МККК разыскивает более 2,3 тысячи пропавших без вести на Северном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Международный комитет Красного Креста (МККК) поступило 2324 запроса о розыске от лиц, считающихся пропавшими без вести на Северном Кавказе. Такие данные северокавказское представительство МККК озвучил накануне Международного дня пропавших без вести, который отмечается сегодня, 30 августа.
Как отмечает МККК, на сегодняшний день проблема пропавших без вести является одной из наиболее серьезных гуманитарных проблем, возникающих в результате вооруженных конфликтов или иных ситуаций насилия.
"В Российской Федерации тысячи людей из числа гражданских лиц, представителей вооруженных сил и сил безопасности, а также других лиц, принимавших участие в боевых действиях, пропали без вести в связи с вооруженными конфликтами и другими ситуациями насилия на Северном Кавказе. Есть также и лица, пропавшие без вести в результате военных действий, имевших место в Южной Осетии в 2008 году. Миллионы людей пропали без вести в ходе Второй мировой войны, более 200 советских военнослужащих во время войны в Афганистане", - говорится в сообщении комитета Красного Креста, поступившем в адрес "Кавказского узла".
Сегодня, выступая в роли нейтрального посредника, на Северном Кавказе МККК ведет "конструктивный и доверительный диалог со всеми заинтересованными органами, организациями, учреждениями и лицами, работающими по вопросу пропавших без вести".
"Цели МККК - напоминать российским властям на республиканском и федеральном уровнях об их обязательствах гуманитарного и правового характера перед родными пропавших без вести. МККК продолжает сотрудничество с местными судебно-медицинскими экспертами, проводя обучение для специалистов и предоставляя различные материалы и оборудование для судебно-медицинских лабораторий", - отмечено в сообщении.
Масштаб проблемы пропавших без вести в Российской Федерации значителен. Для этого региона она знакома еще со времен Второй мировой войны
По словам главы представительства Международного комитета Красного Креста в Чеченской Республике и Республике Дагестан Жака Барбериса, масштаб проблемы пропавших без вести в Российской Федерации значителен.
"Для этого региона она знакома еще со времен Второй мировой войны: миллионы людей все еще остаются без вести пропавшими. Судьбы многих не известны и после войны в Афганистане. Семьи все еще ждут своих близких, - отмечает он. - Если говорить о последних событиях на Кавказе, они также крайне печальны. С 1992 года здесь пропали без вести тысячи людей. Только в списках Красного Креста в Чеченской Республике пропавшими без вести числятся более 2000 человек. Это значительная цифра. Помимо гражданских лиц во время конфликта без вести пропали также около 700 представителей вооруженных сил и правоохранительных органов".
Барберис рассказал, что МККК пытается "содействовать властям в решении этой проблемы, как на федеральном, так и на региональном уровнях". "Уже несколько лет мы ведем конструктивный диалог по этому вопросу с властями на Северном Кавказе. Наша роль в этом - роль нейтрального посредника. Мы напоминаем властям о том, что пропавших без вести надо искать, что их семьи имеют право знать, что произошло с их близкими", - говорит он.
Помимо этого, МККК изыскивает возможности оказать помощь таким семьям. "Мы предоставляем им возможность открыть свое небольшое дело с тем, чтобы улучшить их материальное положение, - поясняет глава представительства. - По нашим оценкам, программа микроэкономических проектов, которая уже более шести лет реализуется в Чеченской Республике, позволяет получателям такого вида помощи увеличить свой ежемесячный доход на 40-50 процентов".
Родственники пропавших без вести очень часто встают перед необходимостью выстраивать свою жизнь заново
В качестве примера Барберис привел многодетную семью из Гудермеса. "Отец пятерых детей пропал без вести, когда дети были еще маленькие, и матери пришлось одной поднимать их. Узнав о возможности получить помощь в МККК, Зина пришла к нам с заявкой на микроэкономический проект, - рассказал он. - Когда-то она занималась пошивом одежды, но так как муж являлся основным кормильцем семьи, оставила это занятие и посвятила себя детям. Однако случившаяся трагедия и, соответственно, последовавшее за этим тяжелое материальное положение, заставило ее вновь вернуться к забытому ремеслу. Но не было никакой возможности начать свое дело. Эта семья подошла по всем критериям МККК и была обеспечена необходимым оборудованием и материалами. Вот уже год как Зина занимается пошивом и ремонтом одежды и говорит, что это достаточно ощутимая поддержка для ее большой семьи".
Говоря о том, с какими основными трудностями сталкиваются семьи пропавших без вести в повседневной жизни, Жак Барберис отметил, что в 2009 году МККК провел специальное исследование, в результате которого стало ясно, что большинство семей испытывает проблемы психо-социального характера. На основании этого исследования МККК начал программу психологической поддержки этих семей.
"Родственники пропавших без вести очень часто встают перед необходимостью выстраивать свою жизнь заново. Но отсутствие ответа на вопрос: "Что же случилось?" не отпускает образ близкого человека, который постоянно стоит у них перед глазами, - считает руководитель представительства МККК. - У нас был такой случай, когда мы передали оборудование для теплицы 55-летней женщине, у которой пропали двое сыновей. Она живет с мужем и внуком, сыном их замужней дочери. Каждый раз, когда мы приезжаем проведать ее, она находится в этой теплице, ухаживая за зелеными саженцами. Это стало ее основным повседневным занятием. Женщина говорит, что это возможность для нее хотя бы ненадолго отвлечься от тяжелых мыслей, забыться. Это стало для нее своеобразным хобби, благодаря которому она, пусть ненадолго, но выходит из своего состояния постоянного ожидания весточки о сыновьях".
Базовое право семей пропавших без вести - право знать, что случилось
Говоря о результатах работы МККК по вопросу пропавших без вести, Барберис заметил, что сотрудники комитета хотят "того же, чего хотят абсолютно все родственники - получить ответы".
"Но мы пока не можем решить эту проблему, и не сможем, пока не будет соблюдено базовое право семей пропавших без вести - право знать. Настоящий результат мы получим тогда, когда семьи, которые не имеют никакой информации о своих близких, получат ответы на интересующие их вопросы, - подчеркнул он. - Процесс идет, но информации не хватает. Я с сожалением должен констатировать тот факт, что из 2324 человек, которые зарегистрированы в списках МККК как пропавшие без вести, нашлись пока только единицы. Люди хотят знать, что случилось, и это их право".
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что в целом на территории Северо-Кавказского федерального округа остаются нераскрытыми более 2000 случаев бесследных исчезновений граждан. Такие цифры были приведены представителями Генеральной прокуратуры РФ на выездном заседании Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 2 июня в Махачкале.