"Репортеры без границ": ситуация со свободой прессы в Дагестане и Чечне нисколько не улучшилась

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Правозащитники считают, что на Северном Кавказе ситуация со свободой прессы за последние два года ухудшилась. Об этом было заявлено на состоявшейся 14 сентября в "Независимом пресс-центре" в Москве пресс-конференции «Северный Кавказ: журналисты и правозащитники под угрозой».

В конференции приняли участие глава отдела по Европе и Средней Азии организации «Репортеры без границ» Йоханн Бир и сотрудник правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов.

 

Мы встречались и с журналистами, и с официальными лицами, на основе встреч мы будем делать доклад, но первые впечатления – ситуация ухудшается

Йоханн Бир резко раскритиковал позицию властей ряда республик Северного Кавказа в отношении журналистов.

«За последние два года ситуация со свободой прессы в Дагестане и Чечне нисколько не улучшилась, а скорее даже ухудшилась. Мы встречались и с журналистами, и с официальными лицами, на основе встреч мы будем делать доклад, но первые впечатления – ситуация ухудшается», - заявил Бир.

Выступивший на пресс-конференции Черкасов напомнил, что в ноябре 2007 года в Дагестане был убит лидер местного «Яблока», правозащитник Фарид Бабаев, и удалось добиться осуждения участников убийства. «Правда, организатор сбежал – у него брат в правоохранительных органах - и так и не осужден, но это большой результат», - отметил Черкасов, образно сравнив сам «результат» со «средней температурой по больнице».

Он добавил, что сейчас в Дагестане начался процесс против милиционеров, избивших летом прошлого года адвоката Сапият Магомедову, и, по словам Черкасова, то, что правоохранителей судят – «не самое худшее, что может быть». «Там можно чего-то добиваться», - уверен он.

Ситуация напоминает советское время, когда существовала самоцензура, и журналист знал, что писать можно, а что нет

По словам правозащитников, иная ситуация наблюдается в Чечне.

«Есть угрозы, журналистов часто вызывают в полицию, но избиений и убийств нет», - заверил Бир.

Он считает, что отсутствие насилия над журналистами стало следствием «атмосферы страха, веющей в республике».

«Журналисты не хотят ссориться с властью, боятся, а значит и не пишут ничего оппозиционного. Ситуация напоминает советское время, когда существовала самоцензура, и журналист знал, что писать можно, а что нет», - констатировал Бир.

В Чечне существует единственное оппозиционное издание - «Грозненский рабочий», причем продающееся в киосках прессы за деньги, в то время как все остальные печатные СМИ бесплатны и, по мнению Бира, полностью подконтрольны президенту Чечни Рамзану Кадырову

Бир говорил с редакцией «Грозненского рабочего» и расспросил журналистов, писали ли они на неугодные для Кадырова темы, например, проигрыш в суде Олегу Орлову. «Они ответили, что освещали дело, но то, что Орлов был оправдан судом, писать не стали», - рассказал Бир и добавил, что роль цензуры в прессе Чечни очень большая.

Кадыров не скрывает своей политики в области СМИ. По его собственным словам, пресса должна служить единству чеченского народа.

Напомним также, что в декабре 2011 года в Москве прошла международная конференция "Обеспечение безопасного будущего журналистики в Восточной Европе". Тогда Кроуфут подчеркнул что, большая часть погибших в России журналистов либо работали и жили на Кавказе, либо освещали этот регион и проблемы, связанные с северокавказскими республиками.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"