Фатуллаев: в местах отбывания наказания в Азербайджане все еще имеют место заболевания заключенных туберкулезом

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Пенитенциарной службе Министерства юстиции Азербайджана опровергают утверждения о распространении и тем более эпидемии туберкулеза в учреждении по отбыванию наказаний №5 в поселке Халадж Сальянского района. Глава НПО "За права человека" Эйнулла Фатуллаев, который провел мониторинг содержания заключенных в колонии №5, отправил в Пенитенциарную службу страны свои предложения по предотвращению распространения туберкулеза.

Напомним, ранее о распространении туберкулеза в колонии №5 заявили отбывающие в этом пенитенциарном учреждении наказание Руфат Гаджибейли и Эльнур Исрафилов, осужденные за участие в митинге 2 апреля с требованием демократических реформ.

Садыгов: попадание больного туберкулезом в обычное учреждение по отбыванию наказания исключается

Как заявил глава отдела по общественным связям Пенитенциарной службы Мехман Садыгов, фактов массового распространения туберкулеза в учреждениях по отбыванию наказания Азербайджана нет.

По его словам, в Пенитенциарной системе принимаются решительные меры по предотвращению распространения туберкулеза. "Уже когда обвиняемый поступает в следственный изолятор, он проходит медицинское обследование", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Садыгов. 

По его словам, это делается в двух целях: для выявления у обвиняемого болезней, в том числе инфекционных, и телесных повреждений на предмет выяснения вопроса, подвергались ли они во время предварительного заключения физическому давлению.

Обследование проводят врачи лечебного учреждения Минюста, которые не находятся в подчинении Пенитенциарной службы, отмечает Садыгов. Поэтому, по его словам, попадание больного туберкулезом в обычное учреждение по отбыванию наказания исключается. Страдающих этим недугом сразу направляют в специализированное учреждение Пенитенциарной службы для заключенных больных туберкулезом в поселке Бина близ Баку.

"Правда, есть вероятность заболевания туберкулезом осужденных уже во время отбывания наказания. Но для выявления таких больных ежегодно в пенитенциарных учреждениях заключенные проходят флюорографию, и зараженных вирусом туберкулезом отправляют в специализированное учреждение", - сообщил Садыгов.

Что касается конкретно ситуации в колонии №5, то, по словам Садыгова, в этом пенитенциарном учреждении действительно была проведена проверка, и у 12 заключенных были выявлены подозрения на туберкулез. Девять из них были направлены на углубленное обследование в специализированное учреждение, у троих первичный диагноз не подтвердился.

По словам Садыгова, лечение в Азербайджане заключенных больным туберкулезом получило высокую оценку международных организаций, в том числе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международного Комитета Красного Креста.

"Для изучения нашего опыта к нам приезжают из стран СНГ и других государств", - рассказал Садыгов.

Он затруднился назвать точное количество заключенных в Азербайджане, больных туберкулезом, сославшись на то, что "оно часто меняется". Вместе с тем Садыгов сообщил, что по сравнению с 1995 годом число смерти заключенных от туберкулеза сократилось в 32 раза.

Фатуллаев: советская система содержания заключенных повышает вероятность распространения инфекции

Глава НПО "За права человека" Эйнулла Фатуллаев также подтвердил, что по сравнению с 1990 годами число заключенных, больных туберкулезом, значительно уменьшилось.

"В то время больных просто не изолировали от остальных заключенных, и туберкулез быстро распространялся. Тысячи заключенных страдали от туберкулеза. Но после того, как на базе колонии №3 было создано специализированное учреждение для заключенных, больных туберкулезом, ситуация кардинально улучшилась", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Фатуллаев.

Однако, по данным Фауллаева, в местах отбывания наказания все еще имеют место заболевания заключенных туберкулезом. Среди причин этого он назвал плохие условия содержания, и в частности "сырость, нехватку воздуха, совместное проживание большого количества заключенных в одном помещении".

"У нас все еще остается советская система, когда заключенных содержат в бараках в большом количестве. В таких условиях если заболевает один человек, то повышается вероятность распространения инфекции воздушно-капельным путем", - сказал Фатуллаев. Он считает необходимым ускорение процесса перехода на западные стандарты содержания заключенных по 2-4 человека в камерах.

Еще одной причиной заболеваемость в колониях Азербайджана Фатуллаев назвал отсутствие отопления в некоторых из них. В частности, по его словам, нет отопления и в вышеуказанной колонии №5. Однако в ходе недавнего мониторинга руководство колонии заверило Фатуллаева в том, что в ближайшее время места проживания заключенных будут обогреваться.    

Отметим, что мониторинг в колонии Фатуллаев провел в конце декабря в связи с обращением родных заключенных Гаджибейли и Исрафилова.

По словам правозащитника, из 692 заключенных колонии медицинскому обследованию с подозрением на туберкулезом были подвергнуты 280 человек. При этом, по словам Фатуллаева, у 12 человек был выявлен туберкулез. 9 человек были отправлены на лечение в специальное лечебное учреждение, еще трое  – в обычное лечебное учреждение Минюста.

Фатуллаев затруднился ответить, сколько в настоящее время в Азербайджане заключенных больным туберкулезом. "Я еще не провел мониторинг в специализированном  учреждении Пенитенциарной службы. Думаю, что в этом учреждении лечатся несколько сотен больных туберкулезом", - сказал Фатуллаев.

В свою очередь, дядя заключенного Исрафилова Мамед Ибрагим отметил, что заболеванию больных способствуют условия содержания осужденных.

По его словам, несмотря на холодную погоду, заключенные большую часть времени проводят на воздухе. "А тюремное питание несъедобно", - сказал Ибрагим.

Родные заключенных считают, что из-за плохих питания и условий содержания организмы осужденных слабеют, и они становятся подвержены заболеваниям.

Свои предложения по улучшению условий содержания заключенных и предотвращения распространения туберкулеза Эйнулла Фатуллаев по итогам мониторинга ситуации в колонии №5 отправил Пенитенциарную службу.

В этом ведомстве заявили, что предложения правозащитника будут изучены.

Как сообщал "Кавказский узел", после митинга 2 апреля, который разогнала полиция, было осуждено несколько групп его участников. Активист партии "Мусават" Руфат Гаджибейли осужден на полтора года. Беспартийный Эльнур Исрафилов приговорен к 2,5 годам лишения свободы.

Как сообщал "Кавказский узел", после митинга 2 апреля, который разогнала полиция, было осуждено несколько групп его участников. Активист партии "Мусават" Руфат Гаджибейли осужден на полтора года. Беспартийный Эльнур Исрафилов приговорен к 2,5 годам лишения свободы. Оба заключенных признаны международной правозащитной организацией Amnesty İnternational узниками совести.

Сам Эйнулла Фатуллаев 20 апреля 2007 года был приговорен к 2,5 годам лишения свободы по обвинению в клевете. Позднее был признан виновным в угрозе терроризмом, разжигании межнациональной розни и уклонении от уплаты налогов. В общей сложности журналист должен был провести в тюрьме 8,5 лет. Однако Евросуд 22 апреля 2010 года признал незаконными приговоры азербайджанских судов в отношении Фатуллаева и потребовал его освобождения. 26 мая Фатуллаев был освобожден из тюрьмы в соответствии с президентским указом о помиловании.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"