Заявление ФПОА по случаю смерти Бейлара Гулиева

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Как стало известно Федерации Правозащитных Организаций Азербайджана (ФПОА), ночью 18 апреля 2002 г. художественный руководитель ансамбля ?Шовкет? Бейляр Гулиев был устно, без повестки, вызван в Сабаильскую районную прокуратуру г.Баку в связи с проводящимся расследованием обстоятельств убийства следователя Ровшана Алиева. В ту ночь он больше не вернулся домой. Пришедшим на следующий день родственникам и знакомым объяснили, что Б.Гулиев выпрыгнул с высоты 3-го этажа во двор прокуратуры и, в связи с полученными при падении травмами, находится в реанимационном отделении одной из больниц. 21 апреля он скончался.

По непроверенным сведениям, после прихода в прокуратуру Б.Гулиев был доставлен в 9-е отделение полиции Сабаильского района, где его приговорили к 10 суткам административного ареста якобы за сопротивление сотрудникам полиции. В практике полиции такие обвинения часто используются для того, чтобы обосновать незаконное задержание подозреваемых лиц в отсутствие санкции судьи. Проведение судебного процесса в ночное время трудно объяснить, равно как и доставку осужденного не в изолятор временного содержания для отбытия административного ареста, а обратно в прокуратуру.

После возвращения в прокуратуру Гулиев подвергся допросу, после чего при невыясненных обстоятельствах упал с балкона кабинета следователя. Отметим, что ночные допросы согласно ст. 233.2 Уголовно-Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики допускаются лишь по неотложным делам, каковым дело Б.Гулиева, по нашим сведениям, не являлось.

По данным ФПОА, следствие по делу Гулиева вел следователь Намиг Мурадов, известный своим участием в следствии по т.н. ?Делу генералов? (1995-1997) и другим политически мотивированным делам, в ходе которых допускались избиения и пытки заключенных и другие процессуальные нарушения. Есть сведения, что сотрудники полиции, доставившие труп Б.Гулиева родственникам, якобы препятствовали осмотру ими трупа.

Ночные допросы, отсутствие адвоката, необоснованный приговор по административному делу уже сами по себе являются психологической пыткой. Однако едва ли достаточной для того, чтобы молодой руководитель перспективного музыкального ансамбля покончил с собой.

В этой связи Федерация Правозащитных Организаций Азербайджана требует прекращения практики ночных допросов и использования надуманных административных дел для практического продления срока дознания, а также проведения полного и беспристрастного расследования обстоятельств задержания, ночного допроса, административного ареста и насильственной смерти гражданина Бейляра Гулиева и строгого наказания виновных в его смерти.