Кисриев: поэта Гамзатова не смог бы "заглушить" никакой режим
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов был великим мудрецом, которого нельзя было бы "заглушить" ни при каком режиме, считает социолог, кавказовед, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев.
Как уже сообщал "Кавказский узел", вчера, 23 сентября, в 13.00 мск на стене дома 25/5 по Тверской улице в Москве была открыта мемориальная доска в честь народного поэта Дагестана, Героя Социалистического труда Расула Гамзатова. Авторами доски стали член Московского союза художников Паата Мерабишвили и архитектор, заслуженный работник культуры Евгений Хайлов. Над головой поэта вьются журавли - мотив из его стихов.
Кроме многочисленных журналистов присутствовали политические и общественные деятели, а также родственники и друзья поэта.
"Для Дагестана - больше, чем поэт"
Открыл мероприятие заместитель председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов, представляющий Республику Дагестан в верхней палате российского парламента. «Сегодня торжественный и волнительный день не только для семьи Гамзатовых и большой семьи российских поэтов и писателей. Это важное событие для Дагестана, для Кавказа, для тысяч москвичей», - сказал Умаханов.
От имени президента Дагестана Магомедсалама Магомедова, который не смог присутствовать на мероприятии (ранее в Постоянном представительстве Республики Дагестан при Президенте РФ корреспонденту «Кавказского узла» сообщили, что Магомедов должен был приехать на мероприятие), и от всего дагестанского народа Умаханов поблагодарил руководство мэрии Москвы, столичную Думу и градоначальника Сергея Собянина за поддержку в организации торжества.
«Дагестан с Москвой исторически и духовно связан тысячами нитей. Москвичи помогали поднимать экономику и культуру «страны гор», а дагестанцы насмерть стояли на подступах к Москве в годы Великой Отечественной войны, защищая столицу. В Москве обрели второй дом тысячи дагестанцев, которые состоялись как выдающиеся врачи, ученые, композиторы, политики, - сказал Умаханов. - В этой плеяде имя Расула Гамзатова стоит на особом пьедестале. Для Дагестана он больше, чем поэт. Это немеркнущая визитная карточка нашего народа. Благодаря Расулу Гамзатову о Дагестане узнал весь мир. Здесь, в этом доме, рождались его бессмертные стихи и поэмы. Здесь собирались замечательные писатели и поэты, литературные критики и переводчики, деятели культуры и искусства, встречались верные друзья».
Ильяс Умаханов отметил, что открытие мемориальной доски расценивается "как еще одно доказательство всенародного признания творчества поэта, добрый знак внимания к нашей Республике, важный шаг в укреплении единства и дружбы между народами нашей многонациональной страны".
По его словам, поэзия – это та часть человеческой души, «которая может быть актуальной во все времена». «Пророческие слова Гамзатова: "Дагестан в Россию добровольно не входил, но добровольно никогда не выйдет" - сегодня побуждают нас более решительно действовать сообща во имя будущего нашего отечества, сохранять единство народов нашей страны как великую общенациональную ценность», - подытожил Умаханов.
Далее выступила заместитель мэра в правительстве Москвы по социальной политике Людмила Швецова. Он отметила, что Гамзатов «объединил огромное количество самых выдающихся композиторов, которые писали музыку на его стихи». «Он объединил практически всех известных нам выдающихся исполнителей песен в том, что они пели его песни. Он сегодня объединил всех нас в великой памяти об этом замечательном человеке», - рассказала Швецова.
Слово взял и академик Российской академии наук Евгений Примаков. «В имени Расула Гамзатова очень многое сплелось, - сказал он. - Это великий поэт, народный поэт не просто Дагестана, а СССР и России. Но, прежде всего, он был великим гуманистом. Гамзатов - один из основоположников создания единой культуры при сохранении национальной самобытности».
Также выступили председатель союза писателей Валерий Ганичев, дочь поэта Салихат Гамзатова, бывший президент Северной Осетии, а ныне общественный деятель Ахсарбек Галазов. Все они выразили благодарность поэту за литературную деятельность и поблагодарили правительство Москвы за помощь в организации мероприятия. После этого все желающие могли подойти к памятной доске и возложить цветы. Когда официальная часть мероприятия была завершена, всех пришедших пригласили в кафе, расположенное чуть ниже по улице.
"Поэт, который объединял"
Как рассказал корреспонденту «Кавказского узла» социолог, кавказовед, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, эксперт по этнокультурным и социально-политическим проблемам современного Дагестана Энвер Кисриев, он не может говорить о творчестве Гамзатова "филологически, тем более на основании какого-то одно отдельно взятого произведения".
"Расул Гамзатов – это великий мудрец, которого нельзя было бы «закрыть» или заглушить ни при каком режиме. О поэтических качествах его стиха пусть говорят аварцы - носители того языка, на котором он писал. Я же могу говорить о содержании, о смыслах и о мыслях его поэзии. Для меня Расул Гамзатов – великий мудрец, глубоко понимающий, происходящее среди людей, - сказал Кисриев. - Он жил по соседству со мной в Махачкале. Но мог ли я тогда осознавать всю глубину его понимания мира. Он всегда говорил правду, но не всегда мы слышали его правду, и не всегда мы его понимали".
"Однажды, когда после развала СССР в Дагестан приехали высокие посланцы Грузии, он им ответил на вопрос, почему Дагестан с его глубокой традицией политического суверенитета не отделяется от России, он сказал: «Дагестан добровольно в Россию не входил и он добровольно из России не выйдет», - вспоминает Энвер Кисриев. - Надо хорошо осознавать исторический контекст ситуации того времени, чтобы понять всю глубину этой мысли Расула".
По словам Кисриева, Гамзатов не принял перестройку "и все последующее за ней". "Для него поэзия жизни завершилась, когда люди перестали понимать мысли. Происходящее не рождало ни мысли, ни образы, - сказал он. - Я хорошо помню его в этот последний период его жизни. Он остался великим мудрецом, но он был уже невостребованным. Его мудрые мысли могли услышать и понять только те, кто был рядом".
"Я знал Расула Гамзатова с самого своего рождения. С моего балкона простирались «владения» Гамзатовых - дом и участок земли, - рассказал Кисриев. - Сейчас на торжестве открытия мемориальной доски в память Расула Гамзатова на Тверской я наблюдал за проходящими мимо под дождем людьми. Молодежь проходила мимо, их лица были озабоченны, они заняты своими проблемами, они не понимают происходящее. Пожилые люди останавливаются, услышав имя Расула Гамзатова, на их лицах я замечал живой интерес, мысль, смыслы".
Энвер Кисриев выразил уверенность, что, если бы поэт "сейчас вошел в этот зал живым и здоровым, картина происходящего вся бы разом преобразилась, все бы сразу стали другими". "Под воздействием этой великой личности мы бы уже не могли оставаться теми, кем мы стали", – отметил он.
"Живой, искренний и фактурный мужчина"
Как рассказала корреспонденту «Кавказского узла» дочь поэта Салихат Гамзатова, все его стихи "были на высоком поэтическом уровне". "В его произведениях мы находим современные характеры. Один профессор даже сказал: "В стихах вашего отца я нахожу ответы на все вопросы". Недавно я сама составила папин сборник, постоянно перечитываю его и вижу, что в его поэзии видна жизнь в самых разных и дорогих для души проявлениях, у стихов очень добрый взгляд. Каждый момент в них придается особому значению, особому взгляду", - сказала она.
Дочь поэта также отметила, что полного собрания сочинений Гамзатова не существует.
"Даже в вышедший восьмитомник, который составлялся на его 80-летие и где содержатся поэмы, сказания, журналистские, публицистические статьи, не вошло известнейшее стихотворение «Журавли». Что уж говорить о других стихах", - говорит Салихат Гамзатова. - В тот сборник, который я сама составляла, не вошли даже стихи, вышедшие в публицистической прессе. Там есть малоизвестные, малознакомые стихотворения, но все они трогающие душу. В большинстве своем это размышления, наблюдения за самим собой, которые зафиксировала память поэта. Когда ты читаешь их, то видишь себя. В этот сборник вошли стихи, которые он писал своей супруге – они освящены его любовью к ней. Он пишет, что "проходят годы, мы стареем, но никогда ты не казалось настолько красивой, как сейчас"».
Как отметила дочь Гамзатова, "он был живой, искренний и фактурный мужчина". "Он очень любил и уважал поэзию. Он умел и посмеяться: как-то раз он попал в больницу и рядом с ним лежал человек, который постоянно пел и читал романсы. И когда он вышел из клиники, то говорил: «Вот оно, угнетение малых народов». Шутя, конечно. А если кто-то донимал, то говорил про него: «Герой социалистического терпения», - вспоминает она. - Ему не хотелось умирать. Перед смертью он говорил: «Как болельщики «Анжи» просят еще один гол, также я прошу еще один год жизни»".
"Если бы люди следовали его призывам, не было бы межнациональных конфликтов"
Также собеседниками корреспондента "Кавказского узла" стали внучки поэта Мадина и Амина, которые единогласно заявили, что в первую очередь Гамзатов "был дедом".
"Я хорошо знала деда. Его поэзия гениальна, человечна, добра, проникновенна. Она вызывает отклик у любого человека, какого бы он ни был пола, возраста и вероисповедания. Она отвечает позывам сердца, наполняет любого человека жизнью", - рассказала Мадина.
"Дед писал о женщинах, друзьях, детях. Его стихи – призыв к жизни, и если бы люди следовали позывам деда, то стали были бы добрее, дружнее и отзывчивее, не было бы межнациональных конфликтов», - уверена внучка Гамзатова. По ее словам, дед не писал ничего нового, но "не каждый может в красивой форме донести до людей то, что смог хотел донести он".
Музой Расула Гамзатова, по словам внучки, всегда являлась его жена. «Только одна любовь на всю жизнь, как у Сальвадора Дали, так и у него была одна единственная – бабушка Патимат. Она послужила прототипом тех женщин, о которых он писал», - сказала Мадина.
Как рассказала другая внучка Расула Гамзатова Амина, она очень любила деда и много общалась с ним, так как жила с ним в Дагестане. "В его доме всегда была добрая, теплая атмосфера. Он был очень остроумен, за ним надо было записывать шутки и афоризмы", - говорит она.
Амина вспомнила один из случаев: однажды, гуляя, дед споткнулся и упал. Шедшие рядом журналисты бросились поднимать поэта, на что тот парировал: "Поздно. Где была русская журналистика, когда дагестанская литература падала".
Напомним также, что в 2008 году в рамках празднования 85-летия Расула Гамзатова в Махачкале открылся Государственный литературный музей. В сентябре 2005 года Госсовет Дагестана решил назвать главную улицу Махачкалы в честь Расула Гамзатова. К тому времени уже были учреждены стипендии имени Расула Гамзатова, премия за создание талантливых произведений в области поэзии. Его имя присвоено Буйнакскому педагогическому колледжу, Дагестанской национальной библиотеке, учреждениям культуры и образования в городах и районах Дагестана, пограничному сторожевому кораблю, сухогрузу Махачкалинского международного морского порта, Гунибской ГЭС, одной из малых планет.
Справка: Расул Гамзатов родился в дагестанском селении Цада 8 сентября 1923 года. Его отцом был народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса. Свои первые стихи Гамзатов написал в 9 лет. Он закончил Литературный институт имени Горького в Москве, был избран председателем Союза писателей Дагестана.
Творчество Расула Гамзатова известно не только в Дагестане и России, но и во всем мире. Его перу принадлежат десятки поэтических, прозаических и публицистических книг на аварском и русском языках, в их числе "Высокие звезды", "Письмена", "Год моего рождения". Многие стихи Гамзатова становились песнями. С ним работали такие композиторы, как Колмановский, Блантер, Бюль-Бюль-оглы, Паулс и Пахмутова. Композиции поэта исполняли Магомаев, Бернес, Кобзон, Ротару и многие другие.
В одном из своих последних интервью Гамзатов признавался, что "мечтает прожить хотя бы еще один год, чтобы что-то написать". "У меня осталось много незаконченных черновиков", - говорил поэт. Умер Расул Гамзатов 3 ноября 2003 года в Москве. Похоронен он на старом мусульманском кладбище в Махачкале.