Лаша Тугуши: статья Уголовного кодекса Грузии о шпионаже противоречит Конституции страны
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Изменения в статье 314 Уголовного кодекса Грузии о шпионаже необходимы для того, чтобы защитить всех граждан страны, чьи профессии сопряжены с обменом информацией, заявил главный редактор газеты "Резонанси", член совета Хартии журналистской этики Грузии Лаша Тугуши, который стал одним из авторов иска в Конституционный суд страны. Народный защитник Грузии Георгий Тугуши также говорит о несовершенстве статьи о шпионаже.
Напомним, иск о признании неконституционной 314-й статьи Уголовного кодекса Грузии 3 августа был зарегистрирован Конституционным судом страны. Его авторы - Лаша Тугуши, эксперт по конституционным вопросам Вахтанг Хмаладзе и адвокат Александр Барамидзе.
По их мнению, эта статья противоречит пятому пункту 42-й статьи (никто не отвечает за действие, которое в момент совершения не считались правонарушением), 24-й статье Конституции, которая гласит, что каждый человек имеет право свободно получать и распространять информацию, а также седьмой статье Европейской конвенции о защите прав человека, которая обязывает власти обеспечивать максимальную точность, четкость и ясность законодательства.
несовершенство статьи о шпионаже может сказаться на представителях всех свободных профессий
"Мы внесли в Конституционный суд иск, чтобы изменили статью 314, которая противоречит нашей Конституции, потому что она может затронуть интересы очень многих. В том числе и сотрудников средств массовой информации", - пояснил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Лаша Тугуши.
Статья 314, или, как ее называют в Грузии, "статья пи", предусматривает наказание за шпионаж. Согласно этой статье шпионаж определяется следующим образом: "Сбор, хранение, передача, отъем или хищение вещей, документов, сведений или других данных, содержащих государственную тайну Грузии, с целью передачи чужой стране, иностранной организации или их представителям, а также сбор или передача информации по заданию разведки другой страны или иностранной организации в ущерб интересам Грузии".
В мирное время такие действия караются тюремным заключением сроком от восьми до 12 лет, а в военное время – от 12 до 20 лет тюрьмы.
Отметим, что 1 августа Народный защитник Грузии Георгий Тугуши внес в парламент инициативу об изменениях в статью 314 УК Грузии. Согласно заключению омбудсмена, статья 314 противоречит параграфам 1 и 4 статьи 24 Конституции Грузии, а также параграфу 5 статьи 42.
"Условно можно разделить статью 314 на две части. К первой части, где речь идет о сборе, хранении, передаче, отъеме или хищении сведений, содержащих военную или государственную тайну, у нас нет претензий. Но мы требуем дать определение понятию "другая информация", о которой говорится в статье. Ведь под этим же можно подразумевать что угодно", - отмечает Лаша Тугуши.
нет никакой ссылки на какой бы то ни было нормативный акт, в котором мы можем найти объяснения того, что такое "другие сведения"
Определение "другая информация" назвал спорной в своем обращении к парламенту и Георгий Тугуши.
"Противоречивое положение о "сборе и передаче другой информации в ущерб интересам Грузии по поручению иностранных разведок или иностранных организаций" не уточняет, какую "другую информацию" закон запрещает собирать или передавать. Кроме того, нет никакой ссылки на какой бы то ни было нормативный акт, в котором мы можем найти объяснения того, что такое "другие сведения". Смысл словосочетания "другая информация" настолько широк, что, по сути, это может означать любую информацию на любую тему, и не только факты, но и мнение человека или его взгляды", - говорится в послании Народного защитника к парламенту.
О несовершенстве статьи 314 УК Грузии говорит и редактор газеты "Алиа" ("Пламя") Дито Тикарадзе. "В этом контексте действия любого из нас, даже передача этого материала может рассматриваться как действие, приносящее вред государству, так как в настоящий момент я даю интервью организации чужой страны", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Дито Тикарадзе.
Помимо определения "другая информация" Народный защитник Грузии зафиксировал и свое отношение к формулировке "сбор или передача информации по заданию разведки другой страны или иностранной организации в ущерб интересам Грузии".
"Если человек имеет отношения, например, с юридическим лицом частного права из другой страны, он может и не думать о возможности незаконных последствий, потому что к человеку не может быть применено требование о гарантиях того, что любая зарубежная организация не занимается таким сбором информации, которая вредила бы его стране", - говорится в обращении далее.
Лаша Тугуши считает, что формулировку "иностранные организации" следует расшифровать хотя бы потому, что в это определение попадают и международные организации (например, ООН, НАТО, ЕС), солидные информационные издания вроде "Би-Би-Си" и "Рейтер", а также научные учреждения и институты.
"В сложной ситуации могут оказаться не только журналисты, но и представители других свободных профессий, которые имеют отношения с иностранными организациями. В том числе и научные работники", - отмечает Лаша Тугуши.
По мнению авторов иска, поданного в Конституционный суд Грузии, нечеткие термины статьи о шпионаже уже позволили властям Грузии арестовать фоторепортеров, обвиненных в шпионаже в пользу России. Как сообщал «Кавказский узел», фоторепортеры Георгий Абдаладзе, Зураб Курцикидзе и Ираклий Геденидзе были арестованы утром 7 июля, всем им было предъявлено обвинение в шпионаже в пользу России. 22 июля Тбилисский городской суд признал их виновными, но вынес решение о назначении условного наказания.