Власти Азербайджана не соблюдают обязательства в области свободы собраний, заявили участники конференции в Баку
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Ситуация с демократическими свободами в Азербайджане, в частности со свободой собраний, все более ухудшается, и во многом этому способствует "созерцательная позиция" международных организаций. Таков был лейтмотив состоявшейся сегодня в Баку международной конференции "Роль свободы собраний в контексте гражданской активности, политического плюрализма и евроинтеграции".
Мероприятие организовал "Центр национальных и международных исследований" (ЦНМИ) и "Международный альянс для гражданского участия" (CIVIKUS).
Открывая встречу, глава ЦНМИ Лейла Алиева заявила об ухудшении ситуации с правами человека в Азербайджане в последнее время. При этом она особо отметила "аресты участников мирных акций, давление на адвокатов, нарушение прав собственности граждан, включая правозащитников".
попытки проведения демонстраций в центре Баку чреваты рисками быть задержанным, арестованным, оштрафованным
Глава представительства Совета Европы в Баку Константин Ерокостопоулос указал, что, несмотря на уведомительную систему проведения митингов в законодательстве Азербайджана, организаторы акций сталкиваются с проблемами: "В частности, попытки проведения демонстраций в центре Баку чреваты рисками быть задержанным, арестованным, оштрафованным".
По его словам, акции в Баку в марте-апреле показали, что "Азербайджан не в полной мере выполняет свои обязательства перед СЕ в области свободы собраний, взятые еще 10 лет назад".
Заместитель главы Бакинского офиса ОБСЕ Джон Мак-Грегор подробно рассказал о международных стандартах в области свободы собраний, которые гарантируют "за каждым право участия в мирных собраниях".
Ограничения свободы собраний должны быть пропорциональными и не нарушать фундаментального права на проведение мирных акций, подчеркнул Мак-Грегор. Он добавил, что ограничения должны быть обоснованы и представлены организаторам заблаговременно, чтобы у них была возможность обжаловать эти отказы в судах. Кроме того, по словам Мак-Грегора, государство обязано обеспечить безопасность участников акций.
Александра Делеменчук из украинского "Центра гражданских свобод" поделилась опытом реализации свободы собраний в шести постсоветских странах-участницах программы ЕС "Восточное партнерство". Она охарактеризовала ситуацию как "шаг вперед, два шага назад". Так, указанные страны, согласно информации Делеменчук, "присоединяясь к новым международным инициативам, в то же время ухудшают свои законодательства".
Делеменчук рассказала и о возможных средствах противодействия ограничению свободы собраний. По ее мнению, акции следует проводить совместно с представителями различных секторов гражданского общества, выражающих разные группы и интересы.
Кроме того, она предложила инициировать массовые судебные тяжбы в связи с разгоном митингов вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека.
Делеменчук привела в пример позитивный опыт гражданских обществ в Белоруссии и Армении, где созданы так называемые "фонды стабильности". Эти фонды финансируются соответственно Еврокомиссией и NED (Американский фонд демократии) и используются для поддержки семей арестованных на митингах, оказания медицинской помощи пострадавшим и др.
В Азербайджане только за последнее время появилось около 20 политзаключенных за участие в митингах
Лидер партии "Мусават" Иса Гамбар отметил необходимость оказания международными организациями подобной помощи и Азербайджану, где только за последнее время появилось около 20 политзаключенных за участие в митингах.
При этом он упрекнул ЕС, ОБСЕ и другие структуры "в бесконечном финансировании малоэффективных проектов по так называемому "демократическому просвещению".
Юрист Аннаги Гаджибейли поинтересовался у представителей ОБСЕ, СЕ и ЕС, какие реальные шаги они могут предпринять по оказанию воздействия на официальный Баку.
В своих ответах представители ОБСЕ и СЕ отмечали, что они только в состоянии проводить мониторинги, выявлять проблемы и обращать на них внимание властей методами убеждения.
Представитель СЕ Ерокостопоулос указал на трудности применения мер воздействия, поскольку "принятие решений очень сложно из-за того, что группы государств поддерживают друг друга". На его взгляд, "такие решения возможны в особых экстремальных случаях".
Что еще должно произойти, чтобы признать ситуацию в Азербайджане экстремальной... дело дошло до того, что власти не дают визу даже докладчику ПАСЕ по политзаключенным Криштофу Штрасеру
Это вызвало возмущение у лидера партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли: "Что еще должно произойти, чтобы признать ситуацию в Азербайджане экстремальной, если в стране действует одна из двух диктатур в Европе (другая в Белоруссии), и дело дошло до того, что власти не дают визу даже докладчику ПАСЕ по политзаключенным Криштофу Штрасеру?".
Ранее пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев проинформировал, что Баку считает "несправедливым и неприемлемым" визит Штрассера в страну с мандатом докладчика по политзаключенным. При этом, по его словам, Азербайджан не возражает против "визита Штрассера в качестве обычного гражданина или депутата бундестага".
В ответ на вопрос Керимли Ерокостопоулос только выразил надежду, что Штрассеру "все-таки будет выдана виза".
Глава "Общества правового просвещения" (ОПП) Интигам Алиев обратил внимание на то, что "в Азербайджане есть проблемы не только в действиях исполнительной власти по ограничению свободы собраний, но и в самом законодательстве".
в Азербайджане есть проблемы не только в действиях исполнительной власти по ограничению свободы собраний, но и в самом законодательстве
В частности, он предложил исключить из закона норму о запрете митингов в дни проведения важных государственных мероприятий международного значения, поскольку сейчас в Баку практически ежедневно проводятся подобные форумы.
Он также высказался за отмену ограничения на проведение мирных собраний на расстоянии не ближе, чем 200 метров к зданиям органов власти. Глава ОПП заявил о несостоятельности аргументов властей о том, что проведение митингов в центре города "создаст автомобильные "пробки" и неудобства", и поэтому надо собираться на демонстрации на отдаленных окраинах.
"Демонстрации и должны создавать неудобства, чтобы власти обращали внимание на проблемы, беспокоящие общество", - считает Алиев.
Кроме того, он упрекнул международные организации "в соглашательстве с властями". "Одна из сотрудниц ОБСЕ говорила нам: "Радуйтесь, что у вас не как в Нигерии, где вообще нет НПО. Она нас обвиняла в неконструктивности. Что делать для конструктивности - умалчивать о нарушении прав человека, коррупции, чиновничьем произволе?", - спросил Алиев.
Глава Сумгаитского центра демократии и прав человека Асабали Мустафаев акцентировал внимание на политическом характере дел арестованных в связи с митингами марта-апреля. Одним из признаков этого является, по его словам, то, что активистов арестовывали в преддверии митингов.
Так, отметил юрист, Джаббара Савалана и Бахтияра Гаджиева арестовали в связи с назначенной через социальные сети на 11 марта молодежной акции протеста "Великий народный день". "Правозащитник Видади Искендеров и активист ПНФА Шахин Гасанли, хотя и были осуждены по другим обвинениям, но в реальности их наказали именно за подготовку акций и участие в митингах", - констатировал Мустафаев. Он добавил, что еще 14 человек были осуждены непосредственно в связи с митингом оппозиции 2 апреля.
При этом он подчеркнул, что накануне митинга проправительственные депутаты, генпрокурор и МВД "уже заранее заявили, что акция направлена на нарушение общественного порядка". Еще одним доказательством политических мотивов арестов Мустафаев назвал назначение неадекватно суровых приговоров арестованным в связи с митингами. Так, практически всем им были установлены наказания, близкие к максимальным срокам и "не были использованы возможности применения альтернативных наказаний".
По итогам конференции были приняты рекомендации по обеспечению свободы собраний и обращения к правительству Азербайджана с призывом освободить 18 осужденных в связи с митингами марта и апреля этого года.
Как уже сообщал "Кавказский узел", местные правозащитники уже объявили осужденных политзаключенными.
Власти отвергают политическую подоплеку арестов оппозиционеров и нарушения в Азербайджане свободы собраний. Так, Видади Искендеров признан судом виновным по статьям "Принуждение гражданина к голосованию против его воли и препятствование его голосованию", "Вмешательство в работу избирательных комиссий" и "Избиение" Уголовного кодекса Азербайджана. Гянджи Гаджиев был приговорен к двум годам лишения свободы по обвинению в уклонении от призыва на воинскую службу, а Джаббара Савалан - к 2,5 года лишения свободы по обвинению в незаконном хранении наркотиков.