Суд по делу об убийстве Свиридова продолжится 13 сентября
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Следующее судебное заседание по делу о массовой драке в Москве в декабре прошлого года, в которой был убит спартаковский фанат Егор Свиридов состоится в Московском городском суде завтра, 13 сентября.
Егор Свиридов был убит в ночь на 6 декабря 2010 года в ходе массовой драки на Кронштадтском бульваре в Москве. На скамье подсудимых находятся уроженец Нальчика Аслан Черкесов, а также жители Чечни и Дагестана Акай Акаев, Артур Арсибиев, Хасан Ибрагимов, Нариман Исмаилов, Рамазан Ударбиев.
Как уже сообщал "Кавказский узел", в Московском городском суде 8 сентября прошло очередное судебное заседание в рамках рассмотрения дела о массовой драке, в которой был убит футбольный болельщик Егор Свиридов.
В начале заседания, в соответствии со статьями 11 и 241 УПК, сторона государственного обвинения заявила ходатайство о допросе в качестве дополнительного свидетеля ранее нигде не обозначенную свидетельницу, которая суду была представлена под псевдонимом «Анна Ивановна Иванова». Прокуроры попросили суд осуществить допрос в условиях, исключающий визуальное обозрение свидетельницы и с изменением ее голоса. Представители стороны обвинения заявили, что допрос будет осуществлен по фактическим обстоятельствам дела.
Потерпевшие ходатайство поддержали, подсудимые и их адвокаты возражали против удовлетворения ходатайства, в связи с тем, что засекреченные свидетели отсутствовали на стадии предварительного следствия. Подсудимый Черкесов высказал уверенность, что "этот свидетель сфабрикованный, подставной".
Также защитники подсудимых обосновывали свои возражения тем, что в деле нет засекреченных документов и сторона гособвинения, по их мнению, «не указала конкретные обстоятельства, по которым может быть допрошен свидетель, а по обстоятельствам дела допрашиваются все свидетели». Кроме того, адвокаты защиты подчеркивали, что нигде не были зафиксированы факты того, что кому-либо поступали угрозы.
Однако суд постановил допросить свидетеля, который явился на допрос по инициативе стороны обвинения, и сохранить в тайне данные о личности, которые были судом установлены. Кроме того, суд решил произвести допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля.
После организационных мероприятий, сначала в отсутствие коллегии присяжных заседателей, а затем и с участием коллегии, «Анна Ивановна Иванова» рассказала суду, что она ранее была знакома с Ударбиевым и «Маликом» (прозвище Акаева), а также знала Егора Свиридова.
По ее словам, обстоятельства событий в ночь с 5 на 6 декабря 2010 года ей "известны со слов Марии Беляковой (Орловой по мужу. — Прим. «Кавказского узла») и Екатерины Воробьевой, а также по рассказу Надежды Менчинской (все трое проходят свидетелями по данному делу. — Прим. «Кавказского узла»)".
При этом, как отметила засекреченная свидетельница, Воробьева и Белякова утверждали, что Менчинская во время драки находилась «за палаткой», а со слов самой Менчинской, она стояла «у палатки» и видела драку
Во время допроса «Анны Ивановой» подсудимый Ударбиев задал свидетельнице вопрос, обратившись к ней по имени "Наталья Каргинян", на что свидетельница ответила, что если ее имя изменено то, это не означает, что ее зовут именно так. После заседания мать Ударбиева заявила, что засекреченная свидетельница — это бывшая девушка её сына, которую он бросил.
Затем на допрос был приглашен следующий свидетель — следователь Алексей Остапюк. Он расследовал обстоятельства этого дела на стадии предварительного следствия. Ранее сторона защиты заявляла на суде о несоответствии времени в двух протоколах, составленных Остапюком по этому делу.
15 декабря 2010 года Алексей Остапюк проводил допрос потерпевшего Сергея Гаспаряна и опознание потерпевшим Дмитрием Филатовым задержанного Исмаилова. Сторона защиты озвучивала, что протокол допроса Гаспаряна начался в 14.30, а закончился — в 14.50, а в протоколе опознания Филатовым Исмаилова указано время начала опознания — 14.45, а его окончание — 15.00. Тогда адвокаты защиты просили пояснить, как следователь мог одновременно проводить два следственных действия.
На заседании 8 сентября Остапюк пояснил, что "произошла техническая ошибка", так как он "указывал время с компьютерных часов, а протоколы печатал на разных компьютерах, поскольку допрос и опознание проводил в разных кабинетах".
Во время допроса адвокатам защиты председательствующий суда Андрей Расновский неоднократно делал замечания, вплоть до предупреждения. Также были сделаны замечания и подсудимым.
Стороны задавали следователю уточняющие вопросы. Подсудимый Аслан Черкесов заявил ходатайство, он попросил суд произвести допрос следователя по объективности проведения следственных действий. В удовлетворении этого ходатайства ему было отказано, поскольку он не указал конкретные доводы допроса следователя. Также судья напомнил, что в соответствии со статьей 252 УПК судебное разбирательство проводится в отношении обвиняемых.
Затем в течение длительного времени Черкесов пытался выяснить, по каким причинам заявленное им ранее и удовлетворенное судом ходатайство о приобщении к материалам дела видео с камер наружного наблюдения, установленных на Кронштадтском бульваре, не выполняется. На это следователь ответил, что таких видеозаписей нет. Во время дискуссии, подсудимый получил несколько замечаний от председательствующего суда.
На рассмотрении дела присутствовали многочисленные родственники подозреваемых, а также вдова Егора Свиридова и ее представитель Роман Кучин. Остальные потерпевшие в зал суда не явились. Представителей прессы было мало.
В конце заседания председательствующий уточнил, что следующее заседание суда состоится во вторник, 13 сентября.
По окончании судебного заседания, адвокат подсудимого Черкесова Дмитрий Панков пояснил в интервью корреспонденту «Кавказского узла», что показания засекреченной свидетельницы ничего не подтверждают, потому что она знает обстоятельства дела со слов других людей, а сама ничего не видела.
«Наоборот, засекреченная свидетельница утверждала, что со слов Воробьевой и Орловой (свидетельницы по делу, которые давали показания на заседании 7 сентября), еще не свидетельствовавшая в суде Менчинская, была за палаткой и не видела драку», - уточнил Панков.
Как сообщал "Кавказский узел", дело рассматривает коллегия присяжных заседателей, в состав которой вошли 12 основных присяжных заседателей и восемь запасных. По словам главного фигуранта дела Аслана Черкесова, оружие он "применил в целях самообороны", так как на него напали неизвестные люди и начали избивать.
По версии следствия, в ночь с 5 на 6 декабря 2010 года Аслан Черкесов, вооруженный пистолетом "Стример" пришел в кафе "Пивная точка" на Кронштадтском бульваре на севере Москвы. Там он встретился со своими знакомыми, эти пятеро молодых людей и были участниками драки, в которой погиб Свиридов.
Особое внимание к делу обусловлено тем, что убийство Егора Свиридова спровоцировало массовые выступления националистического характера в конце прошлого и начале этого года. Акции националистов проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Волгограде и других городах РФ.