальнейшее их здесь пребывание невозможно. Слухи о том, что операция будет проводиться американским спецназом, малознакомым с местным этнополитическим раскладом, также не прибавила оптимизма. Юго?Осетинские НПО, общественные организации обратились к международным организациям за помощью в разрешении проблем осетинского населения Панкисского Ущелья, ведь эти люди уже десятый год испытывают на себе все последствия политических игр правительства Грузии времен Гамсахурдия, а затем и Шеварднадзе.

Автор: