В Верховном суде Чечни присяжные признали виновными в бандитизме двух бывших членов НВФ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Верховном суде Чеченской Республики присяжные заседатели признали виновными бывших участников НВФ Мусаби Карасова и Хусина Булгарова в совершении преступления, предусмотренного ст. 209 УК РФ (бандитизм).
Десять лет назад подсудимые, уроженцы Карачаево-Черкесии, уже привлекались к ответственности по статье 208 УК РФ (участие в незаконном вооруженном формировании) и были амнистированы.
Адвокат коллегии адвокатов Чеченской Республики «Низам» Ахмед Дадашев рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что это решение нелегко далось присяжным. По его словам, трое из них в ходе судебного заседания упали в обморок.
"Глава Чечни Рамзан Кадыров заявлял неоднократно, что земляки, которые скрываются от властей в Европе, могут вернуться домой, если они готовы покончить с незаконной деятельности. Интересно, сколько же чеченцев вернется домой, если амнистированы? Они все равно попадают в тюрьму?» – удивляется решению присяжных адвокат.
Защитник заявил, что, если суд не вынесет решения, которое защита сочтет объективным, то приговор будет тут же обжалован.
Адвокат также изложил позицию защиты: «В 1999 году граждане Карасов и Булгаров, проживавшие в ауле Кубан-Халке Карачаево-Черкесской Республики, вступили в НВФ, в так называемый «Ногайский джамаат», и переехали в один из лагерей подготовки террористов «Кавказ».
По словам Дадашева, в тот период практически уничтоженный во время первой чеченской кампании «ногайский батальон», по решению лидеров вооруженного подполья Шамиля Басаева и Хаттаба создавался вновь. "Новобранцы муштровались в вышеупомянутом лагере. Там подсудимые проходили сначала религиозную, а затем и военную подготовку", - рассказал он.
Затем, как отметил адвокат, Карасов и Булгаров в составе группы боевиков под руководством Мейлиби Кельдимуратова перебазировались в станицу Червленную Шелковского района Чеченской Республики, где, по информации боевиков, должна была пройти «зачистка» и заняли там оборону.
Рано утром 4 октября 1999 года на подступах к станице началось боестолкновение между представителями НВФ и военнослужащими войсковой части №34605. В результате боестолкновения погибли 15 военнослужащих, а еще 28 получили ранения.
В этом бою, по словам защитника, были ранены и подсудимые Карасов и Булгаров. Оба получили тяжелые ранения головы. Первое время подсудимые проходили лечение в Грозном, а затем продолжали его в Турции. В начале 2000 года оба приехали домой, в Карачаево-Черкесию, сдались властям и были заключены под стражу. Через четыре месяца они были амнистированы по 208 статье УК РФ, которая им вменялась.
"Подсудимые вернулись в родное село, адаптировались к мирной жизни, у них появились дети. Булгаров работал на сахарном заводе, а Карасов, будучи спортсменом, стал преподавать местным детям вольную борьбу. И даже добился определенных успехов, вырастив нескольких кандидатов и мастеров спорта", - отмечает адвокат.
"Спустя 10 лет после событий в станице Червленной, в конце 2009 года, подсудимых вновь вызывает следователь и арестовывает, мотивируя свои действия тем, что деяния подсудимых были квалифицированы неправильно, - рассказывает Дадашев. - То есть судить их нужно было не по ст. 208 УК РФ, за участие в НВФ, а по ст. 209 "Бандитизм", которая карается лишением свободы сроком от 8 до 15 лет лишения свободы".
В суд дело поступило в середине августа 2011 года, все это время подсудимые находятся под стражей. Защищать подсудимых Мусаби Карасова и Хусина Булгарова взялись адвокаты из адвокатской коллегии «Низам» Ахмед Дадашев и Жабраил Абубакаров.
В комментариях «Кавказскому узлу» Ахмед Дадашев уточнил, что факт участия его подзащитных в НВФ защита не отрицала, ведь это обстоятельство доказано еще десять лет назад, а сегодня дело насчитывает 32 тома.
«Но позиция защиты основывалась на том, что это было именно участие в НВФ, а не бандгруппа, ведь в ст. 209 УК РФ объективной стороной преступления является нападение на граждан и организации, а здесь имеет место вступление и участие в НВФ по убеждениям, к которым склонили подсудимых», - говорит адвокат.
Защитник также подчеркнул, что многие из свидетелей - служащих тогда в воинской части № 34605, с которыми была организована видеосвязь в зале суда, - согласились с тем, что они собирались штурмовать станицу.
"Командир войсковой части № 34605 Валерий Рыбаков в своих показаниях также подтвердил, что задачей подразделения был штурм села, - отмечает адвокат. - Об этом говорят и показания еще одного свидетеля - командира танкового взвода Данченко А. С., участвовавшего в штурме. По некоторым данным, армейское руководство за несколько дней до боестолкновения встречалось со старейшинами станицы Червленной и предлагали им сдать село, но те ответили отказом".
Еще один факт, на который защита обратила внимание суда, - то, что обвиняемые Карасов и Булгаров были ранены рано утром, около 6 часов, еще на стадии артиллерийской обработки местности. То есть в бою подсудимые участвовать не могли.
По версии следствия же, обстоятельства произошедшего выглядят несколько иначе. Следствие считает, что в октябре 1999 года подсудимые участвовали в нападении на колонну федеральных сил, в ходе которого военные понесли крупные потери еще перед началом второй чеченской кампании. Отряд, в который входили подсудимые, насчитывал до сорока человек - руководили им опытные полевые командиры Султан Даутов и Адам Хамзатханов (оба были убиты в том же году в Грозном), прошедшие курс подготовки в хаттабовском лагере в Сержень-Юрте.
Боевики, как утверждает следствие, подбили головную и замыкающую бронемашины, а затем, воспользовавшись возникшей в колонне суматохой, открыли по грузовикам с военнослужащими шквальный огонь из пулеметов и автоматов. Причем вели огонь боевики из укрытий, в которых они легко могли защититься от ответного огня. В результате на месте были убиты 15 военнослужащих, а еще 28 были ранены. Еще больших жертв удалось избежать благодаря тому, что позиции боевиков были атакованы боевыми вертолетами федеральных сил. Ударами с воздуха удалось ликвидировать несколько боевиков, однако основная группа нападавших скрылась.
Следствие считает, что под амнистию для участников боевых действий в Чечне подозреваемые не попали, потому что инкриминируемое им преступление было совершено за месяц до официального начала второй чеченской кампании.
Обвинительное заключение по делу, которое расследовал Следственный комитет России, утвердил заместитель генпрокурора РФ Иван Сыдорук.
Отметим, что участник того нападения Арби Дандаев был осужден Верховным судом Дагестана в марте 2009 года. Его приговорили к пожизненному заключению не только за участие в нападении на колонну, но и за казнь российских военнослужащих, захваченных боевиками в сентябре 1999 года в селении Тухчаре Новолакского района.
Также из числа тех, кто в октябре 1999 года участвовал в событиях в Червленной, был осужден Абдулгани Ганишев. Семь лет он скрывался в Литве под Вильнюсом, а вернувшись в 2007 году в Чечню, снова ушел к боевикам. Вскоре Ганишева задержали за попытку совершить теракт в Сочи, и по совокупности предъявленных обвинений Краснодарский краевой суд назначил ему 14 лет строгого режима.
Последними в апреле 2009 года Верховный судом Чечни на сроки от 13 до 23 лет были осуждены еще пять участников нападения - Арслан Бимурзаев, Эсболт и Адильбай Акбулатовы, а также братья Адильхан и Муратхан Елманбетовы, информирует "Коммерсант".
Напомним, что с момента начала второй военной кампании в Чечне федеральные власти и республиканское руководство несколько раз объявляли амнистию участникам НВФ. В последний раз амнистия началась летом 2006 и продлилась до середины января 2007 года. Власти тогда заявляли, что опыт проведения этих амнистий можно будет применить на практике вновь.