Правозащитники обеспокоены судьбой уроженца Грузии Станислава Канкии, заключённого в московском СИЗО
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Российские правозащитники заявили об обеспокоенности судьбой одного из заключённых столичной тюрьмы "Матросская тишина", уроженца Грузии, бизнесмена Станислава Канкии. Он уже более 17 месяцев находится под следствием по обвинению в мошенничестве, за это время 47-летний мужчина получил четыре инсульта, наполовину парализован и почти ослеп, но мера пресечения ему не изменяется.
Предприниматель обвиняется в мошенничестве
Станислав Канкия родился в Тбилиси, окончил Тбилисский институт иностранных языков (английский и китайский языки), с 1991 года занимался вопросами экономической безопасности и развития, входил в рабочую группу экономической комиссии при Верховном совете Грузии. Канкия имеет спортивные награды, неоднократно выигрывая первенство Грузии по подводному плаванию, входил в сборную команду Грузии. В девяностые годы он работал в Москве и странах Южной Америки, в 2000 году был назначен президентом фонда "Отчизна".
По версии следствия, именно возглавляя некоммерческий фонд "Отчизна", Канкия обманывал школьников - имея на руках их заявления и ксерокопии паспортов, он без ведома школьников изготовлял доверенности на имя своих сотрудников, а потом открывал счета в Сбербанке. По документам значилось, что школьники трудоустроены по социальной программе, и на их счета из бюджета переводили зарплату – на каждого ученика ежемесячно выделялось по семь тысяч рублей, а договоров со школьниками у Канкии было 500.
По статьям "Мошенничество в особо крупных размерах" и "Присвоение бюджетных средств" предпринимателю грозит от пяти до 10 лет тюрьмы, передает ТК "Дождь".
Задержали его 8 июня прошлого года. После трех дней, проведенных в ИВС, 10 июня Станислава Канкию привезли в Тверской суд Москвы, где была официально оформлена его тюремная изоляция - выдана санкция на арест. После 14 месяцев, проведенных в Бутырке, в конце августа этого года Канкию перевели в СИЗО-4 в Медведкове, а 11 октября - в "Матросскую тишину".
Находясь в тюрьме, Канкия перенес четыре инсульта. По словам его супруги Валентины, у Станислава ослеп левый глаз, слепнет правый, у него перекошено лицо, отказывают конечности, он не узнает жену. До суда Канкия может просто не дожить, пишет "Новая газета".
Между тем, дежурный фельдшер СИЗО уверяет, что состояние заключённого стабильное, и его жизни ничто не угрожает, передает агентство "Интерфакс".
Правозащитники настаивают на медицинском освидетельствовании Канкии
Правозащитники рассчитывают уже сегодня сдвинуть дело с мертвой точки, отмечая, что за последний месяц в Москве скончались уже двое заключенных СИЗО – Адрей Кудояров и Олег Голобоков. Один обвинялся в мошенничестве, другой – в нарушении авторских прав.
В субботу, 15 октября, члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) встретились с арестованным.
"У Станислава существенные мозговые нарушения, скачет давление. Он неадекватен: говорит, что тюрьма похожа на музей, а медсестра напоминает ему его сестру, хотя ее у Канкии никогда не было. Сокамерники подтвердили, что он не придуривается", – рассказала член ОНК, правозащитница, обозреватель журнала The New Times Зоя Светова. Она отмечает, что в тюремной больнице мужчину "будут лечить очень медленно, а ему необходима срочная помощь специалистов".
Другой член ОНК Антон Цветков оценивает состояние арестованного иначе: "Сам бизнесмен сказал нам, что перенес один инсульт в сентябре этого года, а травму глаза получил в 18 лет. Правда, он говорит, что сейчас его действительно беспокоит глаз, и у него плохо с координацией. У него частичная заторможенность речи, мысли и действий, но он всех узнает, помнит даты, пытается шутить".
"В СИЗО любая болезнь развивается быстрее", – отмечает правозащитник Валерий Борщев из Московской Хельсинкской группы: в СИЗО "сыро и мало света", арестованных не выводят на прогулки, а в тюремных больницах нет ни квалифицированных врачей, ни лекарств.
Члены ОНК рекомендовали Канкии написать заявление на повторное освидетельствование в 20-й больнице, которое пройдет под контролем общественной комиссии, пишут "Новые известия", добавляя, что Канкию обвиняют по той же 159-й статье УК РФ, как и умерших в СИЗО юриста Сергея Магнитского и директора школы Андрея Кудоярова, которым медицинскую помощь вовремя так и не оказали.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что российские правозащитники на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым, которая может состояться в декабре, планируют обсудить проблему СИЗО, в которых нередко люди умирают из-за плохих условий или из-за пыток. Об этом уведомила член Совета при главе государства по развитию гражданского общества и правам человека Людмила Алексеева.
"Мы так решили поставить вопрос: о бессудных казнях. Потому что, когда люди умирают без приговора суда, из-за плохих условий в следственном изоляторе, или из-за пыток, это бессудная казнь. А у нас, как известно, смертной казни нет", - сказала правозащитница.
Ранее "Кавказский узел" писал, что есть случаи смертей в СИЗО и в учреждениях исполнения наказания и на юге России.
В частности, в августе этого года эксперт Общероссийского общественного движения "За права человека" Владимир Галитров заявил, что в лечебном исправительном учреждении №8 управления Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) России по Ставропольскому краю, расположенном в городе Нефтекумске, 31 июля и 2 августа умерли двое заключенных. Еще нескольким заключенным, по сведениям правозащитника, также грозила смерть из-за отсутствия должной медицинской помощи, нарушения санитарных норм. Комментариев представителей колонии не было.