Религиозное просвещение способно остановить процесс радикализации исламской молодежи, считают мусульманские лидеры России
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Руководители мусульманских организаций России считают, что религиозное просвещение способно остановить процесс радикализации исламской молодежи. Об этом они заявили на конференции "Роль поликонфессионального теологического образования в укреплении межрелигиозного согласия как важного аспекта государственной и духовной безопасности", прошедшей 4 октября в Пятигорском государственном лингвистическом университете (ПГЛУ).
В конференции приняли участие представители аппарата полномочного представителя президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, православные и мусульманские лидеры Северного Кавказа, ректоры и преподаватели различных вузов России, представители религиозных и общественных организаций, российские и зарубежные ученые, журналисты.
Организаторами конференции выступили аппарат полпреда президента РФ в СКФО, Пятигорский государственный лингвистический университет, Централизованная религиозная организация "Исламский объединенный центр мусульманских организаций", Общероссийское общественное движение "Российское исламское наследие", НИИ разработки глобальных проблем межконфессиональных отношений, этнополитики и этнокультуры ПГЛУ, Российский исламский университет имени Кунта Хаджи, Северо-Кавказский исламский университет имени имама Абу Ханифы.
"Программа религиозного просвещения должна полностью удовлетворять потребности людей в информации о религии"
"Программа религиозного просвещения должна быть достаточно эффективной и многофункциональной для того, чтобы полностью удовлетворять потребности людей в информации о религии", - считает заместитель муфтия Кабардино-Балкарии Алим Сижажев.
На его взгляд, преподавание основ религии в общеобразовательных школах не противоречит светскому государственному устройству. "Напротив, это нормально, что дети и подростки будут получать информацию о нормах религии от своих учителей, а не от иностранных миссионеров или тех, кто прошел их школу в родной стране или за рубежом", - подчеркнул в своем выступлении на конференции Алим Сижажев.
В связи с этим, по его словам, религиозному просвещению необходимо уделять особое внимание, и оно должно преследовать несколько основных целей: разъяснение истинного смысла исламской веры, заключающегося в духовном облагораживании человека посредством установления правильных взаимоотношений его с Богом, окружающей средой и самим собой; сохранение и укрепление высоких нравственно-этических ценностей ислама, способных направлять и регулировать развитие научной и общественной мысли; воспитание религиозной терпимости по отношению к последователям иных вероисповеданий и инакомыслию в рамках ислама.
"Эта составляющая программы религиозного просвещения подразумевает и ознакомление с другими религиями и мировоззренческими концепциями, что имеет исключительное значение в нынешних условиях, когда сохранение изолированных обществ практически невозможно. Как отмечают исследователи, воспитание веротерпимости и культуры диалога не наносит урона собственной культурной и религиозной традиции", - отметил заммуфтия Кабардино-Балкарии.
По убеждению Алима Сижажева, правильное религиозное просвещение способно остановить процесс политизации ислама и значительно ослабить позиции религиозных радикалов.
Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев напомнил, что вопрос о введении изучения основ религии в общеобразовательных школах решался в течение нескольких лет.
"Наше государство светское. Но светское не значит безбожное. Мы еще несколько лет назад говорили о том, что в школах надо вводить занятия по изучению основ религии. Нас не понимали, спрашивали, каким образом вводить эти уроки, ссылались на то, что религия отделена от государства, спрашивали, как будут перед школьниками выступать священнослужители. Мы пришли к тому, что учебники будем готовить мы, а преподавать педагоги, которых мы подготовим", - сказал Исмаил Бердиев.
Он добавил, что вопросы о религии больше всего задают дети. "Один раз нас пригласили в детский сад. У них миллион вопросов. Каждый хочет узнать, как выглядит Бог, как он будет наказывать. Мы должны преподавать в школах. Есть учебники отдельно по каждой конфессии, а есть учебник истории религий, в котором говорится обо всех конфессиях", - пояснил Бердиев.
Председатель Централизованной религиозной организации "Исламский объединенный центр мусульманских организаций России" Шавкат Авясов полагает, что в последние годы наблюдается рост влияния на исламскую молодежь сайтов, ставших трибунами для радикальных проповедников.
"Как молодежь оказывается в сетях радикализма? Многие представители исламской молодежи ничего не читают, особенно труды крупных мусульманских ученых. Почему молодежь начинает увлекаться радикальными сайтами? У нас у всех - мусульманских организаций, учебных заведений - есть свои сайты. Почему многие молодые люди не посещают наши порталы? Наверное, мы сами что-то делаем не так. У нас есть сотни медресе, тысячи мечетей, несколько исламских вузов, и мы не можем противостоять нескольким радикальным проповедникам, уводящим молодежь в свои ряды. В этом наша вина", – констатировал Авясов.
С его точки зрения, нужно принимать меры в области исламского просвещения. "Например, мы издали брошюры по профилактике экстремизма среди мусульманской молодежи - "Роль исламских семейных ценностей в профилактике идей экстремизма и радикализма", "Убийство мирного населения – тяжкий грех по Священному Корану", "Умеренный путь в Исламе", "Исправь себя сам, затем призови другого", "Толерантность глазами мусульманина". Думаю, прочитав эти брошюры, молодые люди не захотят черпать информацию из литературы и интернет-сайтов экстремистского содержания", - убежден глава религиозной организации.
Светские власти не уделяют вопросу религиозного образования должного значения
Руководитель Московской мусульманской общины "Даруль Аркам" Мухаммад Карачай считает, что светские власти не всегда уделяют должное внимание вопросу религиозного образования. "Здесь на Кавказе прошли тяжелые события, пролилась кровь во всем регионе. В многострадальной Чечне, в этом же Пятигорске, других городах и районах. Поднятая проблема не случайна", - отметил мусульманский деятель.
По его словам, зачастую светские власти боятся открытия исламских религиозных учебных заведений. "Из-за этого и по ряду других причин нередко молодежь ищет информацию в Интернете, за рубежом. Я не говорю, что за рубежом вузы проповедуют радикальные идеи. Есть хорошие вузы – "Аль-Азхар" в Египте, университет "Абу-Нур" в Сирии. Однако некоторые студенты начинают искать знания за стенами этих вузов и попадают под влияние не совсем толерантных людей", – сказал Мухаммад Карачай.
Руководитель Кабардино-Балкарского общественного благотворительного фонда "Мир" Назир Ахматов убежден, что в борьбе с радикализмом и национализмом следует в первую очередь задействовать религиозное образования.
"Решение социально-экономических проблем является прерогативой государства. Однако в вопросах межконфессионального и межнационального согласия, а также духовно-нравственного воспитания бремя ответственности ложится на духовных наставников. Возникает немаловажный вопрос об уровне и качестве теологической подготовки самих наставников", - обратил внимание Назир Ахматов.
По словам мусульманского деятеля, исламская молодежь сегодня без каких-либо преград "духовно обогащается" из Интернета и из уст неизвестных проповедников. "Это не способствует консолидации и стабильности общества. Чтобы достичь межнационального и межконфессионального согласия в обществе, властям, духовным и общественным институтам в ближайшее время нужно разработать методическое пособие, программу по воспитательно-образовательному процессу не только в высших и средних учебных заведениях, но и в детских садах. К сожалению, этот вопрос вызывает неоднозначную реакцию у лиц, от которых зависит его решение", - продолжил Ахматов.
Кроме этого, по мнению руководителя фонда "Мир", необходимо адаптировать к российским реалиям выпускников зарубежных исламских вузов. "Нужно обеспечить возможность выступлений теологов в СМИ, поощрять издательскую деятельность под авторством отечественных теологов, увеличивать количество просветительских центров по распространению умеренного пути в исламе, укреплять с ними связь", - заключил Ахматов.
Польский исследователь Кулла Йоанна Мария в ходе конференции отметила, что для укрепления межнационального и межрелигиозного согласия в России и в частности на Кавказе населению необходимо изучать все традиционные религии. "Значение любой конфессии в жизни общества огромно только при условии, если будет подниматься уровень знания о других религиях. Межконфессиональный диалог в России не должен превращаться в христианский или исламский монолог", - добавила она.
Ранее "Кавказский узел" писал и о других исламских форумах, которые проходили в этом году в СКФО.
В августе в Махачкале под протекторатом общественной организации "Ахлю-сунна валь-Джамаа" прошла научно-практическая конференция выходцев из Дагестана, которые обучаются в зарубежных исламских вузах. На мероприятие прибыло около 120 человек из Сирии, Египта, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Были приглашены сотрудники Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Дагестана.
Некоторые участники конференции сообщили, что в последнее время в Дагестане появились проблемы у молодых мусульман, завершивших учебу в исламских вузах зарубежных стран - их преследуют сотрудники правоохранительных органов. Подобный подход, с точки зрения участников форума, способствует радикализации мышления молодежи.
В мае Международный исламский форум «Ислам - религия мира и созидания» прошел в Грозном. В нем приняли участие представители религиозных объединений из более чем 30 стран мира - в общей сложности около ста человек. На форуме обсуждались такие темы, как «Социальный потенциал ислама», «Обоснование в исламе социальной справедливости», «Роль духовно-нравственной культуры в достижении социальной справедливости», «Перспективы исламского банкинга в российских условиях и опыт зарубежных стран» и «Социальная значимость исламского банкинга».