В Москве на вечере памяти жертв депортации карачаевцев выступили очевидцы событий
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Москве в фонде "Эльбрусоид" прошел вечер памяти, посвященный тем, кто погиб в период депортации карачаевского народа с 1943 по 1957 годы.
"Каждый год 2 ноября, мы проводим мероприятия, где рассказываем молодежи о том трагическом времени", - сообщила корреспонденту "Кавказского узла" руководитель проектов фонда "Развитие и содействие карачаевско-балкарской молодежи "Эльбрусоид" Хафиза Чотчаева.
"В этот день к нам в фонд приходит много молодежи, которой небезразлична судьба своего народа. Мы всегда приглашаем на эти мероприятия очевидцев тех событий. В этот раз к нам пришел Сосланбек Джанибеков. И хотя у него уже преклонный возраст, он очень хорошо, до мельчайших подробностей, помнит тот день, когда их выгнали из своих домов, погрузили в холодные вагоны и отправили неизвестно куда. Ведь никто из карачаевцев на тот момент не знал, куда их везут", - продолжает Чотчаева.
Всем погибшим там – светлая память. Но нельзя держать в душе своей зло
Чотчаева отметила также такой факт, что те, кто был очевидцем ноябрьских событий 1943 года, кто пережил годы депортации, чаще всего рассказывают молодежи о том, как даже в тех условиях они могли радоваться самым незначительным событиям.
К примеру, Сосланбек Джанибеков рассказал о том, как ему - мальчишке-подпаску - доверили самому выбрать для себя лошадь.
"Эти события были в истории нашего народе. И это нельзя забывать. Всем погибшим там – светлая память. Но нельзя держать в душе своей зло. Нет уже тех людей, того государства нет. И поэтому нужно жить всем в мире и дружбе. Уважать друг друга и делать все, чтобы подобное никогда не повторилось", - такими словами закончил свое выступление Сосланбек Джанибеков.
"Моя прабабушка умерла в вагоне. Ее тело на одной из промежуточных станций вытащили из поезда и оставили лежать на железнодорожной насыпи", - рассказала с корреспонденту "Кавказского узла" преподаватель английского языка Татьяна Ногерова.
мне самой трудно представить, как можно было целый народ записать в предатели и выслать всех – и стариков и детей
"Мне об этом рассказала моя бабушка. Даже перед своей смертью она горевала, что так и не смогла побывать на том полустанке, где было брошено под откос тело ее матери. Моя мама родилась в ссылке. А мне самой трудно представить, как можно было целый народ записать в предатели и выслать всех – и стариков, и детей. Выслать практически в никуда", - отметила она.
"На фронте во время Великой Отечественной воевало 16 тысяч карачаевцев. Девять тысяч погибли или пропали без вести. Среди тех, кто воевал, звание Героя Советского Союза в первые годы войны было присвоено трем карачаевцам. Еще восемь человек были представлены к этой награде, но не получили ее, потому что к тому времени народ, представителями которого они являлись, был депортирован. И лишь в 1990-е годы справедливость была восстановлена", - поведал журналист Зиоотдин Батчаев.
"В нашей семье было шестеро детей. Голодали, особенно в первый год. Выслали-то в зиму, запасов никаких. Много тогда было голодных смертей. Потом отец стал чабановать, стало чуть легче. Ни разу никто из нас, детей, не пошел в школу 1 сентября. Для нас учебный год начинался в октябре-ноябре, когда заканчивались полевые работы. Трудились на полях, фермах с утра до поздней ночи. Карачаевцы – народ трудолюбивый. За годы депортации трем нашим девушкам-свекловодам было присвоено звание Героя Социалистического труда", - вспоминает Зиоотдин Батчаев.
Вечер, посвященный жертвам депортации 1943 - 1957 года в фонде "Эльбрусоид", закончился поминальной молитвой.
Напомним, что согласно данным историков, вследствие депортации было уничтожено около трети карачаевского народа. От сталинских репрессий погибли 60% карачаевских детей. По словам доктора исторических наук, профессора Мурата Каракетова, не будь депортации 1943 года, численность карачаевцев в России сейчас составила бы 400-450 тысяч человек - вдвое больше, чем в настоящее время (230-240 тысяч).
Ежегодно в Карачаево-Черкесии проходят траурные мероприятия, посвященные жертвам депортации карачаевского народа.