В Москве представлена уникальная книга дневниковых записей очевидца войны в Чечне

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Музее и "Общественном центре имени академика Сахарова" была презентована книга "Дневник Жеребцовой Полины". Книга рассказывает о событиях 1999 - 2002 годов в Грозном во время второй военной кампании в Чечни, как их увидел подросток.

Дневник Полины Жеребцовой - это свидетельство очевидца. Автор описывает повседневную жизнь и отношения мирных жителей, боевиков и военных, свое взросление, голод и ранение, которое она получила, помогая матери торговать на рынке. Литературно дневник не обрабатывался, при подготовке издания автор лишь сократила до минимума описание своих эмоций. Как пояснила сама г-жа Жеребцова, она поступила так, чтобы читатель имел возможность сформировать собственную точку зрения.

Ее словно вбросило к нам из другой вселенной. Взрывной волной на излете протащило в новый миллениум из законченного очага хаоса

"Я видела записи в натуральном виде, и могу подтвердить, что перед вами настоящий дневник девочки, а не какая-то мистификация", - сказала на презентации Светлана Ганнушкина, председатель комитета "Гражданское содействие", член совета и руководитель сети "Миграция и право" Правозащитного центра "Мемориал", опровергая информацию о неподлинности изданного материала, пишет «Российская газета».

"Среда обитания Полины - ее семья, где все увлечены искусством, поэзией, историей, журналистикой и живописью. Изучают Восток. Одна из ее бабушек - актриса. Другая обучалась у Плятта, но впоследствии стала художницей, разрисовывала вручную покрывала и платки. Дед Полины - грозненский кинодокументалист", - цитирует правозащитника Станислава Божко, написавшего эпиграф, сайт «Права человека в России».

"Ее словно вбросило к нам из другой вселенной. Взрывной волной на излете протащило в новый миллениум из законченного очага хаоса", - говорится в эпиграфе.

"Выход в свет этой книги - важнейшее событие", - считает правозащитница Елена Санникова. По ее мнению, чеченская военная кампания - преступление. Она нанесла урон не только тем, кто находился непосредственно в зоне боевых действий, но и всем нам, поскольку следствием этой войны стало нравственное опустошение нашего общества.

Полина Жеребцова и ее мать получили ранения в результате ракетного удара по центру Грозного 21 октября 1999 года. Тогда наибольшее число жертв было на центральном рынке, в республиканском родильном доме и мечети. По разным данным погибли от 100 до 120 человек. Еще около 400 были ранены, многие из них впоследствии также умерли.

В книге есть эпизод, в котором рассказывается, как ее спас, доставив в больницу, русский водитель водовоза, на котором чеченец нарисовал своей кровью красный крест. Благодаря этому знаку, автомобиль миновал блокпосты, и врачи успели спасти девочку.

"Я не верю, что национальность, вероисповедание влияют на то, есть совесть или нет", - сказала на презентации Полина Жеребцова.

Издание дневника стало возможным, в том числе благодаря "Общественному фонду Александра Солженицына". Полина написала о себе письмо г-ну Солженицину в 2006 году, и ей помогли приехать в Москву. Мама Полины живет в деревне Ставропольского края в тяжелых бытовых условиях.

От последствий ранения — осколки до сих пор не извлечены из ног - Полине приходится лечиться до сих пор. Она регулярно на длительное время ложится в клинику, из-за чего постоянно сталкивается со сложностями в трудоустройстве. При этом Полина не получила от государства никакой компенсации.

«Трагическая история Полины - это капля в море человеческих страданий, порожденных войной», - констатировала Светлана Ганнушкина.

"Правителям современной России посвящается", - гласит эпиграф к «Дневнику Полины Жеребцовой». "Я хочу жить в другом государстве, где нет нефти и газа, войн и революций. Я надеюсь, что власти прочитают мою книгу, что они эволюционируют духовно", - заявила на презентации Полина Жеребцова.

"Нас с мамой ранило 21 октября. А началось все неожиданно, около пяти часов вечера. Мы собирали свой товар. Вдруг яркая вспышка осветила еще светлое небо. Последовал сильный грохот. Мы от испуга перекатились за свой стол. Присели между железными ларьками. Другого укрытия рядом не было. Взрыв! Потом еще...  Мы побежали, теряя свой товар. Когда я бежала, огромный осколок - словно эхо очередного взрыва - просвистел совсем рядом. Он рассек не меня, а время, словно теплую воду, которая ушла куда-то вниз, и я стояла в сухом русле, сразу поняв, что ни мама, ни другие люди не могут спасти меня от Смерти, если я закричу о помощи. Смерть и я - только мы оказались связаны друг с другом в этом мире. Нет ничего, что могло встать между нами и закрыть собой. Мне стало смешно и ненужно все - вещи, сумки и всякие ценности. Я поняла что ничего, совсем ничего не возьму с собой Туда". (Полина Жеребцова о ракетном обстреле Грозного 21 октября 1999 года).

Отметим, что информация о ракетном обстреле Грозного официально отрицается. 15 июня 2007 года Военная прокуратура Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ обнародовала результаты проверки событий в октябре 1999 года. "Достоверно установлено, что 21.10.1999 г. в помещении нелегального склада оружия и боеприпасов, расположенном на центральном рынке г. Грозного, где осуществлялась продажа оружия и боеприпасов лицам из числа незаконных вооруженных формирований, произошел мощный взрыв", - говорится в материалах прокуратуры.

Автор: